Система коррекционно–развивающей работы по совершенствованию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка системы коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выделяются следующие задачи: 1. Изучение психолого-педагогической, логопедической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Сравнительный анализ особенностей памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с речевой патологией.
3. Разработка методических путей коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
4. Определение методических рекомендаций для специалистов и родителей по совершенствованию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Файлы: 1 файл

курсовая!!!.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

 —Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. [18, с. 276]    Итак, определение  задач, принципов, направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с речевой патологией дошкольного возраста позволяет организовать систематическую и целенаправленную коррекцию речевого и психического развития детей данной категории.

 

2.2 Содержание и формы коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с нарушениями речи

 

Коррекционную работу по развитии памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи необходимо начинать с раннего возраста.    Формирование и совершенствование всех видов памяти и её свойств, у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи целесообразно осуществлять как на коррекционно-развивающих и общеобразовательных занятиях, так и в ходе режимных моментов, а также в процессе свободной игровой деятельности детей. Комплексное взаимодействие учителей-логопедов, воспитателей, психологов и родителей позволяет повысить динамику развития памяти у детей данной категории. [34, с. 176]           В основе коррекционно-развивающей работы по формированию памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста целесообразно использовать игровые педагогические технологии. Так, на всех этапах обучения и коррекции специалисты и родители активно используют ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста – игровую деятельность.   В процессе коррекционной работы необходимо разрабатывать следующие виды памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи:    -зрительную           -тактильную           -слуховую             -двигательную            -вербальную память         Именно игра способствует обучению и воспитанию детей. Существуют различные виды игр : подвижные, сюжетно – ролевые, режиссерские и др.  Основой и сутью обучения в дошкольном возрасте является дидактическая игра, так как главная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие.  Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий. Дидактическая задача побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.  То есть, дидактическая игра помогает ему приобрести знания в легкой непринужденной форме. Дидактические игры широко используются как на фронтальных, так и  на индивидуальных занятиях. Достижение цели происходит путем решения различных задач, одной из которых является обучение детей с речевой патологией, через дидактическую игру, то есть « учить, играя». Дидактическая игра как метод, дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. С этой целью используются ряд дидактических игр и упражнений, которые необходимо отбирать со строгим учетом особенностей развития психических процессов у детей с речевой патологией.  [38, с. 287]  При введении дидактической игры в занятия как метода обучения, используя различные игровые приемы, создаю игровую ситуацию посредством введения в занятие сказочного или иного персонажа, что помогает детям правильно выполнить дидактическую задачу и сохранить более длительно внимание и интерес  к изучаемому материалу. Это могут быть : Зайчик     (игрушка или плоскостное изображение) , Незнайка, Почтальон Печкин, Буратино и т.д.  Для усиления взаимосвязи между этапами занятия можно вводить одного ( или нескольких) сказочного героя, который просит детей помочь  ему выполнить какое – либо задание, или  проверяет правильность выполнения заданий детьми, или сам помогает детям. [41, с. 82]    Для развития зрительной памяти рекомендуется использовать дидактические игры и игровые приемы со знакомыми игрушками и предметами. Так, ребятам с нарушениями речи предлагают игру «Чего не стало?».   Цель: развитие зрительной памяти.      Оборудование: знакомые детям игрушки (мяч, куклу, машинку).   Ход игры: педагог выкладывает на столе знакомые игрушки (мяч, куклу, машинку) и предлагает ребятам закрыть глаза. Потом он  используя знакомые малышам предметы (мяч, ведёрко, лопатка, матрёшка, пирамидка и др.), можно провести игры «Собери в корзинку», «Я беру на прогулку…». Цель игр: учить правильно называть предметы, развивать внимание, зрительную память.   