Система опорных конспектов по теме "Системы управления базами данных"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы заключалась в изучении особенностей разработки опорных конспектов для преподавания дисциплины профессионального цикла. При составлении опорного конспекта я руководствовался принципами составления и использования опорных конспектов, а также особенностями выбранной мной дисциплины - базы данных.
При написании данной курсовой работы я реализовал запланированную цель, выполнил следующие задачи:
Сделал общую характеристику темы. Разработал учебный материал по выбранной мной дисциплине - база данных пользуясь книгами "Базы данных: модели, разработка, реализация", "Объектно-ориентированная организация реляционных данных", "Основы баз данных". Провёл структурно-логический анализ. Разработал систему опорных конспектов. Составил план одного из уроков с использованием опорного конспекта.

Содержание работы

Введение...................................................................................3
Общая характеристика темы.................................................................5
Учебный материал по дисциплине "Базы данных".............................6
Структурно-логический анализ............................................................29
Система опорных конспектов...............................................................34
План урок................................................................................................42
Заключение.............................................................................................43
Список используемой литературы.......................................................44

Файлы: 1 файл

Курсовая Медведев.docx

— 1.56 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Российский Государственный  профессионально-педагогический университет

Кафедра профессиональной педагогики

Курсовая работа

  по методике профессионального обучения

на  тему «Система опорных конспектов по теме

"Системы управления базами данных"»

Выполнил:  

студент группы ВТ-403      Медведев А.С.

 

Проверил:

ст. преподаватель:               Колесникова Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

Оглавление

Введение...................................................................................3

  1. Общая характеристика темы.................................................................5
  2. Учебный материал по дисциплине "Базы данных".............................6
  3. Структурно-логический анализ............................................................29
  4. Система опорных конспектов...............................................................34
  5. План урок................................................................................................42

Заключение.............................................................................................43

Список используемой литературы.......................................................44

 

Введение:

Не сложно ли запомнить  большое количество информации например по теме базы данных? Все мы знаем однозначный ответ на этот вопрос.

Итак, попробуем пофантазировать. Представим маленький кабинет в котором находится очень много разных книг. Они разбросаны по всей территории кабинета в хаотичном порядке и мы не знаем где находится нужная нам книга. Чтобы найти её нам потребуется много времени, и то не факт, что поиск обвенчается успехом. Не стоит ли задуматься, что можно изменить чтобы ситуация сыграла нам на руку? Самый простой пример который автоматически приходит в голову - нужно рассортировать книги по алфавиту и расставить по полкам (организовать мини библиотеку), и тогда мы будем знать где какую книгу искать. Так и в головах студентов - информацию необходимо чётко рассортировать, для того, чтобы они ничего не забыли и быстро вспоминали, и в этом хорошо поможет составление опорного конспекта.

Опорный конспект - это схематичный, логически и четко изложенный план урока, который может включать основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой  теме. 

Идея методики работы опорного конспекта: многократное вариативное  повторение учебного материала.

Классическая последовательность действий при работе с опорным  конспектом:

  1. Детальное объяснение материала традиционным образом
  2. Сжатое объяснение материала по опорному конспекту
  3. Разбор содержания опорных конспектов в парах
  4. Чтение соответствующего материала по учебнику
  5. Запоминание опорного конспекта
  6. Письменное воспроизведение опорного конспекта по памяти
  7. Устный опрос учащихся

Функции опорного конспекта:

  1. Познавательная (обучающая)
  2. Контролирующая
  3. Коммуникативная
  4. Эстетическая

Этапы разработки опорного конспекта:

    1. Отбор учебного материала
    2. Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы
    3. Выделение основных понятий
    4. Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов
    5. Расположение учебного материала
    6. Кодирование значимости учебной информации в цвете

Принципы разработки опорного конспекта:

    1. Структурность
    2. Ассоциативность
    3. Цветность
    4. Простота

Опорный конспект является важнейшим знаково-символьным средством  обучения. В связи с этим моя  тема называется "разработка опорных  конспектов".

