Система высшего образования в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:50, реферат

Описание работы

Уже через год четыре страны - Франция, Италия, Великобритания и Германия - подписали Сорбонскую декларацию, задача которой направлены на создание открытого европейского пространства высшего образования, который должен стать более конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг.
Основная идея этих документов - двухступенчатая структура высшего образования, использование системы кредитов (ECTS), международное признание бакалавра как уровня высшего образования, предоставляет свои квалификацию и право продолжать обучение по программам магистра в соответствии с положениями Лиссабонского соглашения.
Рассмотрим систему высшего образования Великобританию более подробно.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.06 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина ХХ века стала периодом значительного ускорения в развитии высшего образования в большинстве стран мира. Это произошло в отвчает на актуализацию социально-экономической потребности в более длительном и качественном обучении значительного процента населения до уровня профессиональной компетентности, единственного обеспечивает эффективную и относительно автономную деятельность работника в условиях углубления научно-технической революции и быстрых изменений рынка труда.                 

В материалах ЮНЕСКО и других международных образовательных  организаций находим поразительные  данные, которые свидетельствуют, что  за короткий период 1955-1985 гг. количество студентов в высших учебных заведениях университетского уровня выросла почти в десять раз. Поскольку это произошло в странах, где системы образования развиваются в течение нескольких веков, а университеты возникли еще в Средневековье, то такое беспримерное расширение контингентов высшего образования является свидетельством сочетания многих факторов - рост образовательных потребностей населения, новых требований к общеобразовательной и профессиональной подготовки со стороны рынка труда, появления новых материальных и кадровых возможностей в расширении обучения всего населения и др..

 Система высшего образования  в Великобритании - одна из старейших  в Европе.

 Великобритания (United Kingdom) состоит из нескольких квазинезалежних в вопросах образования частей: Великобритании (Англии, Уэльса и Шотландии) и Северной Ирландии. Это - колыбель первой в мире буржуазной революции, ликвидировала главные препятствия для развития капитализма и обусловила выдающиеся достижения страны во многих сферах. Ее достижениями стали не только организация рекордной в истории колониальной империи (почти 35 млн. км2 с населением более 700 млн. чел. Накануне Второй мировой войны), но и добровольный отказ от ее силового сохранения и превращения в современную Содружество, в состав которой входят страны с самыми в мире системами образования (Канада, Австралия и Новая Зеландия).

 

 Великобритания (далее  ОК) - парламентарная монархия, законы  в которой создают парламент  (состоит из палаты лордов и  палаты общин) и королева, а  исполнительная власть принадлежит  кабинету министров во главе  с премьером-министром. Главным является консервативная, лейбористская и либеральная партии.

 ОК имеет территорию 244 100 км2 и население 57,2 млн. чел. (Распределение в четырех частях: 80%, 5%, 9%, 6%). В 1990 г. в возрастной группе 0-14 лет насчитывалось 19% всего населения. В разных регионах используются заметно отличающиеся от стандартной литературного английского (ВВС) языка диалекты, а также языки меньшинств (в Уэльсе и Северной Ирландии).

1997 году под эгидой  Совета Европы и ЮНЕСКО была  разработана и принята Лиссабонская  конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию  Европы. Эту конвенцию подписали  43 страны, большинство из которых  и сформировали позже принципы  Болонской декларации.

 Уже через год четыре  страны - Франция, Италия, Великобритания  и Германия - подписали Сорбонскую  декларацию, задача которой направлены  на создание открытого европейского  пространства высшего образования,  который должен стать более  конкурентоспособным на мировом  рынке образовательных услуг. 

 Основная идея этих  документов - двухступенчатая структура  высшего образования, использование  системы кредитов (ECTS), международное  признание бакалавра как уровня  высшего образования, предоставляет  свои квалификацию и право  продолжать обучение по программам магистра в соответствии с положениями Лиссабонского соглашения.

 Рассмотрим систему  высшего образования Великобританию  более подробно.

 

 

 

 

1. ПРОШЛОЕ И  НАСТОЯЩЕЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

Великобритания (объединение  из Англии, Уэльса и Шотландии) имеет давнюю и развитую систему образования. Первые школы существовали на территории Англии еще во времена, когда почти вся она входила в состав Римской империи и Лондон с микроскопического поселения превратился в центр ремесла и торговли. В дальнейшем система образования сначала обслуживала церковь и руководство района администрацию страны, а с средневековья развивалась параллельно с экономикой страны, удовлетворяя его потребности. Основанные в начале ХII века университеты в Оксфорде и Кембридже для обучения элиты, призвана служить Богу и государству, несколько веков представляли всю ее высшее образование, ведь следующие (если не считать четыре небольших "старых" шотландских университеты) появились только после 1830 под давлением ком общественных требований периода индустри-альной революции и новых потребностей страны. Но после этого высшее образование страны была элитарной и охватывала слишком малый процент молодежи.

