Система работы педагога-психолога с несовершеннолетними правонарушителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выделить основные направления профилактической работы педагога-психолога с детьми по предупреждению правонарушений.
Задачи:
1. Проанализировать методы психолого–педагогической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;
2. Выявить причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних;
3. Охарактеризовать работу педагога-психолога по профилактике несовершеннолетних правонарушителей;
4. Выделить основные направления профилактической работы педагога-психолога с детьми по предупреждению правонарушений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....................................... 3
1. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних……………………………………………………..................
6
1.1Причины противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей……………………………………………………………………
6
1.2 Условия противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей………………………………………………………………………………………………….
12
2. Работа педагога-психолога по профилактике несовершеннолетних правонарушителей……………….............................................................................. 17
2.1 Методы психолого –педагогической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних…………………………………... 17
2.2 Основные направления профилактической работы педагога – психолога с детьми по предупреждению правонарушений………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….. 29
Список использованных источников..…………………………………................................... 31

Файлы: 1 файл

курсовой ВЕСЬ.docx

— 63.63 Кб (Скачать файл)

К факторам социальной дезадаптации относят также биологический фактор, который включает неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка, играющие отрицательную роль в поведении человека: патология биологических потребностей, что, в частности, нередко служит причиной половых преступлений, сексуальных извращений; состояние нервно-психического здоровья, нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении, пограничные состояния, повышающие возбудимость нервной системы, обуславливающие неадекватные реакции и затрудняющие социальный контроль за действиями; влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом; влияние психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, изменение химического состава окружающей среды, которые приводят как к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям, которые так и служат дополнительным криминогенным фактором [11].

С.А. Беличева, помимо перечисленных факторов, выделяет еще и личностный фактор, который проявляется в активноизбирательном отношении индивида к предпочитаемой среде, к нормам, ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способностью к саморегулированию своего поведения [6, с.34].

Необходимо отметить, что значение различных факторов в совершении личностью правонарушений определяется не только их природой, но и мощностью, силой воздействия, активностью, длительностью влияния. Следует иметь в виду, что между самими факторами складываются очень сложные взаимоотношения. Они могут содействовать друг другу, противодействовать или действовать параллельно, взаимно ослабляться, усиливаться или уравновешиваться. По отношению к конкретному правонарушению необходимо выделять, прежде всего, главные, решающие факторы, которые определяют его природу. От них следует отличать второстепенные факторы, которые лишь модифицируют правонарушение, ускоряют или замедляют его, способствуют или препятствуют ему.

Анализируя правонарушения среди подростков как социальную проблему, следует отметить, во-первых, некоторое снижение в последние годы числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними, но и одновременный рост числа  общественно  опасных  и   групповых  преступлений,   а  также омоложение контингента их участников. Во- вторых, к числу основных социально-психологических характеристик несовершеннолетних правонарушителей следует отнести отсутствие адекватной самооценки, неразвитость трудовых и учебных навыков, неустойчивость и разбросанность интересов и увлечений, деформацию нравственных и правовых воззрений, примитивность целей и потребностей, агрессивность и раздражительность. В-третьих, анализ факторов, способствующих формированию противоправного поведения несовершеннолетних, позволяет назвать основной причиной правонарушений взаимодействие различных негативных факторов в процессе социализации подростков.

Таким образом, причинами противоправного поведения несовершеннолетних можно считать следующие:

1. Влияние семьи. Очень часто подростки, совершающие противоправные и преступные действия, живут в так называемых «неблагополучных» семьях. В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено интенсивное отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи: злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, психологическая напряженность и частые внутрисемейные конфликты и т.д.

2. Влияние образовательного учреждения. Важность участия школы в социализации детей обусловлена тем, что здесь приобретается первый опыт усвоения групповой нормативности, формируется и возможно деформируется «Я – концепция», апробируется статусно - ролевой потенциал личности.

3. Отрицательные влияние ближайшего окружения ребенка – во дворе и школе со стороны сверстников или взрослых. Для подростков свойственно стремление включиться в обособленные кампании, внутри которых могут быть как достаточно демократичные порядки и занятие творчеством, так и «волчьи законы» культа лидера и издевательства над слабыми (именно такие кампании часто устраивают массовые драки или «разборки» и склонны к противоправному поведению).

4. Низкие доходы и отсутствие у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей (или, выражаясь более простым языком, уровень нищеты). В таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности, и при отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений – краж и хулиганства.

5.  Особенности подросткового возраста. Переход опекаемого взрослыми ребенка к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды  социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка боле уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.

6. Личностный фактор, который проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде, к нормам, ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способностью к саморегулированию своего поведения

5. Подстрекательство со стороны взрослых преступников (не менее 30% преступлений). Нередко ему предшествуют вовлечение в пьянство, азартные игры, пропаганда криминального образа жизни.

6. Длительная незанятость несовершеннолетних, оставивших учебу.

 

1.2 Условия противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей

 

Условия противоправного поведения несовершеннолетних

правонарушителей весьма разнообразны. Значительная роль в предупреждении правонарушении подростков отводится учебным заведениям и производственным предприятиям. Однако в их работе довольно часто проявляются негативные обстоятельства, способствующие совершению подростками преступления. Это - обстановка безнаказанности за нарушения, мелкие кражи из гардеробов, обирание учащихся, несвоевременное трудоустройство бросивших школу подростков, слабое их вовлечение в общественную жизнь коллектива, в сферу организованного досуга и творчества, недостаточный контроль за поведением детей вне школы, в семье и т.д.