В связи с вышеизложенным, целью данной работы является разработка опорных конспектов по теме "СУБД".

Задачи курсовой работы:

  1. Дать общую характеристику темы
  2. Подбор учебного материала по дисциплине "Базы данных"
  3. Провести структурно-логический анализ
  4. Разработать систему опорных конспектов
  5. Составить план одного урока с использование опорного конспекта

 

 

I. Общая характеристика темы

Свою курсовую работу я решил делать по дисциплине базы данных. Данная дисциплина изучается специалистами, срок обучения которых занимает 5 лет. Изучение этой дисциплины происходит в 5 семестре и на неё отводится 100 часов. 

Межпредметные связи:

    • информатика
    • языки и системы программирования
    • системный анализ

 

Тема: Системы управления базами данных. На изучение темы отводится 8 часов. На изучение каждого урока - 90 минут.

 

Всего уроков 8:

    1. Системы управления базами данных
    2. Обзор и сравнительная характеристика программного обеспечения, используемого при создании СУБД
    3. Современные технологии, используемые в работе с данными
    4. СУБД MS Access
    5. Работа с пакетом Access
    6. Система управления реляционной базой
    7. Объекты Access
    8. Диалоговые средства конструирования объектов

После освоения темы студент  должен знать:

    • системы управления базами данных
    • таблицы, запросы, отчёты
    • поле, ключевое поле
    • первичный ключ, альтернативный ключ
    • динамический обмен данными

В результате изучения темы студент должен уметь:

    • создавать и редактировать базы данных
    • делать межтабличные связи
    • создавать запросы, отчёты
    • использовать SQL

 

II. Учебный материал по дисциплине "Базы данных"

Урок 1

Системы управления базами данных

Современная жизнь немыслима  без эффективного управления. Важной категорией являются системы обработки  информации, от которых во многом зависит  эффективность работы любого предприятия  ли учреждения. Такая система должна:

  • обеспечивать получение общих и/или детализированных отчетов по итогам работы;
  • позволять легко определять тенденции изменения важнейших показателей;
  • обеспечивать получение информации, критической по времени, без существенных задержек;
  • выполнять точный и полный анализ данных.

Современные СУБД в основном являются приложениями Windows, так как данная среда позволяет более полно использовать возможности персональной ЭВМ, нежели среда DOS. Снижение стоимости высокопроизводительных ПК обусловил не только широкий переход к среде Windows, где разработчик программного обеспечения может в меньше степени заботиться о распределении ресурсов, но также сделал программное обеспечение ПК в целом и СУБД в частности менее критичными к аппаратным ресурсам ЭВМ.

Среди наиболее ярких представителей систем управления базами данных можно  отметить: Lotus Approach, Microsoft Access, Borland dBase, Borland Paradox, Microsoft Visual FoxPro, Microsoft Visual Basic, а также баз данных Microsoft SQL Server и Oracle, используемые в приложениях, построенных по технологии «клиент-сервер». Фактически, у любой современной СУБД существует аналог, выпускаемый другой компанией, имеющий аналогичную область применения и возможности, любое приложение способно работать со многими форматами представления данных, осуществлять экспорт и импорт данных благодаря наличию большого числа конвертеров. Общепринятыми, также, являются технологи, позволяющие использовать возможности других приложений, например, текстовых процессоров, пакетов построения графиков и т.п., и встроенные версии языков высокого уровня (чаще – диалекты SQL и/или VBA) и средства визуального программирования интерфейсов разрабатываемых приложений. Поэтому уже не имеет существенного значения на каком языке и на основе какого пакета написано конкретное приложение, и какой формат данных в нем используется. Более того, стандартом «де-факто» стала «быстрая разработка приложений» или RAD (от английского Rapid Application Development), основанная на широко декларируемом в литературе «открытом подходе», то есть необходимость и возможность использования различных прикладных программ и технологий для разработки более гибких и мощных систем обработки данных. Поэтому в одном ряду с «классическими» СУБД все чаще упоминаются языки программирования Visual Basic 4.0 и Visual C++, которые позволяют быстро создавать необходимые компоненты приложений, критичные по скорости работы, которые трудно, а иногда невозможно разработать средствами «классических» СУБД. Современный подход к управлению базами данных подразумевает также широкое использование технологии «клиент-сервер».

