Сюжетно-ролевая игра дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Окружающая ребенка действительность является источником, питающим игру. Исходя из программных требований, можно наметить круг явлений, предназначенных для ознакомления с окружающим миром. В средней группе можно пополнить знания детей о видах транспорта, о труде работников детского сада. При преобладающем наличии мальчиков в группе, можно наметить более подробное знакомство с профессией шофера.

Содержание работы

1.Характеристика сюжетно-ролевой игры. 3
1.1.Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания ребенка. 3
2. Генезис развития сюжетно-ролевой игры. 4
2.2. Этапы развития игры по Д.Б. Эльконину. 5
4.Содержание сюжетно-ролевых игр дошкольников. 8
5.Современные научные походы к организации, планированию и руководству сюжетно-ролевыми играми. 9
6.Вывод 11
СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ 14

Файлы: 1 файл

контр по дош пед.docx

— 67.56 Кб (Скачать файл)

 Игровое действия – это основная единица игровой деятельности. Оно передается в обобщенной и сокращенной форме или в виде схемы. Для ребенка это настоящее действие с реальными игровыми операциями, с использованием игрушек или предметов-заменителей. Изменение характера действий в игре и определяет развитие игры в целом: от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к ролевому.

Мотив в процессе сюжетно-ролевой игры меняется. Первоначально в этом качестве выступает игровое действие, возникшее по мере овладения предметным миром. В дальнейшем мотивом игры становится возможность взаимодействия с другими участниками игры. [1]

4.Содержание сюжетно-ролевых игр дошкольников.

 

Своеобразие содержания сюжетно-ролевой  игры – одна из важнейших особенностей. Многочисленные исследования педагогов и психологов (Д.Б.Эльконина, Д.В. Менджиерицкой, А.В. Черкова и др.) показали, что общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях служит основным содержанием сюжетно-ролевых игр детей: действия и отношения и общение людей в быту, труде, участие в различных событиях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых. [4]

Игры детей отличаются богатством сюжетов и содержания. Дети отражают быт семьи – уход взрослых за детьми, домашний труд, праздники и развлечения и т.д.; жизнь детского – труд воспитателя, медсестры, няни, повара, жизнь самих детей; занятия, прогулки, праздники. Дети старшего дошкольного возраста изображают разнообразный труд взрослых, который они наблюдают за пределами детского сада: труд шофера, монтера, моряков, летчиков. Яркие общественные события наших дней и прошлых лет наполняют содержание многих детских игр. По мере роста и развития ребенка в его игре отражаются все более широкие сферы человеческой деятельности.

Разнообразие сюжетов  и содержания игр определяется необходимостью классифицировать их. Большинство педагогов и психологов делят игры в зависимости от сюжета на три группы: а) бытовые игры (отражающие быт семьи и детского сада); б) игры на темы труда; в) игры с общественной тематикой.

Содержание сюжетно-ролевых  игр создаёт у детей потребность в совместной, коллективной игре. Эта потребность должна быть подкреплена умением играть вместе. Потребность и умения надо воспитывать: они сами не формируются. [2]

    1. Современные научные походы к организации, планированию и руководству сюжетно-ролевыми играми.

 

В современной литературе предлагается ряд рекомендаций по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста:

  1. Находясь на удобной для общения дистанции предоставить возможность ребенку проявить инициативу.
  2. Принимать любую форму предложения поиграть вместе.
  3. Наблюдая за игрой ребенка, выражать интерес к нему, к его деятельности, используя при этом соответствующую позу, взгляд, давать комментарии отдельным действиям ребенка.
  4. Если ребенок не проявляет интереса к игре, оказывать на него непрямое воздействие. Например, можно начать играть рядом с ребенком, пригласив его принять участие в игре своим поведением или вопросом, обращенным как бы к самому себе. Задавая вопрос, воспитатель дает ребенку возможность занять активную позицию в общении, что помогает сформировать активное отношение к процессу познания.
  5. Анализ конкретных ситуаций, моделируемых ребенком во время игры, может помочь понять внутрисемейные проблемы лучше, чем беседы со взрослыми членами семьи.
  6. Уровень игры может колебаться от неадекватных манипуляций у одних детей до сюжетно-ролевой игры у других, и может дать представление о воображении ребенка, его личностных особенностях, уровне развития его мыслительной деятельности.
  7. Сопровождая игру речью, следует обращать внимание на уровень речевого развития ребенка.

