Система работы педагога-психолога с несовершеннолетними правонарушителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выделить основные направления профилактической работы педагога-психолога с детьми по предупреждению правонарушений.
Задачи:
1. Проанализировать методы психолого–педагогической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;
2. Выявить причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних;
3. Охарактеризовать работу педагога-психолога по профилактике несовершеннолетних правонарушителей;
4. Выделить основные направления профилактической работы педагога-психолога с детьми по предупреждению правонарушений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....................................... 3
1. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних……………………………………………………..................
6
1.1Причины противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей……………………………………………………………………
6
1.2 Условия противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей………………………………………………………………………………………………….
12
2. Работа педагога-психолога по профилактике несовершеннолетних правонарушителей……………….............................................................................. 17
2.1 Методы психолого –педагогической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних…………………………………... 17
2.2 Основные направления профилактической работы педагога – психолога с детьми по предупреждению правонарушений………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….. 29
Список использованных источников..…………………………………................................... 31

Файлы: 1 файл

курсовой ВЕСЬ.docx

— 63.63 Кб (Скачать файл)
  1. Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка.

Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о ребенке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию отклоняющегося поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает педагог-психолог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением — одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных задач, решаемых педагогом-психологом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы или школьного сообщества в качестве референтных.

  1. Работа с детским окружением ребенка в системе организованного пространства.

Эта стратегия становится необходимой, когда ребенок либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае педагог-психолог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у ребенка мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии — изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.

  1. Работа с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах.

Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит ребенок, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Педагог-психолог, сумевший найти контакт с ребенком, состоящим в неформальном объединении, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности последнего и постепенно привлечь его к просоциальным мероприятиям [5].

Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности педагога-психолога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента.

Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга.

Таким образом, можно сделать вывод, что профилактическая работа педагога-психолога осуществляется следующим направлениям:

  1. Изучение и выявление причин дезадаптации детей и подростков.
  2. Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.
  3. Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.
  4. Взаимодействие с другими специалистами и смежными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной научно-педагогической литературе сложился собирательный образ трудного подростка. Как правило, его характеризует низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдании аморальных действий.

Формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность. Социально-психологическая ситуация, в которой находится подросток, может оказаться для него настолько неблагоприятной, что вызовет различные нарушения его взаимоотношений с окружающими, вплоть до болезненных неврозов, которые бывают у несовершеннолетних из-за тяжелых переживаний или длительного нервно-психического напряжения.

В системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения, решающее место должна занимать борьба с отрицательными ситуациями.

Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед педагогом-психологом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. При выборе средств профилактической деятельности необходимо учитывать социально-педагогические психологические особенности несовершеннолетних, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт и т.д.

Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудного подростка и группу в целом. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога-психолога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всех общественных институтов, целенаправленная работа педагога-психолога дают возможность получить положительные результаты в перевоспитании несовершеннолетних.

Воспитательная работа с любой категорией несовершеннолетних требует, прежде всего, объединенных усилий государственных и общественных организаций, несущих ответственность за воспитание подрастающего поколения. В одиночку проблему перевоспитания несовершеннолетних не решить. Педагогу-психологу перед выбором направления, средств и методов перевоспитания трудного подростка, необходимо знать его социально-педагогические и психологические особенности.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе не только социальных педагогов, но и других образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Баженов В.А. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями – М.: Наука, 1994. – 218с.
  2. Букин В.Р. Научно-технологический процесс и психология ведущего – Л.: Средне-Уральск. кн. изд-во , 1973. – 139с.
  3. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи – М.: ООО «Триада», 1986. – 115с.
  4. Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения– Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 1985. – 109с.
  5. Выготский Л.С. Педагогика трудного подростка – М.: Просвещение, 1984. – 210с.
  6. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными – М.: Просвещение, 1982. – 191с.
  7. Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних. / Дефектология. – 1996 - №5. – с.32-39
  8. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи – М.:  Изд-во ВШ МВД СССР, 1982. – 172с.
  9. Иншаков С.М Криминология: Учебник  – М.: Юриспунденция, 2000. - 432с
  10. Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения – М.: Наука, 1985. – 416с.
  11. Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Сахаров А.Б. Понятие предупреждения преступности. – М.: Просвещение, 1989. – 416с.
  12. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / А.С. Макаренко; Педагогика. - т. 5. – М.:  АПН СССР, 1985. - 393с.
  13. Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям. – М.: Просвещение, 2001. – с.84
  14. Миллз Т.М. О социологии малых групп – М.: Просвещение,  1975. – 158с.
  15. Момов В.А. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы) – М.: Прогресс, 1975. – 163с.
  16. Натанзон Э.М. Приемы педагогического воздействия – М.: Педагогика, 1979. – 145с.
  17. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы – М.: изд-во МГУ, 2001. – 168с.
  18. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский. – Т 4. – М.: Педагогика, 1988. – 528с.
  19. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с подростками и трудного подростками – М.: Просвещение, 2001 – 160с.
  20. Шляпочников А.С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности – М.: Академия, 1988. – 152с. 

 

 


Информация о работе Система работы педагога-психолога с несовершеннолетними правонарушителями