Система образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:48, реферат

Описание работы

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены:
- на обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;
- совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;
- улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Непрерывное образование……………………………………………………..6
2. Характеристика образовательной системы в России………………………...8
3. Дошкольные образовательные учреждения………………………………...12
4.Современная система образования в России………………………………...15
5. Частные и альтернативные образовательные учреждения…………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………....26

Файлы: 1 файл

Реферат СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ.docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

                                                                               

                                 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

                                                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ФГОУ ВПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

                                                 АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                                    КАФЕДРА КУЛЬТУРЫ

 

                                     

 

                                             РЕФЕРАТ

                  

      Тема: «Система образования в России»

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса

ФЭИ группа 6219

Птица К.А.

   

 Проверил:

Тарабанько Е.В.




 

 

 

 

 

 

 

                                      Благовещенск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Непрерывное образование……………………………………………………..6

2. Характеристика образовательной  системы в России………………………...8

3. Дошкольные образовательные учреждения………………………………...12

4.Современная  система образования в России………………………………...15

5. Частные и альтернативные образовательные  учреждения…………………21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список  литературы……………………………………………………………....26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, ВУЗ готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.

История человечества свидетельствует, что  образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе, сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров.

Образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного образования.

Для каждого отдельного человека образование  имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется “образ человеческий”. С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.

Обычно  российское естественнонаучное образование  оценивают очень высоко, считая его  одним из лучших в мире. В пользу этого говорят блистательные  результаты российских школьников на международных олимпиадах, а также  высокий уровень подготовки российских сотрудников, работающих в зарубежных университетах или фирмах, в сравнении  с западными коллегами. Примерно к такому же выводу приводят впечатления  эмигрировавших педагогов, уже накопивших определённый опыт преподавания в российских школах и ныне преподающих в других странах.

Тем не менее, у этой точки зрения есть и оппоненты. Они ссылаются на низкий уровень массовой грамотности  российского населения, особенно сельского, на невысокую образованность жителей  многих малых городов, удаленных  от столичных мегаполисов.

Изменения в социально-экономической сфере  общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены:

- на обновление всех звеньев  своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

- совершенствование содержания, методов  и средств учебно-воспитательной  работы;

- улучшение подготовки и повышения  квалификации педагогических кадров.

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ “Об образовании” (1992). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ “Об образовании” подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.

В качестве ведущих принципов государственной  политики в области образования в России закон утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов России; общедоступность и др.

 

 

 

 

 

1 НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вопрос  о том, можно ли выучиться, получить образование один раз на всю жизнь, не является новым для общества. Идея непрерывного (пожизненного) обучения возникла в далеком прошлом. Первые намеки по поводу необходимости учиться постоянно содержатся в древних писаниях Библии, Коране, Талмуде), в высказываниях Платона, Аристотеля, в народных изречениях типа “Век живи - век учись”.

  Первоначально идея непрерывного  образования разрабатывалась как проблема образования взрослых. В современной концепции непрерывное образование рассматривается как постоянная форма всей жизни человека начиная с раннего возраста. В процессе образования человека участвуют не только специальные учебно-воспитательные учреждения, но и семья, научные центры, неформальные объединения, средства массовой информации, церковь и др. Причем образование взрослых и эффективность обучения детей теснейшим образом связаны между собой, не требуется особых доказательств того, что культурные, социально активные родители, образованные педагоги - необходимое условие для успешного развития ребенка. И, наоборот, в ситуации малограмотного окружения ребенок не может получить настоящего образования.

Основные  принципы непрерывного образования  можно сформулировать следующим  образом:

- ориентация образовательной системы  на человека, на его некоторые  индивидуальные и базовые потребности;

- широкий демократизм образовательной  системы, доступность, открытость любой ступени и формы образования каждому независимо от пола, социального положения, национальности, физического состояния и др.;

- быстрое реагирование образовательной  системы на особенности интересов  различных категорий населения,  а также стилей и темпов  обучения;

- развитие различных форм образовательных  услуг, позволяющих каждому желающему  воспользоваться ими в удобном  для него виде, в необходимом  объеме, в подходящем месте, в любое время;

- единство формального и неформального  видов (хозрасчетные курсы, кружки, клубы по интересам и др.) образования, создание “образовательного поля”, которое преобразует общество в “обучающее” и “обучающееся”;

- использование электронной технологии  в целях обеспечения получения людьми образования на любом этапе их жизненного пути.

В настоящее время отрабатывается система непрерывного образования, которая должна обеспечить взаимодействие всех факторов образования человека. Ведущая роль в этой системе принадлежит народному образованию, которое закладывает основы разностороннего развития личности, обеспечивает базу для продолжения образования и самообразования. В системе непрерывного образования самообразование занимает особое место, поэтому важно развивать умение человека самостоятельно овладевать знаниями, осуществлять поиск информации, работать с источниками и т. д.

Забота  о непрерывности образования  находится в центре социальной политики многих государств, а само непрерывное образование становится массовым движением, в котором интегрируются учеба, труд, досуг людей.

 

 

 

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

По  глубокому убеждению Ф.С. Шлехти, те школьники, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.

Таким образом, выпускник современной  школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, для того чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:

- гибко адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, уметь самостоятельно  приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить,  уметь видеть возникающие в  реальной действительности проблемы  и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией  (уметь собирать необходимые для  решения определенной проблемы  факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельным, контактным  в различных социальных группах,  уметь работать сообща в разных  областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над  развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таким образом, главное, стратегическое направление  развития системы образования находится  в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования - учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму - ученик - учебник - учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

Современное российское образование - это непрерывная  система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют  государственные, негосударственные, муниципальные образовательные  учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

К образовательным учреждениям относятся:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

- учреждения для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей;

- профессиональные (начальные, средние  специальные, высшие и т.п.);

- учреждения дополнительного образования;

-другие  учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и  бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между  собой соглашения, объединяться в  учебно-воспитательные комплексы (детский  сад - начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Деятельность  государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Центральным звеном системы образования в  Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).

Информация о работе Система образования в России