В свою очередь руководство  игрой включает в себя:

    • Необходимость учить детей, ставить игровые цели.
    • Помогать им в составлении сюжета игры, её содержания.
    • Следует показывать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующей роли.
    • Необходимость помогать детям, выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

Следует обеспечивать руководство  игрой, чтобы поднять уровень  развития детей на более высокую ступень. Но это следует делать без нажима, косвенными способами, с учетом детских интересов. Лучший способ – включится в игру в качестве равноправного партнера. [6]

В руководстве игрой выделяют два этапа:

  1. Доигровой этап. Его цель – выявить игровые предпочтения детей; создать материальные условия для игры; обеспечить формирование знаний, необходимых для содержательной игры.
  2. Управление процессом игры. Его цель – научить ставить игровые задачи; помочь овладеть игровыми действиями в соответствии с выбранной ролью; научить игровому взаимодействию.

При организации и руководстве играми воспитатель должен исходить из того, что игра как деятельность должна быть сформирована лишь в результате целенаправленного педагогического руководства. Педагог должен стремиться вызвать у детей активное желание играть обогащать содержание игр, способствовать тому, чтобы, играя, дети не мешали друг другу. При организации сюжетно-ролевых игр воспитатель побуждает детей играть рядом, чтобы впоследствии они хотели и умели объединяться самостоятельно. [1]

При планировании сюжетно-ролевых  игр необходимо учитывать поэтапное формирование игры:

  1. Ознакомление с окружающим в активной деятельности: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, встречи с людьми разных профессий и др.
  2. Обогащение игрового опыта – игры-инсценировки, дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные с сюжетным содержанием, игры имитационного характера, а также индивидуальные, коллективные и совместные игры воспитателя и детей
  3. Изменение предметно игровой среды (планируется постепенное ее усложнение в течение года). Для совершенствования предметных способов планируется использование не только игрушек, но и более обобщенного игрового материала, предметов заместителей, нарисованных панно-картин.
  4. Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры – методические приемы, направленные на возникновение самостоятельной творческой игры и постепенное усложнение способов игрового воспроизведения действительности. Подразумевается игровое общение воспитателя с детьми, которое побуждает их к решению игровых задач, основанных на усложнение способов и выразительности средств передачи образов; различные игровые проблемные ситуации. [5]

 

 

6.Вывод

Проанализировав литературу можно сделать вывод, что игра - наиболее непринужденная деятельность ребенка-дошкольника. Естественных характер игры выражается в том, что ребенок сам выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного «правильного» использования.

 Творческая свобода  игры выражается и в том,  что ребенок включается в нее  со всей своей эмоциональностью, испытывая в процессе ее оптимальное удовлетворение.

 Предпосылки возникновения  сюжетно-ролевой игры начинаются  с раннего возраста от манипулирования предметами, продолжаются в дошкольном возрасте: возникают ролевые диалоги, комбинация разных вариантов игровых событий. Почву для таких игр ребенок получает благодаря воспитателю, так как он обеспечивает получение знаний об окружающем мире и взаимосвязи тех или иных предметов во время занятий и в свободное, предназначенное для самостоятельной игры, время. Совместная игра воспитателя с детьми помогает сформировать игровые умения, т.е. воспитатель должен играть с детьми на протяжение всего дошкольного возраста. А в самостоятельной игре, педагог должен обеспечить условия для активизации игрового опыта ( мотив игры, всевозможные атрибуты и т.п.).

