Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 00:04, курсовая работа
Цель работы – разработка системы коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выделяются следующие задачи: 1. Изучение психолого-педагогической, логопедической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Сравнительный анализ особенностей памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с речевой патологией.
3. Разработка методических путей коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
4. Определение методических рекомендаций для специалистов и родителей по совершенствованию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
—Информационно-
2.2 Содержание и формы коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с нарушениями речи
Коррекционную работу по развитии памяти у дошкольников
с тяжелыми нарушениями речи необходимо
начинать с раннего возраста. Формирование
и совершенствование всех видов памяти
и её свойств, у дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи целесообразно осуществлять
как на коррекционно-развивающих и общеобразовательных
занятиях, так и в ходе режимных моментов,
а также в процессе свободной игровой
деятельности детей. Комплексное взаимодействие
учителей-логопедов, воспитателей, психологов
и родителей позволяет повысить динамику
развития памяти у детей данной категории.
[34, с. 176] В основе коррекционно-развивающей
работы по формированию памяти у детей
с тяжелыми нарушениями речи дошкольного
возраста целесообразно использовать
игровые педагогические технологии. Так,
на всех этапах обучения и коррекции специалисты
и родители активно используют ведущую
деятельность ребенка дошкольного возраста
– игровую деятельность. В процессе коррекционной
работы необходимо разрабатывать следующие
виды памяти у дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи: -зрительную
2.3 Методическая система дидактических игр и упражнений для развития памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Включая дидактические игры по совершенствованию памяти в коррекционный процесс, необходимо очень внимательно отбирать те из них, которые доступны детям с речевой патологией. Исходя из практической работы, можно сделать вывод, что одна игра оказывает коррекционное воздействие сразу на два или более психических процессов. Используя дидактические игры и упражнения как на различных фронтальных, индивидуальных занятиях, так и вне занятий отмечается, что у детей с тяжелыми нарушениями речи быстрее осуществляется формирование и совершенствование памяти, внимания, всех видов восприятия, мышления и речи. Итак, целесообразно учитывать следующие методические рекомендации к использованию дидактических игр по развитию памяти в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи:
1. Рекомендуется систематически и последовательно использовать дидактические игры по развитию памяти в коррекционной работе. 2. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям данной категории. 3. В каждой дидактической игре задачи и содержание должны соответствовать теме занятия и коррекционной работы. 4. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только коррекции психических процессов ребенка с тяжелыми нарушениями речи, но и формированию новых знаний. 5. Проводя дидактическую игру по развитию памяти, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку, выглядеть эстетично, без лишних отвлекающих деталей. Рабочая зона у доски ( в поле зрения детей) не должна пестрить множеством отвлекающих пособий. 6. Зная особенности детей с речевыми нарушениями, для лучшего восприятия ими изучаемого материала, необходимо стараться задействовать как можно большее количество анализаторов. 7. Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную, эмоциональную окраску и вызывают у детей заниматься умственным трудом.[29, с. 38] У дошкольников обычно лучше развита непроизвольная память, основанная на эмоциях и интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное. В старшем дошкольном возрасте психические познавательные процессы становятся произвольными. Ребёнок уже может ставить себе задачу запомнить определённый материал. Чтобы процесс запоминания проходил быстрее и легче, надо научить ребёнка различным приемам запоминания. Совершенствованию памяти уделяют внимание как воспитатели и логопеды, так и родители. [40, с. 82] Для развития зрительной памяти и внимания мы предлагаем использовать следующие игровые задания: выкладывание картинок на фланелеграфе сначала по образцу, а потом по памяти. Сюжеты могут быть самые разнообразные: «Зверята в хороводе»; «Цветы и бабочки», «Фрукты в вазе»; «На птичьем дворе» и др. Всё зависит от творчества и фантазии педагога. Главное, чтобы ребёнок с речевой