 Существенное расширение  высшего образования наступило  сразу после победы во второй мировой войне, когда по сравнению за короткое время количество университетов удвоилось, а их контингент вырос еще больше.

 С конца XIX века в  Великобританию работали технические  колледжи, но их дипломы считались ниже от академического стандарта университетов. Только с 195p., С созданием Национального совета по присуждению академических званий, дипломы заведений технического сектора высшего образования подняли до уровня бакалаврских. Почти столетие высшее образование Великобритании была примером бинарной модели, для которой присуще четкое разделение на университетские и неуниверситетские сектора, однако Акт (Закон) в 1992 г. предоставил техническим институтам статус университетов, и два секторы слились в один, хотя отличности между техническими и остальными университетов остались значительными. Поэтому высшая школа Великобритании перестала быть бинарной.

 Современные системы  образования Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии отличаются определенными деталями, но основные их структуры подобные. Дошкольное воспитание существует только с 4-х летнего возраста, для этого выражено  производить что-то вроде подготовительного класса, поскольку обязательное образование начинается с 5 лет. Длительный период вся система обязательного образования была подчинена местным органам. Это упрощало решение текущих вопросов, но ставило на пути глобальных реформ образования. Поэтому в последнее время правительство Великобритании осуществляет план повышения управляемости заведений путем перехода под его опеку. В тоже время повысились требования по до-содержания государственных стандартов в учебных планах, содержании дисциплин т.д.

 Начальная школа чаще 6-классная - имеет два цикла: 2 и 4 года. Если учебник продолжает обучение в дневной государственной школе, то для него занятия бесплатные. Но он может усваивать профессию на производстве (система ученичества) и посещать профшколу. Можно учиться и в колледжах дальнейшего образования. Успешная учеба во всех указанных заведениях дает возможность получить сертификат об этом - среднего образования, качество которого очень зависит от количества сданных на отлично предметов.

 Наряду с государственными существуют частные школы и другие учреждения образования, как обычные, так и интернатные. Очень часто родители отдают предпочтение обучению своих детей в частных заведениях.

 Все университеты Великобритании имеют высокий уровень автономии в определении курсов, программ и методов обучения. Общую политику в высшем образовании осуществляет Министерство образования и науки путем распределения материальных ресурсов. Посреднические функции между правительством и университетами возложенные на три совета университетских фондов (Англии, Шотландии и Уэльса). В состав этих советов входят представители высших учебных заведений из регионов Великобритании, школ и лицеев, работодателей. Такое широкое представительства позволяет совместить интересы государства и вузов, достаточно объективно оценивая последние. Для этого с 1996 г. расширяется число критериев, по которым должна определяться качество учебных услуг и уровень заведения. Консультацию органом в оценке является комитет ректоров, который с 1992 г. переименован в Комитет по качеству высшего образования.

1993 г. в Великобритании  было почти 440 внесенных в справочники  выс-щих учебных заведений (ВЗО): 76 университетов, 48 институтов, 30 высших школ, 3 академии, 4 учебных центры и колледжи разного типа, среди которых немало Гигантов со многими тысячами студентов и карликов с несколькими преподавателями десятком-другим студентов. Для того чтобы ВЗО мог (по желанию) добавить к своему названию слово "университет", он должен выполнить требование Закона 1992 г. и иметь не менее 4000 студентов, из них более 3000 - на дневном обучении по программам университетского уровня.

2. Организация  обучения и квалификационная  системы высших учебных заведений  Великобритании

 В Великобритании университетское  образование сохранила элитную  направленность, возможность получить  образование рассматривается скорее  как преимущество, чем право. Гражданские  и технологические университеты, созданные на базе технологических  колледжей, занимают в Англии менее престижное место. Созданные по инициативе предпринимателей, они предлагают программы курсы обучения в соответствии с интересами промышленности и бизнеса. Высшие учебные заведения Великобритании неофициально, однако довольно четко дифференцированы по своим престижем, который определяет требования к поступающим и расходы на обучение. Наиболее престижные старые университеты (Оксфордский и Кембриджский). Они например, учатся 10 тыс. студентов. В составе университета функционируют 28 колледжей. Показательно, что 26 из 34 премьер-министров Великобритании были выпускниками Кембриджского или Оксфордского университетов.

