Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:37, курсовая работа
Объект: развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель: разработать и апробировать комплекс сюжетно- ролевых игр для развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста .
Повторная диагностика показала, что после проведения сюжетно-ролевых игр средний показатель уровня владения навыками последовательного, логичного, диалогического повествования у детей составляет 90%.
Таким образом, средний показатель уровня владения навыками последовательного, логичного, диалогического повествования у детей увеличился на 19%.
Сводные показатели первичного и повторного обследования детей по методике «Диалогическая речь» каждого ребенка были внесены в Диаграмму 5.
Диаграмма 5. Результаты диагностики речевого развития детей по методике «Диалогическая речь»
Результаты повторного обследования детей по методике «наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей»
Максимальное количество суммы баллов 9. Результаты повторного обследования детей по методике «наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей» представлены в таблице 6.
Критерии диалогической речи:
Хорошо развита диалогическая речь: 1500 слов, говорят предложениями из 5-6 слов.
Недостаточно развита диалогическая речь: 900 слов ,говорят предложениями из 3-4 слов.
Не развита диалогическая речь : 500 слов , не говорят предложениями.
Фамилия, имя |
Хорошо развита диалогческая речь |
недостаточно развита диалогическая речь |
не развита диалогическая речь |
Всего баллов |
1. Евгения Б. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2. Данил Г. |
2 |
3 |
2 |
7 |
З. Андрей С. |
3 |
2 |
2 |
7 |
4. Алеша Г. |
3 |
3 |
3 |
9 |
5. Ира Е. |
2 |
3 |
3 |
8 |
6. Марина К. |
3 |
3 |
2 |
8 |
7.Валентина Р. |
3 |
3 |
2 |
8 |
8. Соня Б. |
3 |
2 |
3 |
8 |
9. Коля Г. |
3 |
2 |
3 |
8 |
10. Дима З. |
3 |
2 |
3 |
8 |
11.Сережа С. |
2 |
3 |
2 |
7 |
12. Костя К. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Повторная диагностика показала, что после проведения сюжетно-ролевых игр средний показатель уровня владения навыками последовательного, логичного, диалогического повествования у детей составляет 83%.
Таким образом, средний показатель уровня развития диалогической речи в сюжетно-ролевой игре у детей увеличился на 18%.
Сводные показатели первичного и повторного обследования детей по методике «наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей» каждого ребенка были внесены в Диаграмму 6.
Диаграмма 6. Результаты диагностики диалогического развития детей по методике «наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей»
Для того, чтобы наглядно отразить эффективность мероприятий формирующего этапа, мы совместили данные диаграммы 1,2,3,4,5,6 в диаграмму 7.
Диаграмма 7. Результаты контрольного этапа исследования развития диалогической речи детей.
Так как средний показатель Диалогического развития по итогам эксперимента составил 18%, можно сделать вывод о том, что результаты повторной диагностики уровня развития речи детей доказывают эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе диалогического развития.
Следовательно, планомерная, целенаправленная, систематическая организация сюжетно-ролевой игры позволяет обеспечить полноценное диалогическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
Проведенное исследование позволило выявить следующие результаты:
При первоначальной диагностике уровня развития навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования по трем проведенным нами методикам выявлено преобладание низкого и среднего уровня на начальном этапе исследования: дети плохо вступали в контакт , речь их была бедной и скудной, часто в установлении диалога требовались дополнительные, наводящие вопросы, некоторые дети просто отказывались от участия в беседе.
На втором, формирующем этапе исследования апробировали в условиях дошкольного учреждения программу развития навыков диалогической речи дошкольников 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры.
На третьем, контрольном этапе исследования проверили эффективность примененных игр формирующего эксперимента при помощи тех же методик, что и на констатирующем этапе исследования. В результате проведенных исследований выявлено, что уровень развития диалогической речи у детей на контрольном этапе стал выше, чем у детей на констатирующем этапе. Таким образом, исследования нашла подтверждение, цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие диалогической речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать в слух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.
В процессе исследования была проведена
экспериментально-исследователь
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому сюжетно-ролевая игра -- это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Д. Б. Эльконин [33]., сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в сюжетно-ролевой игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для диалогического развития детей.
Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень диалогического развития речи . Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
Таким образом, через сюжетно-ролевую игру активно развивается диалогическая речь ребенка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аркин А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2010. - №5. – с. 51-61.
2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2009. - №10. – с. 82-90.
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 232с.
4. Бородич А. М. Методика развития диалогической речи детей. – М.: Просвещение, 2011. – 255с.
5. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 2009. – 94с.
6. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М.: изд. АН СССР, 2010. – 154с.
7. Гербова В. Занятия по развитию диалогической речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №3. – с. 78-80.
8. Гербова В. В. Занятия по развитию диалогической речи с детьми 4- 5лет. – М.: Просвещение, 2010. – 127с.
9. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 2012. – 221с.
10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2010. - №12. – с. 91-93.
11. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию диалогической речи // Дошкольное воспитание. – 2010. - №6. – с. 54-56.
12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 2011. – 109с.
13. Занятия по развитию диалогической речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 2010. – 363с.
14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2009. – 416с.
15. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – с.201-202.
16. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и диалогического развития детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2011. – с.204-208.
17. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Диалогическое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2009. – 32с.
18. Лямина Г. М. Особенности развития
речи детей дошкольного
19. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 2009. – 157с.
20. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринго, 2012. – 236с.
21. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 2010. – 148с.
22. Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 13-17.
23. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2013. – 223с.
24. Программа и методика развития диалогической речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. – М.: АПО, 2010. – 63с.
25. Психолого-педагогические вопросы развитию диалогической речи в детском саду. Сб. науч. трудов. Редкол. Ф. А. Сохин. – М.: АПН СССР, 2009. – 120с.
26. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: АПН СССР, 2010. - 137с.
27. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми средней группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития диалогической речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2010. – с.221-229.
28. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 2011. – 175с.
29. Сохин Ф. А.Ушаков Н.С. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. – 2010. - №3. – с. 21-24.
30. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 2009. – 280с.
31. Ушакова О. С. Развитие диалогической речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2012. – 237с.
32. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2010. – с.210-115.
33. Эльконин Д.Б. Понятие диалогической и монологической речи, 2010.С 25-26
34. Якубинский Л. П. Избранные работы:
Язык и его функционирование //
Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 2009. С. 17–58