В отдельных учебных заведениях не придается значения фактам, когда в группе ежедневно отсутствует 5—7 человек, хотя известно, что учащимися во время, отведенное для занятий, совершается около 10% преступлений.

Немало учащихся числится в списках учебных заведений, в то время как они давно бросили учебу, или администрация школ в нарушение требований закона без согласия комиссии по делам несовершеннолетних исключает учащихся за плохое поведение, переводит в вечернюю школу, не интересуясь, действительно ли они продолжают учебу. Не во всех  учебных заведениях администрация изучает условия нравственного формирования личности учащихся в семье, общежитии, во время прохождения производственной практики, не проводит вдумчивой, кропотливой работы с каждым подростком, склонным к правонарушениям, в ее действиях до сих пор преобладает стремление к проведению массовых профилактических мероприятий вместо кропотливой индивидуально-профилактической работы, мало уделяется внимания предотвращению пьянства, наркомании и токсикомании [12].

Встречаются факты сокрытия администрацией от правоохранительных органов правонарушений подростков, что способствует формированию у них чувства безнаказанности.

Кроме того, хозяйственные руководители зачастую не создают необходимых условий для труда и быта подростков, занятых на производстве, повышения их профессионального, общеобразовательного и культурного уровня, не следят за учебой работающих подростков. Большой вред приносит формальный подход администрации и общественных организаций к вопросу о подборе общественных воспитателей, закреплении шефов, наставников за подростками-новичками. Их обучение на некоторых предприятиях поручается судимым или лицам, злоупотребляющим спиртными напитками. Особое внимание необходимо обращать на работников торговли, продающих спиртные напитки подросткам, на взрослых, вовлекающих подростков в пьянство, употребление наркотиков, в преступную деятельность, а также на условия и причины формирования преступных групп несовершеннолетних. При этом важно выявлять их организаторов и принимать эффективные меры к предотвращению появления новых антиобщественных групп.

Не всегда вовлекается в работу с трудными подростками, в организацию их досуга, спортивных мероприятий общественный актив: педагоги, спортсмены, студенты, способные увлечь подростков интересным делом. Между тем хорошо зарекомендовали себя такие формы, как приобщение подростков во время школьных каникул к посильному труду, привлечение в клубы подростков, спортивно-трудовые лагеря и др.

Ветераны войны и труда, бывшие воины-интернационалисты могли бы многое сделать для воспитания подрастающего поколения. Большими возможностями в работе по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей обладают назначаемые решением комиссии по делам несовершеннолетних общественные инспекторы.

При расследовании повторных правонарушений, совершенных подростком, часто выясняется, что комиссия по делам несовершеннолетних не принимала своевременных мер для их предотвращения, не контролировала исполнение собственных решений, нарушала установленные законом сроки и т. п.

Сложившаяся в сознании того или иного подростка антиобщественная направленность содержит в себе лишь возможность совершения преступления. Она становится причиной конкретного преступления при наличии условий, способствующих ее реализации. В отличие от взрослых преступников, которые нередко настойчиво ищут возможности осуществления своих намерений и даже искусственно создают условия для совершения преступлений, подростки в большинстве случаев не совершат преступления, если в окружающей их обстановке не найдут соответствующих условий [9].

Это обстоятельство делает особенно важной работу всех государственных и общественных организаций, должностных лиц по устранению недостатков в своей деятельности, а также по выявлению и устранению условий, способствующих или могущих способствовать совершению подростками преступлений.

Таким образом, к условиям противоправного поведения несовершеннолетних относятся: недостатки в организации учета, контроля и хранения материальных ценностей; проверок деятельности должностных лиц на предприятиях, в торговых организациях и т.п.; в подборе кадров и комплектовании состава воспитателей и педагогов в учебных заведениях, общежитиях, детских учреждениях в деятельности по охране порядка и имущества. Сюда же следует отнести разного рода отступления от требований законов и нормативных актов, допускаемые должностными лицами; безразличное, пассивное отношение отдельных должностных лиц к правонарушениям, совершаемым подростками.

 

 

 

 

2. РАБОТА ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

 

2.1 Методы психолого-педагогической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних

 

При разработке программы индивидуального профилактического воздействия в качестве ведущей цели определяется изменение личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а спустя месяцы или годы.

Как бы ни велика была роль педагога - психолога и других специалистов, работающих с несовершеннолетними, в осмыслении реальной действительности, процессов развития знаний о природе человека, их взгляды не могут быть истиной в последней ступени. Тем не менее, как высказывался Л.С. Выготский: «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития подростка… Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение – значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем…» [5, с.76].

При реализации профилактической программы необходимо соблюдение следующих требований:

  • содержательность, направленность, непрерывность процесса перевоспитания;
  • осознание перспективности в перевоспитании;
  • изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой — индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;
  • поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка;
  • отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;
  • терпение и выносливость всех участников воспитательного профилактического процесса;
  • активность самого подростка, чтобы он понимал оказываемое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.

Сущность психолого-педагогической деятельности заключается в том, что в поле зрения находится подросток и окружающая его социальная среда, а педагог-психолог помогает решению проблем подростка в процессе его социализации. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с подростком в течение длительного времени. С помощью методов педагог-психолог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства подростка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

Информация о работе Система работы педагога-психолога с несовершеннолетними правонарушителями