Система образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:48, реферат

Описание работы

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены:
- на обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;
- совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;
- улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Непрерывное образование……………………………………………………..6
2. Характеристика образовательной системы в России………………………...8
3. Дошкольные образовательные учреждения………………………………...12
4.Современная система образования в России………………………………...15
5. Частные и альтернативные образовательные учреждения…………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………....26

Файлы: 1 файл

Реферат СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ.docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

Главные задачи общеобразовательных учебных  учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

В российских школах по-прежнему главенствует традиционная схема урока: опрос (проверка домашних заданий), затем объяснение нового материала; изредка — контрольная  работа.

В старших лицейских или гимназических  классах, как правило, вводится лекционно-семинарская  система, с последующим принятием  индивидуальных зачетов по каждой теме. Лекции читаются одновременно всем параллельным классам. Контакты между лектором и  слушателями, естественно, слабее, чем  контакт хорошего учителя с каждым из учеников в ходе обычного урока. Тем не менее, жанр лекции оказывается  более выигрышным, когда дается обобщающий или обзорный материал, где важно  поддерживать цельность изложения. Лекции лучше приспособлены для  демонстраций. Лекционная форма приучает школьников к ведению конспектов, что делает более плавным предстоящий  им переход к вузовской форме  обучения.

 

 

 

 

3 ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, как то:

  • осуществлять охрану жизни и здоровья детей;
  • обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;
  • приобщать к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

В соответствии с типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений:

- детский сад;

- детский сад с приоритетным  осуществлением одного или нескольких  направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.);

- детский сад компенсирующего  вида с приоритетным осуществлением  квалификационной коррекции отклонений  в физическом и психическом  развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления  с приоритетным осуществлением  санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного  вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребенка - детский  сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

В настоящее время ведутся научные  исследования с целью разработки модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи. Осуществляется поиск новых технологий воспитания детей преддошкольного возраста. В дошкольных учреждениях создаются группы с гибким режимом работы. Оказывается медико-психолого-социальная помощь семьям, в которых есть дети раннего возраста.

Отечественная система дошкольного образования, по признанию специалистов всего  мира, является уникальной. Как ни в  одной другой стране, в российском детском саду ребенку обеспечивается не только уход, присмотр, воспитание и  обучение, но и питание, медицинское  обслуживание. Однако такой многоаспектный спектр услуг требует и значительных затрат. Во многом именно поэтому в  новых социально-экономических условиях с каждым годом в стране продолжает увеличиваться общее количество закрывающихся детских садов.

Проблема  сохранения сети дошкольных образовательных  учреждений (ДОУ) остается актуальной на протяжении всего периода радикальных  социально-политических и экономических  преобразований в России. В целях  предотвращения ее разрушения были разработаны  и приняты директивные документы как федерального, так и регионального уровня, а также соответствующие нормативные правовые акты в субъектах Российской Федерации.

В то же время фактическое сокращение финансирования системы дошкольного  образования по всему объему статей может в ближайшем будущем  привести снижению его качества, что  в свою очередь будет способствовать дальнейшем разрушению системы дошкольного  образования в целом, Таким образом, для обеспечения традиционного  полного спектра услуг, требующих  наличия в ДО пищеблока, прачечной  и обслуживающего их технического персонала, а также медицинских и педагогических работников, необходимы соответствующие  бюджета; ассигнования либо доходы родителей, за счет которых затраты могли  бы компенсироваться. Однако при существующих тенденциях общей экономической  ситуации очевидно, что в ближайшее  время это нереально. Поэтому  для сохранения систем дошкольного  образования необходимо искать внутренние резервы, которые позволили снизить  расходы на ее содержание.

При этом необходимо отметить появление  в последнее время так называемых “групп развития” и “групп подготовки к школе”, которые чаще всего  ориентированы на решение достаточно узкого круга образовательных задач  и не обеспечивают поддержки основных линий психического развития дошкольников. Более того, зачастую единственной целью работы этих групп становится подготовка детей к школе, а забота о полноценном проживании ребенком такого важнейшего периода своего развития, как дошкольное детство, остается за границами внимания педагогов. Это обстоятельство, в свою очередь, превращает образовательный процесс в “натаскивание” и муштру, нанося порой откровенный вред ребенку.

 

4 СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Для современной системы  дошкольного общественного воспитания актуальными являются задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются  специализированные учреждения, группы для детей с различными нарушениями здоровья, с нарушениями слуха, речи, зрения, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и т.п. Проявлением гуманного отношения к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых поможет интеграции этих детей в общество.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем - в детских домах, интернатах. Количество детей, нуждающихся в таких учреждениях, стремительно растет. Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей). Открываются приюты, организуется “шефство” взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патронажных семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей. Педагоги детского дома помогают родителям-воспитателям, делят с ними ответственность за жизнь, здоровье, воспитание сирот. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казённых учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного.

Согласно Закону РФ “Об  образовании” новой является трактовка  традиционно существовавших профессионально-технического и среднего специального образования. Теперь оба этих звена рассматриваются  соответственно как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования (основной школы), квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических Училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Среднее профессиональное образование  ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации.