На этом же материале проводятся игры «Какой игрушки не хватает?» - развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, обогащение словарного запаса; «Что изменилось?» - развитие зрительной памяти, цветовосприятия, внимания. С интересом дети играют со сказочными персонажами. На первом этапе лучше использовать не картинки, а объёмные фигуры, игрушки. Параллельно с запоминанием образов у детей развивается тактильное восприятие, которое дополняет представление о предметах. Для игр с подключением осязания надо подбирать игрушки (сказочные персонажи) с ярко выраженными отличительными признаками: сказка «Курочка ряба» - курочка, яйцо, мышка; сказка «Колобок» - зайчик, колобок, лисичка. Когда малыши с тяжелыми нарушениями речи, будут справляться с заданиями со знакомыми игрушками и картинками, можно переходить на запоминание более абстрактного материала - геометрических фигур. В таких игровых упражнениях дети с нарушением речи не только запоминают объекты, но и развивают глазодвигательные функции, умение ориентироваться в малом пространстве, активизируют зрительные образы и сенсорные эталоны.  [37, с. 217]   Особое внимание уделяется совершенствованию тактильной памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Тактильная память крайне важна для формирования эмоциональности. Она развивает способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Развитие тактильной памяти эффективно осуществляется в ходе игровой деятельности. Упражнения для  развития тактильной памяти у ребёнка:       Игра «Узнай предмет»          Цель: развитие тактильной памяти .     Оборудование: различные по форме предметы, знакомые ребятам.  Ход игры: для выполнения этого упражнения, необходимо завязать ребёнку глаза и дать ему потрогать различные по форме предметы.  После этого, нужно поочерёдно называть те предметы, которые он трогал.    Игра «Вспомни предмет».         Цель: развитие чувства запоминания и узнавания.    Оборудование: предметы, знакомые детям.      Ход игры: запоминание на ощупь предметов разбросанных на ощупь, а затем вспомнить вещи, которые лежат на столе и под столом. [23, с. 73]  Речемыслительные игры оказывают значимое воздействие на развитие слуховой памяти. Развивать слуховую память у ребенка необходимо с самого раннего возраста путем чтения ему стихов и сказок.      Игра «Лишнее слово»          Цель: развитие слуховой памяти.         Ход игры: педагог перечисляет ребенку несколько слов. Далее попросите его их запомнить. Задача ребенка состоит не только в том, чтобы назвать все слова, но определить из предоставленного списка, какое слово будет лишним (либо не подходящим по смыслу), и дать этому объяснение. Возможные варианты списка слов: 1) яблоко, груша, апельсин, банан, огурец; 2) тополь, береза, осина, сосна, смородина;3) лимонад, сок, компот, чай, пирожок и прочее. Игра «Каскад слов».         Цель: развитие слуховой памяти.        Ход игры: необходимо предложить ребенку перечислять слова, начиная с 2-х слов и постепенно увеличивая словесный ряд, каждый раз прибавляя по одному новому слову.  [37, с. 67]       Вербальная память – это память на информацию представленную в словесной форме, развивается у дошкольников параллельно с развитием речи. Немаловажным в коррекционной работе, является и развитие этой памяти. Детям предлагается игра: "Слова". Задача: назвать как можно больше слов на темы: "Отдых", "Семья", "Мой дом". [40, с. 156]      Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования  различных двигательных умений  и навыков (ходьба, письмо, вождение автомобиля, печатание на машинке и другие трудовые навыки и умения). Признаками хорошей двигательной  памяти являются физическая ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения особенно хорошо развита у спортсменов. Двигательную память детей дошкольного возраста развивает игра «Делай, как я».     Цель: развитие двигательной памяти.       Ход игры: на первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним. Игра «Повтори за мной». Игроки разбиваются на две команды. Ведущий просит участников игры выбрать по представителю от обеих команд в жюри. Представители команд танцуют в течение 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними. По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить движения танцора – противника как можно точнее. Жюри оценивает двигательную память участников игры, определяет сначала команду – победителя, а затем и игрока, обладающего лучшей памятью. [23, с. 90]  Кроме широкого использования дидактических игр на различных занятиях,  необходимо применять пальчиковую гимнастику,  элементы психогимнастики, физкультурные минутки,  логоритмические упражнения, элементы фонетической ритмики. [41, с. 78]         Таким образом, можно сделать вывод, что большую роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи имеют игровые педагогические технологии. Более эффективна будет коррекционная работа, если использовать игры и игровые упражнения на развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной и вербальной). Такой комплексный подход в коррекционно – развивающей работе позволит повысить динамику совершенствования зрительной и слуховой, вербальной и тактильной, двигательной памяти у дошкольников с речевой патологией.

