Система образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:48, реферат

Описание работы

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены:
- на обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;
- совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;
- улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Непрерывное образование……………………………………………………..6
2. Характеристика образовательной системы в России………………………...8
3. Дошкольные образовательные учреждения………………………………...12
4.Современная система образования в России………………………………...15
5. Частные и альтернативные образовательные учреждения…………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………....26

Файлы: 1 файл

Реферат СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ.docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 ЧАСТНЫЕ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

С 1991 г. в России разрешено  открыть частные образовательные учреждения. Был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образования. Для получения разрешения на открытие частной школы (детского сада, университета и др.), которое выдается в Департаменте образования, необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и воспитания, программу и устав заведения, сведения о составе педагогического коллектива, справку о средствах на содержание учреждения). По направленности и содержанию работы частные образовательные учреждения можно разделить на несколько типов:

- привилегированные, в  которых за очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования;

- для детей, которые  нуждаются в особых условиях  для обучения и индивидуального  развития, плохо адаптируются, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведения и деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения; одаренных детей, которым необходимы особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

К альтернативным образовательным  учреждениям можно отнести некоторые гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель.

Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские  сады и школы Р. Штайнера, или так  называемые вальдорфские школы, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и России. Созданная в начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антропософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925) была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью особых упражнений. Стержень концепции образования составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует строгая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оценок, лишены страха перед отчислением, второгодничеством. К работе вальдорфских школ активно привлекаются семьи воспитанников. В настоящее время вальдорфские школы, детские сады и педагогические инициативы существуют во многих городах нашей страны.

Другой пример нетрадиционного  образования - школа Марии Монтессори (1870-1952). В этой школе главной целью воспитания провозглашено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях. Основу взаимодействия ребенка с педагогом составляет правило: “Помоги мне это сделать самому”. Значительное место в образовательном процессе отводится работе ребенка с дидактическим материалом М. Монтессори, устроенным по принципу автодидактизма. Разработана программа экспериментальной площадки УПК, определившая приоритетные направления работы на данном этапе:

  • подготовка специалиста по методике М. Монтессори, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к ребёнку, обеспечивающий психологическую защищённость и успешность его развития;
  • качественное изменение подготовки специалиста;
  • разработка и использование новых образовательных технологий в процессе обучения по методу М. Монтессори;
  • учебно-поисковая, научно-исследовательская работа студентов, как условие и средство формирования учебных и мыслительных навыков.

С целью реализации этого  направления были разработаны учебные  программы, методические и учебные  пособия по использованию дидактических  материалов, лекционные курсы, рекомендации по организации педагогической практики, создан интегрированный курс музыкальных  дисциплин с использованием элементов  Монтессори-системы.

Альтернативные учебно-воспитательные учреждения, дополняя и раздвигая  рамки государственной системы  образования, предоставляют большие возможности для выбора модели обучения и воспитания. Однако у общественности стран, где имеет место развитие негосударственных образовательных заведений, возникает опасение, не противоречит ли создание таких учреждений принципам демократизации просвещения, не станут ли они фактором расслоения общества.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование оказывает влияние  на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в  институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человек идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории "человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.

Отмечая особую роль образования  в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

Сегодня в России можно  выделить три основных тенденции  в сфере образования: кризис классической модели, создание экспериментальных  школ, альтернативных форм обучения, интеррация в мировую культуру: демократизация школы, установление связи с основными  созревающими субъектами культуры, создание системы непрерывного образования, гуманизация и компьютеризация  образования. Третья тенденция - восстановление и развитие традиций русской школы.

В современной ситуации, когда закладываются основы экономического поведения, когда основной тезис жизни "на все есть цена", встает проблема формирования новой экономической культуры ребенка, которая призвана помочь ребенку войти в мир реалий.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Онищук В.А. “Урок в современной школе”. Москва, “Просвещение”, 1991 г.
  2. Арапов М.В., Загвоздкин, В.К. “Вольдорфские школы в России”, 2000г.
  3. Иллих И.Н. “Общество, отказавшееся от образования” 1971г.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. “Дошкольная педагогика”. Москва, “Academa” 2000г.
  5. Кларин М.В. “Инновации в обучении. Метафоры и модели.” Москва, “Наука”, 1997г.
  6. Журналы “Дошкольное воспитание” №№ 5, 12 1997г., № 2 1998г., № 7 2000г.
  7. Журналы “Вестник образования” № 9 1998г., № 14 2000г.

 


Информация о работе Система образования в России