 Нельзя не отметить и роль родителей в формировании игры: основываясь на их пример, у ребенка возникают азы взаимоотношений между людьми. Поэтому важно чтобы этот пример был положителен, так как впоследствии ребенок перенесет манеру общения во взрослую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Брынзарей, Ю.Г. Педагогика игры: монография / Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко. – Мозырь: УОМГПУ им. И.П. Шамякина, 2011. – 118 с.
  2. Дошкольная педагогика: учебное пособие: в 2 ч. / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – ч. 2. – 288 с.
  3. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. – М: Просвещение, 1989. – 284 с.
  4. Игра дошкольника / под ред.О.А. Анищенко, И.А. Комаровой. – Мозырь: РИФ «Белый ветер»,1988 – 88 с. 
  5. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение,1982. – 126 с.
  6. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ГНОМ, 2000. – 165 с.
  7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование; МГППУ,2008. – 460 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ  ЗАДАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СХЕМА: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ

Окружающая ребенка действительность является источником, питающим игру. Исходя из программных требований, можно наметить круг явлений, предназначенных для ознакомления с окружающим миром. В средней группе можно пополнить знания детей о видах транспорта, о труде работников детского сада. При преобладающем наличии мальчиков в группе, можно наметить более подробное знакомство с профессией шофера.

Подведение к развитию сюжетно-ролевой игры следует начинать с планирования занятий, которые  смогут обогатить знания детей и  могут стать источником ее развития. Здесь целесообразно использовать рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы с заданной тематикой, встреча с людьми интересующих профессий.

Для приобретения игрового опыта следует использовать дидактические, подвижные, имитационные игры с сюжетным характером. В ходе таких игр дети, взяв на себя роль, учатся выразительности движений, жестов.

Для совершенствования предметно-игровой  среды планируется использование  не только игрушек, но и предметов  заменителей, нарисованных картин.

В период формирования ролевых  способов действий предусматривается своевременное внесение атрибутов, которые могут изготавливаться и при участии детей.

Для возникновения самостоятельной  творческой игры и усложнения способов игрового воспроизведения действительности, необходимо игровое общение воспитателя, которое должно побуждать к решению проблемных ситуаций и игровых задач, основанных на усложнении способов и выразительности средств передачи образов.

 

 

 

 

 

 

ТАБЛИЦА МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА 

Наблюдение 

Формируется основное знание детей об интересующих объектах их изменениях и связи с окружающим. Например: наблюдение во время экскурсии за движением транспорта по улицам города

Рассматривание 

Уточнение и обогащение детей  о предметах и явлениях окружающей жизни, формирование наглядных образов тех объектов, которые в жизни обеспечить невозможно. Например: рассматривание иллюстраций с различными видами транспорта (троллейбус, трамвай, гужевой транспорт и др.)

Словесные. Чтение художественной литературы

Формирует понимание основных связей в произведении, характер героев, переживание, мотивы поступков.

Беседы 

Уточнение фактов, событий  и связи между ними, обобщение полученных знаний.

Игровые приемы

Овладение, накопление и  обобщение игрового опыта. Например: в ходе дидактических игр, дети усваивают, что кому нужно для работы; в играх-драматизациях - взаимоотношение людей, манеру поведения; подвижные помогают определиться с жестами, движениями.

Упражнения

Повторение умственных и  практических действий заданного содержания. На начальной стадии партнером по игре является воспитатель, который ненавязчиво показывает образец действий с предметами либо их заменителями, обращает внимание на взаимоотношения, находясь на одном уровне с ребенком. Впоследствии, педагог может усложнять игровые умения, предлагая решать различные проблемные ситуации, подсказывает варианты развития сюжета.

Моделирование

Процесс создания моделей  и использование их для формирования знаний о свойствах, связях, отношениях объектов. Например: на начальных стадиях, дети создают постройку, затем учатся обыгрывать ее, впоследствии, используют как атрибут к игре.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра дошкольников