 

 

 

2.3 Методическая система дидактических игр и упражнений для развития памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

 

Включая дидактические игры по совершенствованию памяти в коррекционный процесс, необходимо очень внимательно отбирать те из них, которые доступны детям с речевой патологией. Исходя из практической работы, можно сделать вывод, что одна игра оказывает коррекционное воздействие сразу  на два или более психических процессов.  Используя дидактические игры и упражнения как на различных фронтальных, индивидуальных занятиях, так и вне занятий отмечается, что у детей с тяжелыми нарушениями речи быстрее осуществляется формирование и совершенствование памяти, внимания, всех видов восприятия, мышления и речи. Итак, целесообразно учитывать следующие методические рекомендации к использованию  дидактических игр по развитию памяти в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи:

        1. Рекомендуется систематически и последовательно использовать дидактические игры по развитию памяти в коррекционной работе.    2.   Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям данной категории.              3. В каждой дидактической игре задачи и содержание должны соответствовать теме занятия и коррекционной работы.     4. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только коррекции психических процессов ребенка с тяжелыми нарушениями речи, но и формированию новых знаний.             5. Проводя дидактическую игру по развитию памяти, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку, выглядеть эстетично, без лишних отвлекающих деталей. Рабочая зона у доски ( в поле зрения детей) не должна пестрить множеством отвлекающих пособий.             6. Зная особенности детей с речевыми нарушениями,  для лучшего восприятия ими изучаемого материала, необходимо стараться задействовать как можно большее количество анализаторов.        7. Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную, эмоциональную окраску и вызывают у детей заниматься умственным трудом.[29, с. 38]            У дошкольников обычно лучше развита непроизвольная память, основанная на эмоциях и интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное. В старшем дошкольном возрасте психические познавательные процессы становятся произвольными. Ребёнок уже может ставить себе задачу запомнить определённый материал. Чтобы процесс запоминания проходил быстрее и легче, надо научить ребёнка различным приемам запоминания. Совершенствованию памяти уделяют внимание как воспитатели и логопеды, так и родители. [40, с. 82]           Для развития зрительной памяти и внимания мы предлагаем использовать следующие игровые задания: выкладывание картинок на фланелеграфе сначала по образцу, а потом по памяти. Сюжеты могут быть самые разнообразные: «Зверята в хороводе»; «Цветы и бабочки», «Фрукты в вазе»; «На птичьем дворе» и др. Всё зависит от творчества и фантазии педагога. Главное, чтобы ребёнок с речевой патологией понимал смысловую связь между предметами. Такой материал легче запоминается, чем набор произвольно подобранных изображений.             Для совершенствования зрительной памяти мы рекомендуем дидактическую игру «Запомни кружочки».       Цель: развитие зрительной памяти у дошкольников.    Оборудование: кружочки одинакового размера, но разного цвета.  Ход игры: берутся кружочки одинакового размера, но разного цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). Детям предлагается запомнить последовательность расположения, отгадать чего не стало. [41, с. 48]   Развитие памяти, внимания и восприятие размера у детей с нарушениями речи происходит при выполнении игрового упражнения «Построим ступеньки».  Цель: развитие памяти, внимания и восприятие размера у детей с нарушениями речи.         Оборудование: квадраты или прямоугольники одного цвета.   Ход игры: выложить квадраты или прямоугольники одного цвета в порядке возрастания, убывания, в заданном воспитателем порядке. Как усложнение этого упражнения может быть использование разноцветных фигур. Тогда ребёнку необходимо запомнить не только последовательность расположения прямоугольников по высоте, но и по цвету.      