Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 00:04, курсовая работа
Цель работы – разработка системы коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выделяются следующие задачи: 1. Изучение психолого-педагогической, логопедической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Сравнительный анализ особенностей памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с речевой патологией.
3. Разработка методических путей коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
4. Определение методических рекомендаций для специалистов и родителей по совершенствованию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения /Пер. с англ. под общ. ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф.Ломова. – М.: Прогресс,1980. 2. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. - 1976. - №4. - С. 23-31. 3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2- х т. Т. 2/Под ред. А. В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979. 4. Блонский П.П. Память и мышление. СПб., 2001. 5. Власова Т.А., Повзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М. 1973. 6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский.– М.: Психология, 1990. – 219 с. 7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. – М.: Психология, 2000. 8. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. – М.:Наука,1973. 9. Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие по курсу “Психология человека”. – М.: Педагогическое общество России, 2006. 10. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т.1: Пер. с франц. – М.: Мир, 2009. 11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.:Свет,1997. 12. Голубева Э.Л.Индивидуальные особенности памяти человека. М.,1980. 13. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения /Н.А.Добролюбов. – М.: Педагогика, 1992. 14.Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996. 15.Житникова Л.М. Учим детей запоминать. - М, 1985. 16.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М., 1990. 17.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961. 18.Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М.: Просвещение, 1985. 19. Запорожец, А.В. Психология / А.В.Запорожец. - М.: Учпедгиз, 1953. 20. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 21.Зинченко П.И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб., 2002. 22. Истомина, З.М. Развитие памяти / З.М.Истомина. – М.: Психология, 1977. 23.Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология .Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991.. М.; Высшая школа, 1989. 24.Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 8. 25.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – м. 1991. 26.Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М., 2001. 27. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию/Пер. с англ. под ред. А.Р. Лурия. – М.: Мир, 1974. 28. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В. В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. 29. Лурия А.Р. Внимание и память – М.: Изд-во МГУ, 1975. 30. Лурия А.Р. Внимание и память / Лурия, А.Р. М.: Педагогика, 1988. 31. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 33.Немов Р.С. Психология в 3-х т. T. 1, 3. M., 1993. 34. Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 1997. №3. -С.84 35.Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок//Дошкольное воспитание. - 1986. - № 3. 36.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. -М.: Просвещение, 1982. 37.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателей дет.сада. - М.: Просвещение, 1982. 38.Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста //Вопросы психологии. - 1979.- №4.-С. 127-130. 39. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. -М.: Просвещение, 1976. 40. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Просвещение. 1988. -С.11-108.11. 41.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. -М.: Просвещение, 1982.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игры на развитие зрительной памяти:
Игра «Опиши по памяти». Детям короткое время показывается кукла, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфли, носочки, стоит она или сидит и так далее. Игра «Найди картинку». Ребенку на короткое время показывается картинка, а затем из набора похожих картинок предлагается выбрать ту, которую ему показывали. Игра «Запомни картинку». Ребенку в течение 2 – 3 секунд показывается детям лист бумаги с изображенными на нем в произвольном порядке фигурами, после чего его просят по памяти воспроизвести фигуры. Такое же задание можно проводить с изображениями букв и цифр, геометрических фигур. Игра «Что изменилось?». Перед ребенком ставится несколько игрушек и дают посмотреть на них несколько секунд. Затем просят его отвернуться и меняют местами несколько игрушек. Повернувшись ребенок говорит, что изменилось. Игра «Я фотоаппарат». Ребенку предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и так далее. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все, что происходит за окном. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игры на развитие тактильной памяти:
Игра «Угадай кто я» Цель: развитие тактильной памяти. Задание: «Запомни в каком порядке сидят твои товарищи.» Ход игры: Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30-40 секунд водят по классу, потом останавливают возле одной из парт и кладут его руку на плечо товарища. Он должен назвать имя того, к кому его подвели, т.е. водящий должен помнить не только то, как кого зовут и где кто сидит, но и как его водили по классу, где он должен сейчас стоять. В этой игре могут участвовать все ученики. Игра «Угадай предмет» Цель: развитие тактильной памяти. Задание: «Запомни как и в каком порядке лежат предметы» Ход игры: Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30-40 секунд водят по классу, потом останавливают возле одного из предметов. Он должен назвать этот предмет. Игра "Волшебный мешочек". Цель: развитие тактильной памяти. Тема: Геометрические фигуры. Ход игры: Перед детьми мешочки с набором разных геометрических фигур. Они выбирают из мешочка называемую педагогом фигуру и выкладывают ее на стол.
Игры на развитие слуховой памяти
Это задание рассчитано на работу с партнером. Вам медленно и лишь один раз читают ряды слов. Ваша задача- запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов. СЫН, ОБЛАКО, КОШКА- получается закодированное слово СОК.