патологией понимал смысловую связь между предметами. Такой материал легче запоминается, чем набор произвольно подобранных изображений. Для совершенствования зрительной памяти мы рекомендуем дидактическую игру «Запомни кружочки». Цель: развитие зрительной памяти у дошкольников. Оборудование: кружочки одинакового размера, но разного цвета. Ход игры: берутся кружочки одинакового размера, но разного цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). Детям предлагается запомнить последовательность расположения, отгадать чего не стало. [41, с. 48] Развитие памяти, внимания и восприятие размера у детей с нарушениями речи происходит при выполнении игрового упражнения «Построим ступеньки». Цель: развитие памяти, внимания и восприятие размера у детей с нарушениями речи. Оборудование: квадраты или прямоугольники одного цвета. Ход игры: выложить квадраты или прямоугольники одного цвета в порядке возрастания, убывания, в заданном воспитателем порядке. Как усложнение этого упражнения может быть использование разноцветных фигур. Тогда ребёнку необходимо запомнить не только последовательность расположения прямоугольников по высоте, но и по цвету. Посредством таких игровых заданий решается ещё одна коррекционная задача - развитие зрительно - моторной координации. Для проведения игровых упражнений удобно пользоваться большим фланелеграфом для педагога и индивидуальными (настольными) для детей. Работа с более старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, также строиться на системе игр, направленных на улучшение, развитие всех видов памяти. Параллельно происходит развитие воображения, логического и образного мышления, совершенствуются предметные представления. Если игровой материал для младших дошкольников с нарушениями речи имеет небольшой объём (2-3 предмета или картинки), то для старших дошкольников он состоит уже из 5-10 предметов или картинок. [38, с. 380] Для старших дошкольников с речевой патологией актуальными являются упражнения на запоминание цифр, букв, слов: «Цифровой ряд», «Я - фотоаппарат», «Путаница из геометрических фигур», «Запомни фигуры из палочек», «Запомни рисунки». Упражнение «Запомни рисунки». Цель: запоминание цифр, букв, слов. Оборудование: рисунки с изображением разных фигур. Ход игры: ребёнку показывают рисунок с изображением разных фигур, просят рассмотреть его и запомнить фигуры (их всего 9). Далее ребёнку показывают другой рисунок, на котором есть 9 изображений из первого рисунка и ещё 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка. Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. Упражнение проводится до тех пор, пока ребёнок не узнает все изображения, но не более 1,5 минут. [37, с. 189] Для усложнения игр используются изображения предметов в разных модальностях (контурном, силуэтном). На подготовительном этапе целесообразно провести дидактические игры «Чья тень?», «Кто мы?», «Забавные превращения». Сначала дети должны научиться составлять пары «цветное изображение - контурное изображение», «цветное изображение - силуэтное изображение», «контурное изображение - силуэтное изображение» для лучшего понимания и узнавания картинок. Варианты игр могут быть такие: «Выложи, как запомнил», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни цветные картинки, а выложи контурные (силуэтные)». В качестве игрового материала хорошо использовать рисунки животных, игрушек, листьев растений, овощей, фруктов. Вышеперечисленные упражнения не только развивают память и внимание, но и активизируют зрительные образы, совершенствуют и уточняют предметные представления. Более широко игры и игровые упражнения для совершенствования зрительной памяти представлены в Приложении 1. [41, с. 23] Для развития тактильной памяти можно использовать дощечки прямоугольной формы с различной шероховатостью. Дощечки вырезаются из прочного материала и на обратной стороне нумеруются. На лицевую сторону наклеиваются: мех, наждачная бумага, фланель, толстый шнурок, спички или маленькие палочки, целлофан, бархатистая ткань, вельвет и др. ткани. Задания к игре с дощечками могут быть такие: «Разложи дощечки в ряд по порядку от 1 до 10 номером вниз. Внимательно рассмотри. Закрой глаза и перемещай их. Разложи дощечки в прежнем порядке ». «Выбери на ощупь дощечки, которые напоминают кошку, стекло, газон со стриженой травой, шуб». Используя ощущение от разных поверхностей, можно восстанавливать в памяти знакомые и объекты. Более подробно аналогичные игры и игровые упражнения для развития тактильной памяти отражены в Приложении 2.