Посредством таких игровых заданий решается ещё одна коррекционная задача - развитие зрительно - моторной координации. Для проведения игровых упражнений удобно пользоваться большим фланелеграфом для педагога и индивидуальными (настольными) для детей.       Работа с более старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, также строиться на системе игр, направленных на улучшение, развитие всех видов памяти. Параллельно происходит развитие воображения, логического и образного мышления, совершенствуются предметные представления. Если игровой материал для младших дошкольников с нарушениями речи имеет  небольшой объём (2-3 предмета или картинки), то для старших дошкольников он состоит уже из 5-10 предметов или картинок. [38, с. 380]    Для старших дошкольников с речевой патологией актуальными являются упражнения на запоминание цифр, букв, слов: «Цифровой ряд», «Я - фотоаппарат», «Путаница из геометрических фигур», «Запомни фигуры из палочек», «Запомни рисунки».       Упражнение «Запомни рисунки».             Цель: запоминание цифр, букв, слов.     Оборудование: рисунки с изображением разных фигур.    Ход игры: ребёнку показывают рисунок с изображением разных фигур, просят рассмотреть его и запомнить фигуры (их всего 9). Далее ребёнку показывают другой рисунок, на котором есть 9 изображений из первого рисунка и ещё 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка. Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. Упражнение проводится до тех пор, пока ребёнок не узнает все изображения, но не более 1,5 минут.  [37, с. 189]  Для усложнения игр используются изображения предметов в разных модальностях (контурном, силуэтном). На подготовительном этапе целесообразно провести дидактические игры «Чья тень?», «Кто мы?», «Забавные превращения». Сначала дети должны научиться составлять пары «цветное изображение - контурное изображение», «цветное изображение - силуэтное изображение», «контурное изображение - силуэтное изображение» для лучшего понимания и узнавания картинок. Варианты игр могут быть такие: «Выложи, как запомнил», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни цветные картинки, а выложи контурные (силуэтные)». В качестве игрового материала хорошо использовать рисунки животных, игрушек, листьев растений, овощей, фруктов. Вышеперечисленные упражнения не только развивают память и внимание, но и активизируют зрительные образы, совершенствуют и уточняют предметные представления. Более широко игры и игровые упражнения для совершенствования зрительной памяти представлены в Приложении 1. [41, с. 23] Для развития тактильной памяти можно использовать дощечки прямоугольной формы с различной шероховатостью. Дощечки вырезаются из прочного материала и на обратной стороне нумеруются. На лицевую сторону наклеиваются: мех, наждачная бумага, фланель, толстый шнурок, спички или маленькие палочки, целлофан, бархатистая ткань, вельвет и др. ткани. Задания к игре с дощечками могут быть такие: «Разложи дощечки в ряд по порядку от 1 до 10 номером вниз. Внимательно рассмотри. Закрой глаза и перемещай их. Разложи дощечки в прежнем порядке ». «Выбери на ощупь дощечки, которые напоминают кошку, стекло, газон со стриженой травой, шуб». Используя ощущение от разных поверхностей, можно восстанавливать в памяти знакомые и объекты. Более подробно аналогичные игры и игровые упражнения для развития тактильной памяти отражены в Приложении 2.[23, с. 25]  Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка. Детям предлагается использовать специальные упражнения для развития слуховой памяти.          Игра «Эстафета слов».          Цель:  развитие слуховой памяти.        Ход игры: игра проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Взрослый называет одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали взрослый и добавляет свое слово. Педагог повторяет свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляет третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу. Можно проводить игру и по-другому. Педагог произносит короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Взрослый делает то же самое и т. д. Например, учитель говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Педагог говорит: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Взрослый говорит: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.             