-МАМА, ИСКРА, РОДИНА
-КРАСКА, РОМАШКА, ЕДА, МОРЕ
-ГРАЧ, ОБЛАКО, РЕКА, АПЕЛЬСИН
-СОН, ВАТА, ЕЛЬ, ТЕМА
Игра "Я - фотоаппарат" Предложите
ребенку представить себя фотоаппаратом,
который может сфотографировать любой
предмет, ситуацию, человека и т.д. Например,
ребенок в течение нескольких секунд внимательно
рассматривает все предметы, находящиеся
на письменном столе. Затем закрывает
глаза и перечисляет все, что ему удалось
запомнить. Так можно развить у детей не
только память, но и внимание. Помните:
всегда лучше запоминается то, что интересно
ребенку. Поэтому старайтесь придумывать
разные игры. Например, играйте с ребенком
в Шерлока Холмса или в разведчика. Игра
«Я положил в мешок…». Взрослый начинает
игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки".
Следующий играющий повторяет сказанное
и добавляет еще что-нибудь: "Я положил
в мешок яблоки и бананы". Третий игрок
повторяет фразу и добавляет что - то от
себя. И так далее. Можно просто добавлять
по одному слову, а можно подбирать слова
по алфавиту: "В саду у бабушки растут..."
(Порядок тот же). В этих играх неважно,
кто становится победителем, а кто проигравшим.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность
вспоминать, получая от этого удовольствие.
1. огонь 2. дом, молоко 3.конь, гриб, игла 4.петух, солнце, асфальт, тетрадь 5. крыша, пень, вода, свеча, школа 6.карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб 7.орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын 8. гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед 9. мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки 10.грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник. То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Игры на развитие двигательной памяти:
Игра « Добавь движение». Цель: Развивать двигательную
память. Ход игры: Игра проводится с подгруппой
детей 5-7 человек. Один ребенок показывает
любое двигательное действие. Второй ребенок
повторяет показанное движение и добавляет
какое – либо свое. Третий ребенок повторяет
два предыдущих движения и показывает
третье. Четвертому ребенку придется повторить
уже три движения, а потом показать свое
движение и т.д.Если игрок допускает ошибку,
то игра начинается заново с другими движениями.
Или игроки, допустившие ошибку, выбывают
из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не
ошибся. Игра «Скопируй позы». Цель: развивать
двигательную память, ловкость. Ход игры:
Два участника игры стоят лицом друг к
другу, один из них в течении 3-4 секунд
принимает определенную позу, затем возвращается
в исходное положение. Второй участник
должен повторить позу, затем они меняются
ролями. Далее в игре принимают участие
две пары детей, потом играют трое, четверо
на четверо и т.д. Выигрывают те игроки,
которые выполнили задание успешнее. Остальные
участники могут выполнять функцию жюри. Игра
«Запомни движения». Цель: развивать зрительную
и моторную память, координацию движений. Ход
игры: Дети повторяют движения рук и ног
за ведущим. Когда они запомнят очередность
упражнений, повторяют их самостоятельность,
но в обратном порядке. Например:
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Игры на развитие вербальной памяти:
Игра «Запомни слово». Ребенку предлагается послушать несколько слов (например, кот, книга, самолет, цветок, лиса, дерево, зонт, ключ) и запомнить их, а затем повторить. Также запоминание отдельных слов можно включить в ход занятия, например по труду: починка детских игрушек. При подготовке к этому несложному виду работы, а также в процессе ее осуществляется потребность в простейших инструментах и различных материалах, которых нет в группе, но которые хранятся у воспитателя. Одному из детей предлагается получить у воспитателя необходимые для работы вещи (10 предметов). Запоминание слов осуществляется в сюжетной игре («Путешествие»). По ходу игры у детей возникает необходимость в тех или иных предметах, которых в этот момент у них нет. Эти предметы отчетливо называются одному из играющих детей (каждый раз другому). Названия вещей ребенок должен вспомнить, придя за ними к воспитательнице, находящейся в другом помещение. (Каждый раз называется 10 предметов.) Детям прочитывается рассказ (К.Д.Ушинского «В зоопарке») и предлагается послушать его. По окончании слушания предлагается воспроизвести названия птиц и животных, о которых говорится в рассказе. Затем задание усложняется, предлагается запомнить пары слов. Например: дождь – зонт, самолет – облако, чашка – блюдце, карандаш – тетрадь, кошка – молоко, дом – окно, лес – грибы, птица – гнездо. После чего читаются первые слова, а ребенок должен повторить второе слово из этой пары. Следующий этап этого задания – это запоминание фраз. Читается несколько фраз. Ребенка предупреждают, что их нужно запомнить, а потом просят воспроизвести каждую из них. Количество фраз 2 – 3, в каждой по 4 – 5 слов. Упражнение . «Я положил в мешок». Играют с группой детей. Ведущий начинает и говорит: «Я положил в мешок яблоки.» Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь. И так далее. Играют до тех пор, пока дети могут воспроизводить словесный ряд. После этого можно для игры придумывать небольшие тексты. Ведущий придумывает первое предложение. Следующий игрок повторяет это предложение и добавляет свое, и так далее.