[23, с. 25] Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка. Детям предлагается использовать специальные упражнения для развития слуховой памяти. Игра «Эстафета слов». Цель: развитие слуховой памяти. Ход игры: игра проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Взрослый называет одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали взрослый и добавляет свое слово. Педагог повторяет свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляет третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу. Можно проводить игру и по-другому. Педагог произносит короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Взрослый делает то же самое и т. д. Например, учитель говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Педагог говорит: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Взрослый говорит: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д. Дидактическая игра «Что какого цвета?». Цель: развитие слуховой памяти. Оборудование: картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку. Ход игры: ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Задание: «Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием. «Как мы наряжали елочку». Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой. Более подробно, упражнения и игры на развитие слуховой памяти, предложены в Приложении 3. [12, с. 57] Двигательная память играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Разучивание движений развивает у ребенка координацию, дает разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе. Подвижные игры необходимо включать в каждое занятие. Игра «Повторяй за мной». Цель: развитие двигательной памяти. Оборудование: подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалка.) Ход игры: ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения. Игра «Запрещенное движение». Цель: развитие двигательной памяти. Оборудование: подручный спортивный инвентарь. Ход игры: для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь. Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Играть можно и в паре. Более подробно, игры на развитие двигательной памяти отражены в Приложении 4. [40, с. 92] Упражнения на развитие вербальной памяти. Игра «Запомни и повтори ». Цель: развитие вербальной памяти. Ход игры: взрослый читает ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка. Игра «Вспомни сказку». Цель: развитие вербальной памяти. Ход игры: ребенку читаются слова, встречающиеся в одной сказке и просят по этим словам вспомнить название сказки. Старик, старуха, колобок, волк, заяц, медведь, лиса. Посадил, выросла, стал тянуть, тянет-потянет. Дед, баба, курочка, яичко, бил-бил не разбил. Более подробно игры на развитие вербальной памяти, предложены в Приложении 5. [23, с. 73] Тренировка памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи, происходит эффективнее, если научить детей способам расширения способности к запоминанию. Одним из них является способ отыскивания аналогии. Например, при запоминании цифр какое - то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то с номером квартиры и т.д. Целесообразно предложить самостоятельно найти какие-то аналогии для воспроизведения игрового материала. Такой же приём можно использовать для тренировки запоминания букв и слов. Необходимо учить использовать воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в памяти. Любая тренировка приносит положительные результаты только тогда, когда дети систематически упражняются в развитии памяти. Это может происходить и на занятиях, и в свободное время. Игровые упражнения на занятиях целесообразно проводить на материале изучаемого предмета. А вне занятий можно использовать любой другой материал. Главное, чтобы он был интересен ребёнку и подобран с учётом его индивидуальных особенностей. [38, с. 37] Работа по развитию памяти у дошкольников с речевой патологией, требует сосредоточенности ребёнка и контроля со стороны педагога. Поэтому целесообразно проводить её индивидуально или с небольшой подгруппой воспитанников. Память следует развивать в естественной обстановке, не используя видимое, прямое давление на детей. Для этого у взрослых есть замечательный инструмент - игра. [28, с. 321] Итак, в основу разработанной методической модели коррекционной работы по совершенствованию механизмов памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи положены игровые педагогические педагогические технологии. Мы разработали систему дидактических и развивающих игр, направленных на совершенствование зрительной и слуховой, вербальной и тактической, двигательной памяти у дошкольников с речевой патологией. Данные игровые методы можно рекомендовать как специалистам, так и родителям детей с тяжелыми нарушениями речи. Включение предложенных игр и игровых упражнений в систематическую коррекционно – педагогическую работу позволит повысить ее эффективность.