Дидактическая игра «Что какого цвета?».       Цель: развитие слуховой памяти.       Оборудование: картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку.          Ход игры: ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Задание: «Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием. «Как мы наряжали елочку». Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой. Более подробно, упражнения и игры на развитие слуховой памяти, предложены в Приложении 3. [12, с. 57]     Двигательная память играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Разучивание движений развивает у ребенка координацию, дает разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе. Подвижные игры необходимо включать в каждое занятие.        Игра «Повторяй за мной».         Цель: развитие двигательной памяти.     Оборудование: подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалка.)  Ход игры: ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.    Игра «Запрещенное движение».       Цель: развитие двигательной памяти.     Оборудование: подручный спортивный инвентарь.     Ход игры: для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь. Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Играть можно и в паре. Более подробно, игры на развитие двигательной памяти отражены в Приложении 4. [40, с. 92]  Упражнения на развитие вербальной памяти.      Игра «Запомни и повтори ».        Цель: развитие вербальной памяти.        Ход игры: взрослый читает ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.            Игра «Вспомни сказку».        Цель: развитие вербальной памяти.        Ход игры: ребенку читаются слова, встречающиеся в одной сказке и просят по этим словам вспомнить название сказки. Старик, старуха, колобок, волк, заяц, медведь, лиса. Посадил, выросла, стал тянуть, тянет-потянет. Дед, баба, курочка, яичко, бил-бил не разбил. Более подробно игры на развитие вербальной памяти, предложены в Приложении 5. [23, с. 73]   Тренировка памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи, происходит эффективнее, если научить детей способам расширения способности к запоминанию. Одним из них является способ отыскивания аналогии. Например, при запоминании цифр какое - то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то с номером квартиры и т.д. Целесообразно предложить самостоятельно найти какие-то аналогии для воспроизведения игрового материала. Такой же приём можно использовать для тренировки запоминания букв и слов. Необходимо учить использовать воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в памяти.        Любая тренировка приносит положительные результаты только тогда, когда дети систематически упражняются в развитии памяти. Это может происходить и на занятиях, и в свободное время. Игровые упражнения на занятиях целесообразно проводить на материале изучаемого предмета. А вне занятий можно использовать любой другой материал. Главное, чтобы он был интересен ребёнку и подобран с учётом его индивидуальных особенностей.     [38, с. 37]             Работа по развитию памяти у дошкольников с речевой патологией,  требует сосредоточенности ребёнка и контроля со стороны педагога. Поэтому целесообразно проводить её индивидуально или с небольшой подгруппой воспитанников. Память следует развивать в естественной обстановке, не используя видимое, прямое давление на детей. Для этого у взрослых есть замечательный инструмент - игра. [28, с. 321]       Итак, в основу разработанной методической модели коррекционной работы по совершенствованию механизмов памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи положены игровые педагогические педагогические технологии. Мы разработали систему дидактических и развивающих  игр, направленных на совершенствование зрительной и слуховой, вербальной и тактической, двигательной памяти у дошкольников с речевой патологией. Данные игровые методы можно рекомендовать как специалистам, так и родителям детей с тяжелыми нарушениями речи. Включение предложенных игр и игровых упражнений в систематическую коррекционно – педагогическую работу позволит повысить ее эффективность.

