Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 13:37, контрольная работа
Окружающая ребенка действительность является источником, питающим игру. Исходя из программных требований, можно наметить круг явлений, предназначенных для ознакомления с окружающим миром. В средней группе можно пополнить знания детей о видах транспорта, о труде работников детского сада. При преобладающем наличии мальчиков в группе, можно наметить более подробное знакомство с профессией шофера.
1.Характеристика сюжетно-ролевой игры. 3
1.1.Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания ребенка. 3
2. Генезис развития сюжетно-ролевой игры. 4
2.2. Этапы развития игры по Д.Б. Эльконину. 5
4.Содержание сюжетно-ролевых игр дошкольников. 8
5.Современные научные походы к организации, планированию и руководству сюжетно-ролевыми играми. 9
6.Вывод 11
СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ 14
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова
Контрольная работа по предмету Дошкольная педагогика
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКОВ
Могилев
2012г.
ПЛАН
1.Характеристика сюжетно-ролевой игры. 3
1.1.Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания ребенка. 3
2. Генезис развития сюжетно-ролевой игры. 4
2.2. Этапы развития игры по Д.Б. Эльконину. 5
4.Содержание сюжетно-ролевых игр дошкольников. 8
5.Современные научные походы к организации, планированию и руководству сюжетно-ролевыми играми. 9
6.Вывод 11
СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ 14
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействие ребенка со взрослым.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.[2]
Характерными чертами сюжетно-ролевой игры являются: эмоциональная насыщенность, активность, самостоятельность, творчество, коллективный характер. В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.
Своеобразие сюжетно-ролевой игры обусловлено особенностями понимания и осмысления ими тех или иных факторов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
Самостоятельный характер игровой деятельности заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия и отношения активно.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. [3]
Сущность воспитательного
воздействия сюжетно-ролевой
В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений, его перемещение от отображения действия к отражению взаимоотношений людей и их моральных качеств. Имеющиеся у ребенка знания благодаря их неоднократному, практически-действенному воспроизведению в игре приобретают более прочный и более осознанный характер.
Большое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития воображения детей. Создание игровой ситуации – есть результат активной деятельности воображения, что является условием его интенсивного развития.
Приобретают дети и эмоциональный опыт: переживание и сопереживание разнообразных чувств в игре накладывает отпечаток на характер ребенка.
Близость игры к искусству
создает возможность
В игре формируется огромный двигательный опыт: создаются благоприятные условия для развития и совершенствования разнообразных движений; принимая на себя роль, ребенок часто использует движения для реализации своего ролевого поведения, сознательно передает характерные особенности движений изображаемого персонажа. [2]
Исторический обзор
Детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно ему еще недоступно. Кроме того он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Эта так называемая режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок изображает себя кем угодно и чем угодно, и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания этой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. Таким образом, игра не может развиваться без частого полноценного общения с взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заменителей других.
Режиссерская и образно-
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».
Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра – это не всеобщая форма жизни всех детей, она – образование историческое. Игра возникает на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция активно входить, а эту жизнь, и на почве этой тенденции и возникает игра. По мнению Эльконина, формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства.
Единица, центр игры – роль, которую берет на себя ребенок, но воспроизводит ее очень обобщенно в символическом виде. Игровые действия – это действия свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.
По мнению Д.Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.
В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия хотя и имеют значения, но не имеют смысла. Эволюция действия, по Д.Б. Эльконину, проходит следующий путь:
Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В коллективной форме сюжетно-ролевой игры происходит рождение смыслов человеческих действий – в этом, по Эльконину, величайшее гуманистическое значение игры.
Последний компонент в развитии игры – правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия формирования произвольного поведения.
Итак, по Д.Б. Эльконину, сюжетно-ролевая игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на «девятый вал» его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. [7]
3.Сущность структурных компонентов сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, мотив.
В структуре сюжетно-ролевой игры сюжет как основной компонент включает персонаж, жизненную ситуацию, действие и отношения персонажей. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Однако это не означает, что дети не играют в одиночку, но наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. Если же в игре отражаются отношения между людьми, то наличие товарищей обеспечивает более полную реализацию сюжета.
Основное отличие сюжетно-
Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрываются содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. [2]
В методике сюжетно-ролевой игры выделяются игровые сюжеты различной сложности:
Роль является стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими. Роль выражается в действиях, мимике, пантомимике. Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.
Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего школьника основная побудительная причина игры – действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые. [2]