2.4. Взаимодействие специалистов и родителей по развитию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Вопросам взаимосвязи специального детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка с речевой патологией формируется прежде всего в семье и семейных отношениях, а родители являются главными участниками воспитательного, образовательного и коррекционного процесса. [27, с. 93] Работа с родителями является неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую работу по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу: участию родителей в утренниках, спортивных праздниках, выставках, театрализованных представлениях, консилиумах. Учителя-логопеды привлекают внимание родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для занятий в домашних условиях. Педагоги оказывают методическую помощь родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого необходимых знаний. [39, с. 271] Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание, как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога и родителей в воспитании гармонично развитой личности. Для повышения эффективности коррекционной работы как по развитию памяти и других познавательных процессов, так и по совершенствованию речи у дошкольников, учитель-логопед использует разные формы работы с родителями. [9, с. 189] При поступлении ребенка в детский сад родители заполняют анкету для учителя-логопеда, в которой указывают общие сведения о ребенке, анамнестические данные, сведения о его раннем развитии, о семье, о психологических и речевых особенностях ребенка. Далее проводится общее групповое собрание. На первом собрании родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы педагогов, с правилами и распорядком дня в детском саду. Целью последующих собраний является повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о закономерностях развития ребенка, о причинах возникновения того или иного дефекта речи, о значении медикаментозного и физиотерапевтического лечения, коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с речевой патологией. Специалисты отвечают на вопросы родителей, привлекают к обсуждению той или иной темы. Не обходят стороной и вопросы воспитания ребенка в семье. Проводятся открытые занятия. Учитель-логопед группы показывает родителям эти занятия. Ведь каждому родителю интересно увидеть, как занимается его ребенок, воспринимает инструкции педагога, взаимодействует со сверстниками. На таких занятиях педагог знакомит родителей с основными приемами постановки, автоматизации звуков, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями к речи детей в процессе занятия.[27,с.280] При использовании индивидуальной формы работы учитель-логопед раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год, дает рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях, показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Учитель-логопед объясняет, как правильно провести пальчиковую, артикуляционную гимнастику, в какие подвижные игры поиграть дома, на улице, какие читать книги, как составлять рассказы, загадывать и отгадывать загадки, решать логические задачки. Педагоги дошкольного учреждения привлекают родителей к изготовлению дидактических игр с пуговицами, шнурочками, замочками, с крупами, семенами, шишками для развития мелкой моторики пальцев рук, самодельных игрушек на развитие воздушной струи, дидактических игр по развитию памяти. [20, с. 92] Для большей эффективности коррекционной работы, учитель – логопед предлагает родителям завести индивидуальная тетрадь рекомендаций. В индивидуальной тетради ребенка учитель-логопед предлагает родителям материал для развития артикуляционной моторики, закрепления правильного произношения поставленных звуков, развития фонематических процессов, коррекции и развития лексико-грамматической стороны речи, развития памяти, внимания, мышления и восприятия. Те родители, которые добросовестно выполняют рекомендации педагога, видят успехи своих детей уже в первые месяцы пребывания ребенка в детском саду. [34, с. 302] Для привлечения родителей к закреплению полученных на занятиях знаний у детей по лексико-грамматическим темам, по изученным звукам и буквам, логопед использует учебные пособия, рабочие тетради, альбомы. Задания в них подобраны в соответствии с материалом, изученным в группе и требованиями специальной программы воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. В этих рабочих тетрадях предлагаются тренировочные задания, упражнения по развитию памяти у дошкольников с речевой патологией. Учителя-логопеды указывают стихи, скороговорки, которые следует выучить дома. Этот речевой материал должен быть знаком и доступен для дошкольников. Так, для младших дошкольников с речевой патологией целесообразно предлагать следующие стихи: Словно в танце закружились Лёгкие пушинки. Полетели над землёй Белые снежинки.
Серенькие зайки, Прыг-скок, прыг - прыг - скок. Разбежались по лужайке Скок - да скок, скок да скок.