 

2.4. Взаимодействие  специалистов и родителей по  развитию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

 

Вопросам взаимосвязи специального детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка с речевой патологией формируется прежде всего в семье и семейных отношениях, а родители являются главными участниками воспитательного, образовательного и коррекционного процесса.  [27, с. 93]        Работа с родителями является  неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую работу по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу: участию родителей в утренниках, спортивных праздниках, выставках, театрализованных представлениях, консилиумах. Учителя-логопеды привлекают внимание родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для занятий в домашних условиях.  Педагоги оказывают методическую помощь родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого необходимых знаний. [39, с. 271]      Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание, как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога и родителей в воспитании гармонично развитой личности.       Для повышения эффективности коррекционной работы как по развитию памяти и других познавательных процессов, так и по совершенствованию речи у дошкольников, учитель-логопед использует разные формы работы с родителями. [9, с. 189]           При поступлении ребенка в детский сад родители заполняют анкету для учителя-логопеда, в которой указывают общие сведения о ребенке, анамнестические данные, сведения о его раннем  развитии, о семье, о психологических и речевых  особенностях ребенка. Далее проводится общее групповое собрание.            На первом собрании родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы педагогов, с правилами и распорядком дня в детском саду.         Целью последующих собраний является повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о закономерностях развития ребенка, о причинах возникновения того или иного дефекта речи, о значении медикаментозного и физиотерапевтического лечения, коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с речевой патологией.   Специалисты отвечают на вопросы родителей, привлекают к обсуждению той или иной темы. Не обходят стороной  и вопросы воспитания ребенка в семье. Проводятся открытые занятия. Учитель-логопед группы показывает родителям эти занятия. Ведь каждому родителю интересно увидеть,  как занимается его ребенок, воспринимает инструкции педагога, взаимодействует со сверстниками.  На таких занятиях педагог  знакомит родителей с основными приемами постановки, автоматизации  звуков, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями к речи детей в процессе занятия.[27,с.280] При использовании индивидуальной формы работы учитель-логопед раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год,  дает рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях, показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Учитель-логопед объясняет,  как правильно провести пальчиковую, артикуляционную гимнастику, в какие подвижные игры поиграть дома, на улице, какие читать книги, как составлять рассказы, загадывать и отгадывать загадки, решать логические задачки. Педагоги  дошкольного учреждения привлекают родителей к изготовлению дидактических игр с пуговицами, шнурочками, замочками, с крупами, семенами, шишками  для развития мелкой моторики пальцев рук, самодельных  игрушек на развитие воздушной струи, дидактических игр по развитию памяти. [20, с. 92]          Для большей эффективности коррекционной работы, учитель – логопед предлагает родителям завести индивидуальная тетрадь рекомендаций. В индивидуальной тетради ребенка учитель-логопед  предлагает родителям материал для  развития артикуляционной моторики, закрепления правильного произношения поставленных звуков,   развития фонематических процессов, коррекции и развития лексико-грамматической стороны речи, развития памяти, внимания, мышления и восприятия.  Те родители, которые добросовестно выполняют рекомендации педагога, видят успехи своих детей уже в первые месяцы пребывания ребенка в детском саду. [34, с. 302]     Для привлечения родителей к закреплению  полученных на занятиях знаний у детей по лексико-грамматическим темам, по изученным звукам и буквам, логопед использует учебные пособия, рабочие тетради, альбомы.  Задания  в них  подобраны в соответствии с материалом, изученным в группе  и требованиями специальной программы воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. В этих рабочих тетрадях предлагаются тренировочные задания, упражнения по развитию памяти у дошкольников с речевой патологией. Учителя-логопеды указывают стихи, скороговорки, которые следует выучить дома. Этот речевой материал должен быть знаком и доступен для дошкольников. Так, для младших дошкольников с речевой патологией целесообразно предлагать следующие стихи:   Словно в танце закружились         Лёгкие пушинки.           Полетели над землёй          Белые снежинки.

Серенькие зайки,           Прыг-скок, прыг - прыг - скок.      Разбежались по лужайке         Скок - да скок, скок да скок.

Забежали в домики,         Тихо посидели,         Солнечного зайчика         Вместе разглядели.          Ты из дома выбегай,         Зайку быстренько поймай!

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста, речевой материал усложняется. Им рекомендуется дома выучить следующие стихи и поговорки:

          Стихи:          Именинник детский сад!         Друзей за ручку мы возьмем,         И звонко песенку споем!         Детский сад, детский сад,         Нас всегда ты видеть рад!         Мы в твое окошко         Поглядим немножко,         Ручкой мамочке помашем,         А потом мы польку спляшем!        Любим в садик мы ходить,         И стишки о нем учить!

 

Вот стоит большая елка,         Вот такой высоты.          У нее большие ветки.          Вот такой ширины.          Есть на елке даже шишки,         А внизу – берлога мишки.         Зиму спит там косолапый         И сосет в берлоге лапу.

Поговорки:

Терпенье и труд все перетрут.        Без труда не выловишь и рыбку из пруда.      Дело мастера боится.          Мала пчелка, да и та работает.