 Манчестерский институт  науки и технологии, Манчестерская школа бизнеса, Королевский колледж искусств, Лондонская высшая школа бизнеса, Крэнфилдский технологический институт.

 Английские университеты  благодаря многовековой традиции  сохранили (теоретически) независимость  от исполнительной власти и подчиненные только парламенту. Университет возглавляет канцлер, предназначенный для церемоний. Так, например, канцлером Королевского университета в Белфасте в 70-х годах была королева Елизавета II. Фактически главой университета с вице-канцлер, опирается в своей деятельности на университетские суды, совет, сенат. Суд является высшим органом, однако на практике его функции ограничены. Совет занимается финансовыми делами. Университетские колледжи в пределах университетов имеют определенную долю самоуправления. Однако университетская автономия ограничена фактически полной финансовой зависимости университете от правительственных ассигнований, поскольку лишь незначительную часть их бюджета составляет доля доходов от научной работы и платы за обучение.

 Управление системой  образования, в том числе и  высшего, государственный секретарь  образования и науки, которому  подчиняется государственный министр  и два парламентских помощники  госсекретаря.

Среднее образование неуниверситетского уровня предоставляется числен-ными техническими и другими колледжами, программы которых имеют четкую профессиональную ориентацию. Многие из них подчиненны Комитету по технологическому и бизнесовому образованю (ВТЕС). Первый ВТЕС-диплом можно получить уже после года дневного обучения, национальный ВТЕС-диплом - после 2-3 лет. Они несколько отличаются и строгостью требований к поступающим.

 Признание профессиональной квалификации осуществляется, как правило, определенными ассоциациями (для большинства регулируемых специальностей) очень жесткие требования. Для их выполнения выпускникам университетов необходимы годы труда и совершенствования.

 Выдающуюся роль в  современном высшем образовании  Великобритании играет  «Открытый университет», ставший образцом наследования во всем мире. Его создание (1969 г.) связывается с именем известного лейбористского деятеля Гарольда Вильсона. Доступ к обучению (преимущественно заочного и рекордно разнообразного относительно средств и методик) свободный, поэтому каждый может выбрать для себя одну из сотен программ низшего или университетского уровня.

 Среднее образование  в Великобритании для тех, кто желает учиться в университете, продолжается чаще 13 лет, два последних из которых посвящаются углубленному изучению дисциплин, ученик планирует выбрать для исследований в ВУЗах. Школы предоставляют возможность выбрать курсы разного уровня сложности, что приводит к неэквивалентных аттестатов.

 Право вступления в  ВЗО без экзаменов предоставляет  аттестат об общем образовании  повышенного уровня (сокращенно "A level"). При большой автономии школ, в образовательном процессе, итоговые требования стан-дартизованы, потому выпускные экзамены проводят несколько независимых экзаменационных советов. Большинство абитуриентов имеют А-уровень по трем дисциплинам

B английских вузах нет единых правил приема, они разные. Однако, это в большей степени зависит от поступающего в высшее учебное заведения, от его довузовской подготовки, от показателей в свидетельстве об образовании. Получив среднее образование, абитуриент проходит собеседование и только тогда решается, составлять он экзамены по 3-4-х предметов. Собеседование масс выявить одаренность и мотивации будущего студента, а также его социальный учет (систему ценностных ориентаций).

 Школьных учителей  готовят общие педагогические колледжи, а также педагогические отделения университетов. Имеются частные и государственные высшие педагогические учебные заведения. В университетах летнюю педагогическую подготовку проходят после трех лет обучения на каком-либо факультете, т.е. освоив определенный академический курс и получив специализацию по одной-трех дисциплинах.

 Педагогические колледжи  не имеют единого учебного  плана; как правило, в учебный  план трехлетнего педагогического  колледжа входят курс по основному  предмету, профессиональный курс, педагогический курс, практика в школе. Особое внимание уделяется тем основным предметам, которые в будущем станет преподавать студент (на это отводится до 25% учебного времени). Более 40% учебного времени уделяется профессиональному изучении курса на протяжении одного-двух лет. Как правило, профессиональный курс включает дисциплины общеакадемического профиля: английский язык, математику, география, история - всего до восьми дисциплин. Четверть бюджета учебных часов выделяется на педагогический курс, состоящий из философии педагогики, психологии, педагогической социологии, методики обучения, истории педагогики, сравнительной педагогики, школьной гигиены, школознавства и др..

Информация о работе Система высшего образования в Великобритании