Таким образом, на сегодняшний  день разработчик не связан рамками  какого-либо конкретного пакета, а  в зависимости от поставленной задачи может использовать самые разные приложения. Поэтому, более важным представляется общее направление развития СУБД и других средств разработки приложений в настоящее время.

Сложность современной технологии баз данных явилась результатом  развития в течение нескольких десятилетий  способов обработки данных и управления информацией. Подталкиваемая, с одной  стороны, нуждами и требованиями менеджмента и ограниченная, с другой стороны, возможностями технологии, обработка данных развивалась от примитивных методов пятидесятых годов к сложным интегрированным системам сегодняшнего дня.

Базы данных (БД) составляют в настоящее время основу компьютерного обеспечения информационных процессов, входящих практически во все сферы человеческой деятельности.

Действительно, процессы обработки  информации имеют общую природу  и опираются на описание фрагментов реальности, выраженное в виде совокупности взаимосвязанных данных. Базы данных являются эффективным средством  представления структур данных и  манипулирования ими. Концепция  баз данных предполагает использование  интегрированных средств хранения информации, позволяющих обеспечить централизованное управление данными  и обслуживание ими многих пользователей. При этом БД должна поддерживаться в среде ЭВМ единым программным  обеспечением, называемым системой управления базами данных (СУБД). СУБД вместе с прикладными программами называют банком данных.

Одно из основных назначений СУБД – поддержка программными средствами представления, соответствующего реальности.

Предметной областью называется фрагмент реальности, который описывается или моделируется с помощью БД и ее приложений. В предметной области выделяются информационные объекты – идентифицируемые объекты реального мира, процессы, системы, понятия и т.д., сведения о которых хранятся в БД.

В мире существует множество  систем управления базами данных. Несмотря на то, что они могут по-разному  работать с разными объектами  и предоставляют пользователю различные  функции и средства, большинство  СУБД опираются на единый устоявшийся  комплекс основных понятий. В качестве такого объекта мы выберем СУБД Microsoft Access, входящую в пакет Microsoft Office.

Потребности менеджмента  росли параллельно с развитием  технологии. Первые системы обработки  данных выполняли лишь канцелярскую работу, сокращая количество бумаг. Более  современные системы перешли  к накоплению и управлению информацией, рассматриваемой сегодня как  жизненно важный ресурс компании. Сегодня  наиболее важная функция систем управления базами данных - служить основой  информационных систем корпоративного управления.

УРОК 2

Обзор и сравнительная  характеристика программного обеспечения, используемого при создании СУБД

Рассмотрим более подробно программные продукты компании Microsoft, а именно Visual FoxPro 3.0, Visual Basic 4.0, Visual С++, Access 7.0, SQL Server 6.5. Наиболее интересной чертой этих пакетов являются их большие возможности интеграции, совместной работы и использования данных, так как данные пакеты являются продуктами одного производителя, а также используют сходные технологии обмена данными.

Visual FoxPro отличается высокой скоростью, имеет встроенный объектно-ориентированный язык программирования с использованием xBase и SQL, диалекты которых встроены во многие СУБД. Имеет высокий уровень объектной модели. При использовании в вычислительных сетях обеспечивает как монопольный, так и раздельный доступ пользователей к данным. Применяется для приложений масштаба предприятия для работы на различных платформах: Windows 3.x, Windows 95, Macintosh...

Информация о работе Система опорных конспектов по теме "Системы управления базами данных"