      На стенде  родители могут познакомиться  с лексической темой, которую изучают дети с тяжелыми нарушениями речи, каков примерный лексикон по данной теме. Указываются литературные произведения,  которые желательно прочитать, какие вопросы можно задать ребенку, какие стихи, тексты песен необходимо повторить с ребенком дома. В информационных уголках размещены рекомендации различных специалистов, по вопросам коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. [34, с. 38]         Важную роль в коррекционной работе по развитию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи выполняют психологи, которые работают в специальном детском саду. Они, занимаясь, индивидуально и с подгруппами с детьми с речевой патологией, имеют возможность не только совершать память, но и развитие всех психических процессов и речи у детей. Психологи также консультируют родителей и помогают им более грамотно и верно осуществлять общее и речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями дома. [21, с. 150]            Особое значение для развития памяти у дошкольников с речевой патологией, имеют музыкальные и физкультурные занятия. Итак, только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители) может способствовать  коррекции процессов памяти у детей с речевой патологией, устранению  речевых нарушений, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе. [18, с. 289]            Таким образом, музыкальный руководитель способствует формированию умения у детей запоминать тексты песен, движения танцев ,а руководитель по физическому воспитанию обеспечивает условия для запоминания детьми с тяжелыми нарушениями речи правил подвижных игр, последовательность выполнения утренней зарядки и т.д. Воспитатель на общеобразовательных занятиях также систематически предлагает ребятам различные задания, игры, упражнения, в ходе которых тренируется память дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.          Итак, комплексная работа всех специалистов и родителей создает условия для успешного совершенствования как памяти, так и речи у дошкольников с речевой патологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате нашего исследования выяснилось, что вопрос о развитии памяти у детей дошкольного возраста, в том числе и у дошкольников с нарушениями речи, остается актуальным на современном этапе развития общей и специальной психологии.          Память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими психическими процессами. Таким образом, память является центральной психической функцией, которая тесно связана со всеми процессами познавательной деятельности, а также с речью. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти.  Память обеспечивает не только воспроизведение, но и восприятие поступающей информации, что обуславливает активный характер мнестической деятельности человека.  Изучение научных материалов по проблеме исследования позволяет раскрыть онтогенез памяти детей с нормальным речевым развитием и учитывать его особенности при изучении психических процессов у детей с речевой патологией. Тяжелое речевое недоразвитие, накладывает отпечаток на формирование познавательных процессов, в том числе и на развитие памяти. В ходе нашего исследования были уточнены особенности памяти, характерные для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. У детей данной категории наблюдается кратковременное запоминание. Особые трудности вызывает у детей запоминание словесного материала (стихов, песен и т.д.). Им сложно запомнить большое количество предметов, их изображений, а также цифр и букв.           Следовательно, необходима ранняя и систематическая работа по коррекции памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Целенаправленное развитие памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи учителями-логопедами, воспитателями, родителями позволяет повысить эффективность как логопедической помощи, так и обучения и воспитания детей данной категории.         Коррекционную работу по развитию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи необходимо начинать с раннего возраста. В процессе коррекционной работы необходимо разрабатывать все виды памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: зрительную, тактильную, слуховую, двигательную и вербальную память.      В коррекционно-развивающей работе по формированию памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста целесообразно использовать игровые педагогические технологии. Так, на всех этапах обучения и коррекции специалисты и родители активно используют ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста – игровую деятельность.   В процессе нашего исследования особое внимание уделялось разработке методической системы дидактических игр и игровых упражнений для развития памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Мы предлагаем специальные игры для развития зрительной, слуховой, вербальной, тактильной и двигательной памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Указанные игры разработаны для каждого этапа обучения, поэтому в их основе лежат принципы «от простого к сложному». В связи с этим, представленная в нашей работе методическая система игр и игровых заданий имеет практическое значение. Она представляет определенный интерес как для специалистов, так и для родителей для детей с тяжелыми нарушениями речи.      В нашей работе раскрывается взаимодействие специалистов и родителей по проведению коррекции и совершенствования механизмов памяти у дошкольников с речевой патологией. Мы раскрыли коррекционную значимость общеобразовательных и коррекционных, музыкальных и физических занятий, а также индивидуальных занятий с психологом. Участие всех педагогов в коррекционной работе, включение семьи в данный процесс, будет способствовать более быстрой динамике развития памяти у дошкольников с нарушениями речи.

Информация о работе Система коррекционно–развивающей работы по совершенствованию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи