Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:37, курсовая работа
Объект: развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель: разработать и апробировать комплекс сюжетно- ролевых игр для развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста .
Свои взгляды на обучение родному языку Ушинский реализовал в учебных книгах «Родное слово» и Детский мир». И хотя основные труды адресованы начальной школе, методические идеи, выдвинутые и обоснованные им, имеют большое значение для развития дошкольной педагогики.
В основу своей системы О.С. Ушакова положила принцип народности. являющийся ключом к пониманию его взглядов. Учение о родном языке занимает в ней центральное место [31].
Также Ушинский доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития диалогической речи на основе развития знаний и мышления. Он обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними.
О.И. Соловьева составила словарь детской речи, написала работу «О детском языке». Особенности диалогической речи детей учитывались ею в организации работы с детьми. С младшими детьми практиковались рассматривание и рассказывание по картинкам, со старшими - чтение рассказов, статеек, сопровождавшееся беседами [28].
Е.А. Аркин подчеркивал, что «культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего правильного разрешения большого искусства и опыта» [1]. Он приходит к выводу о необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач.
Одним из основных средств диалогического развития, наряду с наблюдением окружающей жизни, была признана художественная литература.
Е.И. Тихеева активно участвовала в разработке теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта [30]. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы диалогического развития детей. Она создала свою систему развития диалогической речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.
Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляю следующие положения:
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;
Е.И.Тихеева [30] определила основные задачи работы по развитию диалогической речи детей в детском саду:
Е.А. Флериной [32] принадлежит заслуга разработки общих основ культуры речи дошкольников. Она обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры диалогической речи», «чистое произношение», на использование художественной литературы как метода диалогического развития. Основными видами диалогической речи в работе с детьми признаются разговор, беседа, сюжетно-ролевые игры. «Руководстве для воспитателя детского сада» развитие диалогической речи детей впервые выделяется в самостоятельный раздел. Главное внимание в Руководстве уделялось культуре диалогического общения, выразительности детской речи.
Соловьева [28] очень много сделала для совершенствования работы детских садов по развитию диалогической речи детей, а позднее, в 1956г., подготовила первое учебное пособие по методике для дошкольных педучилищ, в котором освещается развитие всех сторон диалогической речи, впервые излагается методика формирования грамматической стороны диалогической речи.
В связи с созданием объединенных дошкольных учреждений «ясли - сад» в конце 50-х гг. активно исследуются и обсуждаются проблемы диалогического развития детей раннего возраста. Значительный вклад в изучение диалогической речи детей раннего возраста внесли Н.М. Максаков[19] , Е.А. Флерина[32]. , К.К. Радина[27]. , А. Арушанова [2]., Г.М. Лямина [18].Материалы исследований легли в основу разработки единой программы воспитания и обучения в детском саду .
Ф.А. Сохин [29]. являлся знатоком детской диалогической речи, лингвистом и психологом. Он убедительно доказал, что развитие детской диалогической речи имеет своё самостоятельное значение и не должно рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром. Исследования Ф.А. Сохина, [29]. О.С. Ушаковой [31] и их сотрудников, опиравшиеся на более глубокое понимание процесса развития диалогической речи, сложившееся к началу 70-х гг., во многом изменили подход к содержанию и методике развития диалогической речи детей. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи .
Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. На их основе были разработаны программы диалогического развития детей, методические пособия для воспитателей, отражающие комплексный подход к диалогическому развитию и рассматривающие овладение речью как творческий процесс .
Большое влияние на вопросы развития диалогической речи оказала Э.Л. Короткова[15] . Она считала речь основой умственного воспитания. В духе традиционной отечественной и европейской педагогики призывала развивать речь посредством живых наблюдений. Крупская неоднократно подчеркивала роль книги в развитии детской диалогической речи. Язык книги должен быть прост, поскольку в дошкольном возрасте ребенок легко запоминает слова и вводит их в свой лексикон.
1.2 СЮЖЕТНО –РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К.Г. Юсупов, В.И. Истомин, В.И. Устименко, Д.Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
«Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста» К.К.Радина , В чем же ее особенность? Характеризуя ее, К.К. Радина [27]. подчеркнула, что эта «игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми». Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество .
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей .
Сюжетно-ролевая, или так называемая творческая игра детей среднего дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно . Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том. что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры.
Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствам изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в широкий мир человеческих стремлений и героических поступков .
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творчеств воспроизведения и отражения фактов и явлении окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней возможность сочетать реальное обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический - жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.
В середине дошкольного детства основным содержанием игры становятся отношения между ролями, которые ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры,— если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб, то все это дается «детям» на обед. Действия ребенка становятся короче, они не повторяются и сменяют одно другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.
При анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание . Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и т.д.).
Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим.
Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более ми менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей . Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности.
Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка.
Говоря о влиянии взрослых на игру детей, О.С. Ушакова[31]. писала: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставлением материала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок. Не нужно думать, что весь этот материал можно купить в игрушечной лавке.
Вы купите для ребенка светлый, красивый дом, а он сделает из него тюрьму, вы закупите для него куколки, а он выстроит их в ряды солдат, вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, - вот об этом материале должны более всего заботиться родители и воспитатели» .[31 ]
Действительно, одна и та же по своему сюжету игра (например, «в семью») может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая - краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья - постоянно стирать и готовить, четвертая - читать детям книжки и заниматься с ними и т.п. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр .
Таким образом, особая чувствительность игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что она является социальной не только по своему происхождению, но и по своему содержанию.
Главная задача воспитателя здесь научить детей, подсказать им сюжет. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры.
Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей. Дети ставят задачу - построить город «Счастья». Распределяются роли, устанавливаются правила игры . Одно из правил, которые предложили дети, - не строить темные дома. Все дома должны быть светлые и радостные. Закончить игру дети решили праздников» «Наш любимый город». Конечно, детской фантазии недостаточно для такой игры, нужен и определенный жизненный опыт. И здесь подключается воспитатель. Он тактично подсказывает, каким должен быть город "Счастья" и как можно провести праздник в этом городе.