Реформы в отечественном  высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона "Об образовании". Он узаконил новые  для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая  сложившуюся систему, сохранил и  включил в новую и старую, одноступенчатую  систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой  программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам  новые возможности внесло и некоторую  сложность, связанную с необходимостью выбора.

Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены принятым  в 1996 г. Федеральным Законом "О высшем профессиональном и послевузовском образовании". В соответствии с ним высшее образование включает три ступени:

- первая ступень: неполное  высшее со сроком обучения 2 года;

- вторая ступень: базовое  высшее (бакалавриат) со сроком  обучения 4 года;

- третья ступень - с  ней дело обстоит сложнее: к  ней отнесена и прежняя модель - "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет и  новая - "магистр" со сроком  подготовки 6 лет;

 В действующей системе  образования бакалавр - это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Он получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации.

Достоинства выбора бакалавриата в качестве уровня профессиональной подготовки:

1. Этот вид квалификации (в отличие от "дипломированного  специалиста" принят по международной  классификации и понятен работодателям  во всём мире);

2. Фундаментальность подготовки, изначальная "несуженность" ее  позволяет, при необходимости,  легко сменить профессию. В соответствии с ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий.(для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней программе "специалиста" придется получать новую профессию по программе второго высшего образования за 2 - 2,5 года;

3. Всего через 4 года  после поступления можно приступить  к профессиональной деятельности, т.е. обрести экономическую независимость.

И еще: в случае смены профессии  выпускник, имеющий диплом с квалификацией "специалист" получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля продолжает образование  по программе третьего уровня - т.е. бесплатно (разумеется, если пройдет  по конкурсу на бюджетные места).

Подготовить высококвалифицированных специалистов “на все времена” не представляется возможным, поэтому существует сеть послевузовского образования: институты и курсы повышения квалификации, аспирантура, ординатура, адъюнктура (повышение научной квалификации). Важным стимулом повышения уровня последипломного образования является аттестация, которая проводится на основе экспертной оценки труда специалиста с целью присвоения ему более высокой категории или разряда по единой тарифной сетке.

В последние годы возникла потребность в переподготовке кадров, т. е. создании условий для получения новой или смежной специальности.

Всем образовательным  учреждениям предоставляется право  оказывать дополнительные образовательные  услуги населению при наличии  лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Дополнительные услуги могут быть платными, если они выходят за пределы обязательной образовательной работы с детьми, которая определяется учебным планом учреждения и программой, принятой для него в качестве основной. Так, на базе дошкольного учреждения дополнительно организуется обучение детей иностранным языкам, хореографии, ритмике, игре на музыкальных инструментах и т. д. Дополнительные образовательные услуги предоставляются не только воспитанникам данного учреждения, но и всем желающим.

В настоящее время широко используется новая форма обучения – обучение с помощью компьютера. Конечно, нельзя всё сводить к  нему, - и количество часов, проведенных  за экраном, не может служить критерием  качества обучения, как это пытаются представить в некоторых частных  школах. Но, несомненно, одно - компьютер  отличный помощник для организации  индивидуального обучения. Ведь как  только педагог перестает видеть в ученике просто сосуд, который  нужно наполнить знаниями и умениями, ему приходится искать индивидуальный подход к каждому, подстраиваться под  его интересы, темп усвоения материала, личные особенности психики. Например, в некоторых школах каждый ученик может выбрать для себя не просто интересующий его курс, но даже отдельные  предметы. Компьютер же, как известно, выполняет ту программу, которая  в него заложена, и предоставляет  огромный выбор тем для изучения. Современные методы представления  информации в компьютерах включают в себя не просто текст, но и картинки, видео, звуковые фрагменты. Это позволяет  задействовать практически все  органы чувств, используемых для восприятия информации, при этом происходит ее дублирование по различным каналам  восприятия, что резко повышает скорость и качество усвоения материала. Компьютерный учебник нельзя уже сравнивать с  книгой, как это было всего несколько  лет назад - сейчас многие обучающие  программы невозможно отличить от игр, и для того, чтобы победить в  такой игре, понадобятся знания, которые ребёнку трудно принять как необходимые ему именно сейчас - ведь всем нам свойственно откладывать "на потом" решение многих проблем. А такой элемент современных компьютерных документов, как гипертекстовая ссылка позволяет при необходимости обратиться в любое место документа за дополнительной информацией, и в то же время при повторном изучении не перегружает исходный текст документа. По принципу гипертекста устроена всемирная информационная сеть Internet, с помощью которой уже сейчас проводится так называемое "дистанционное обучение" - когда профессора крупнейших университетов выступают с лекциями и отвечают на вопросы не привычной студенческой аудитории, а перед теми, кто в данный момент подключен к их узлу сети. Несмотря на тишину и видимое отсутствие слушателей последних может быть не меньше, чем зрителей у телеэкрана, но в отличие от книги или телепередачи сохраняется обратная связь между преподавателем и учениками.

Информация о работе Система образования в России