Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возрвста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Объект: развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель: разработать и апробировать комплекс сюжетно- ролевых игр для развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста .

Файлы: 1 файл

5дипломная работа.doc

— 587.50 Кб (Скачать файл)

 

Повторная диагностика показала, что после проведения сюжетно-ролевых игр средний показатель уровня владения навыками последовательного, логичного, диалогического повествования у детей составляет 90%.

Таким образом, средний показатель уровня владения навыками последовательного, логичного, диалогического повествования у детей увеличился на 19%.

Сводные показатели первичного и повторного обследования детей по методике «Диалогическая речь» каждого ребенка были внесены в Диаграмму 5.

Диаграмма 5. Результаты диагностики речевого развития детей по методике «Диалогическая речь»

 

 

Результаты повторного обследования детей по методике «наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей»

Максимальное количество суммы баллов 9. Результаты повторного обследования детей по методике «наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей» представлены в таблице 6.

Критерии диалогической речи:

Хорошо развита диалогическая речь: 1500 слов, говорят предложениями из 5-6 слов.

Недостаточно развита диалогическая речь: 900 слов ,говорят предложениями из 3-4 слов.

Не развита диалогическая речь : 500 слов , не говорят предложениями.

 

 

 

                                                                                                            

 

 

                                                                                                                  Таблица 6

 

Фамилия, имя

Хорошо  развита диалогческая речь

недостаточно развита диалогическая речь

не развита диалогическая речь

Всего баллов

1. Евгения Б.

2

2

2

6

2. Данил Г.

2

3

2

7

З.  Андрей С.

3

2

2

7

4.  Алеша Г.

3

3

3

9

5.  Ира Е.

2

3

3

8

6.  Марина К.

3

3

2

8

7.Валентина Р.

3

3

2

8

8. Соня Б.

3

2

3

8

9.  Коля Г.

3

2

3

8

10.  Дима З.

3

2

3

8

11.Сережа С.

2

3

2

7

12. Костя К.

3

3

3

9


 

Повторная диагностика показала, что после проведения сюжетно-ролевых игр средний показатель уровня владения навыками последовательного, логичного, диалогического повествования у детей составляет 83%.

Таким образом, средний показатель уровня развития диалогической речи в сюжетно-ролевой игре у детей увеличился на 18%.

Сводные показатели первичного и повторного обследования детей по методике «наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей» каждого ребенка были внесены в Диаграмму 6.

Диаграмма 6. Результаты диагностики диалогического развития детей по методике «наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей»

 

 

Для того, чтобы наглядно отразить эффективность мероприятий формирующего этапа, мы совместили данные диаграммы 1,2,3,4,5,6 в диаграмму 7.

 

Диаграмма 7. Результаты контрольного этапа исследования развития диалогической речи  детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так как средний показатель Диалогического развития по итогам эксперимента составил 18%, можно сделать вывод о том, что результаты повторной диагностики уровня развития речи детей доказывают эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе диалогического развития.

Следовательно, планомерная, целенаправленная, систематическая организация сюжетно-ролевой игры позволяет обеспечить полноценное диалогическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ

 

Проведенное  исследование позволило выявить следующие результаты:

При первоначальной диагностике уровня развития навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования по трем проведенным нами методикам выявлено преобладание низкого и среднего уровня на начальном этапе  исследования: дети плохо вступали в контакт , речь их была бедной и скудной, часто в установлении диалога требовались дополнительные, наводящие вопросы, некоторые дети просто отказывались от участия в беседе.

На втором, формирующем этапе исследования апробировали в условиях дошкольного учреждения программу развития навыков диалогической речи  дошкольников 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры.

На третьем, контрольном этапе исследования проверили эффективность примененных игр формирующего эксперимента при помощи тех же методик, что и на констатирующем этапе исследования. В результате проведенных исследований выявлено, что уровень  развития диалогической речи у детей на контрольном этапе стал выше, чем у детей  на констатирующем этапе. Таким образом, исследования нашла подтверждение, цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие диалогической речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать в слух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.

В процессе исследования была проведена экспериментально-исследовательская работа по изучению диалогической речи у детей дошкольного возраста. Где основой стала сюжетно-ролевая игра. Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому сюжетно-ролевая игра -- это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Д. Б. Эльконин [33]., сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в сюжетно-ролевой игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для диалогического развития детей.

Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень диалогического развития речи . Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

Таким образом, через сюжетно-ролевую игру активно развивается диалогическая речь ребенка.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аркин А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2010. - №5. – с. 51-61.

2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова  Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2009. - №10. – с. 82-90.

3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 232с.

4. Бородич А. М. Методика развития диалогической речи детей. – М.: Просвещение, 2011. – 255с.

5. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок  учится говорить. – М.: Знание, 2009. – 94с.

6. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М.: изд. АН СССР, 2010. – 154с.

7. Гербова В. Занятия по развитию диалогической речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №3. – с. 78-80.

8. Гербова В. В. Занятия по развитию диалогической речи с детьми 4- 5лет. – М.: Просвещение, 2010. – 127с.

9. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 2012. – 221с.

10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2010. - №12. – с. 91-93.

11. Грецик Т. Взаимодействие детского  сада и семьи по развитию  диалогической речи // Дошкольное воспитание. – 2010. - №6. – с. 54-56.

12. Детская речь и пути ее  совершенствования. Сб. науч. трудов. –  Свердловск: СГПИ, 2011. – 109с.

13. Занятия по развитию диалогической речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 2010. – 363с.

14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2009. – 416с.

15. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – с.201-202.

16. Крылова Н. М. Влияние беседы  на умственное и диалогического развития детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2011. – с.204-208.

17. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Диалогическое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2009. – 32с.

18. Лямина Г. М. Особенности развития  речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике  развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2011. – с.49-52.

19. Максаков А. И. Правильно ли  говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 2009. – 157с.

20. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринго, 2012. – 236с.

21. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 2010. – 148с.

22. Пеньевская Л. А. Влияние на  речь маленьких детей общения  с более старшими // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 13-17.

23. Придумай слово: Речевые игры  и упражнения для дошкольников. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2013. – 223с.

24. Программа и методика развития диалогической речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. – М.: АПО, 2010. – 63с.

25. Психолого-педагогические вопросы развитию диалогической речи в детском саду. Сб. науч. трудов. Редкол. Ф. А. Сохин. – М.: АПН СССР, 2009. – 120с.

26. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: АПН СССР, 2010. - 137с.

27. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми средней группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития диалогической речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2010. – с.221-229.

28. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 2011. – 175с.

29. Сохин Ф. А.Ушаков Н.С. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. – 2010. - №3. – с. 21-24.

30. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 2009. – 280с.

31. Ушакова О. С. Развитие диалогической речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2012. – 237с.

32. Флерина Е. А. Разговорная речь  в детском саду // Хрестоматия  по теории и методике развития  речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2010. – с.210-115.

33. Эльконин  Д.Б. Понятие диалогической и монологической речи, 2010.С 25-26

34. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 2009. С. 17–58                                       

 

 

 

 


 



Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возрвста