Забежали в домики, Тихо посидели, Солнечного зайчика Вместе разглядели. Ты из дома выбегай, Зайку быстренько поймай!
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста, речевой материал усложняется. Им рекомендуется дома выучить следующие стихи и поговорки:
Стихи: Именинник детский сад! Друзей за ручку мы возьмем, И звонко песенку споем! Детский сад, детский сад, Нас всегда ты видеть рад! Мы в твое окошко Поглядим немножко, Ручкой мамочке помашем, А потом мы польку спляшем! Любим в садик мы ходить, И стишки о нем учить!
Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу.
Поговорки:
Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Дело мастера боится. Мала пчелка, да и та работает.
На стенде родители могут познакомиться с лексической темой, которую изучают дети с тяжелыми нарушениями речи, каков примерный лексикон по данной теме. Указываются литературные произведения, которые желательно прочитать, какие вопросы можно задать ребенку, какие стихи, тексты песен необходимо повторить с ребенком дома. В информационных уголках размещены рекомендации различных специалистов, по вопросам коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. [34, с. 38] Важную роль в коррекционной работе по развитию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи выполняют психологи, которые работают в специальном детском саду. Они, занимаясь, индивидуально и с подгруппами с детьми с речевой патологией, имеют возможность не только совершать память, но и развитие всех психических процессов и речи у детей. Психологи также консультируют родителей и помогают им более грамотно и верно осуществлять общее и речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями дома. [21, с. 150] Особое значение для развития памяти у дошкольников с речевой патологией, имеют музыкальные и физкультурные занятия. Итак, только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители) может способствовать коррекции процессов памяти у детей с речевой патологией, устранению речевых нарушений, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе. [18, с. 289] Таким образом, музыкальный руководитель способствует формированию умения у детей запоминать тексты песен, движения танцев ,а руководитель по физическому воспитанию обеспечивает условия для запоминания детьми с тяжелыми нарушениями речи правил подвижных игр, последовательность выполнения утренней зарядки и т.д. Воспитатель на общеобразовательных занятиях также систематически предлагает ребятам различные задания, игры, упражнения, в ходе которых тренируется память дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Итак, комплексная работа всех специалистов и родителей создает условия для успешного совершенствования как памяти, так и речи у дошкольников с речевой патологией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате нашего исследования
выяснилось, что вопрос о развитии памяти
у детей дошкольного возраста, в том числе
и у дошкольников с нарушениями речи, остается
актуальным на современном этапе развития
общей и специальной психологии. Память
развивается у дошкольника наиболее интенсивно
по сравнению с другими психическими процессами.
Таким образом, память является центральной
психической функцией, которая тесно связана
со всеми процессами познавательной деятельности,
а также с речью. Ни одна другая психическая
функция не может быть осуществлена без
участия памяти. Память обеспечивает
не только воспроизведение, но и восприятие
поступающей информации, что обуславливает
активный характер мнестической деятельности
человека. Изучение научных материалов
по проблеме исследования позволяет раскрыть
онтогенез памяти детей с нормальным речевым
развитием и учитывать его особенности
при изучении психических процессов у
детей с речевой патологией. Тяжелое речевое
недоразвитие, накладывает отпечаток
на формирование познавательных процессов,
в том числе и на развитие памяти. В ходе
нашего исследования были уточнены особенности
памяти, характерные для дошкольников
с тяжелыми нарушениями речи. У детей данной
категории наблюдается кратковременное
запоминание. Особые трудности вызывает
у детей запоминание словесного материала
(стихов, песен и т.д.). Им сложно запомнить
большое количество предметов, их изображений,
а также цифр и букв. Следовательно, необходима
ранняя и систематическая работа по коррекции
памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями
речи. Целенаправленное развитие памяти
у дошкольников с тяжелыми нарушениями
речи учителями-логопедами, воспитателями,
родителями позволяет повысить эффективность
как логопедической помощи, так и обучения
и воспитания детей данной категории.