Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:37, курсовая работа
Объект: развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель: разработать и апробировать комплекс сюжетно- ролевых игр для развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста .
Результаты диагностики показали, что средний показатель уровня владения навыками последовательного, логичного, диалогического повествования составляет 71%. Показатели первичного обследования детей по методике «Диалогическая речь» каждого ребенка были внесены в Диаграмму 2.
Диаграмма 2. Результаты диагностики речевого развития детей по методике «Диалогическая речь»
Третья используемая методика уровни развития диалогической речи в результате наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей .
(Приложение 3.) была направлена на изучение уровня развития диалогической речи. Результаты первичного обследования детей по методике уровни развития диалогической речи в результате наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей. Представлены в таблице 3.
Результаты проведения методики «наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей».
Максимальное количество суммы баллов 9.
Фамилия, имя |
Хорошо развита диалогическая речь |
недостаточно развита диалогическая речь |
не развита диалогическая речь |
Всего баллов |
1. Евгения Б. |
2 |
1 |
1 |
4 |
2. Данил Г. |
1 |
1 |
1 |
3 |
З. Андрей С. |
3 |
2 |
2 |
7 |
4. Алеша Г. |
3 |
2 |
3 |
8 |
5. Ира Е. |
2 |
2 |
3 |
7 |
6. Марина К. |
0 |
0 |
1 |
1 |
7. Валентина Р. |
3 |
3 |
2 |
8 |
8. Соня Б. |
3 |
2 |
3 |
8 |
9. Коля Г. |
3 |
2 |
3 |
8 |
10. Дима З. |
1 |
2 |
0 |
3 |
11.Сережа С. |
2 |
3 |
2 |
7 |
12. Костя К. |
3 |
2 |
3 |
8 |
Результаты наблюдения за
самостоятельными сюжетно-ролев
Диаграмма 3. Результаты диагностики диалогического развития детей по методике «наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей»
Учитывая результаты данных методик можно сделать вывод о том, что диалогическое развитие детей находится на среднем уровне. Поэтому, исходя из нашего предположения о том, что при планомерном, целенаправленном, систематическом использовании сюжетно-ролевая игра будет выступать эффективным средством диалогического развития детей среднего дошкольного возраста.
2.2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Целью формирующего этапа стало проведение целенаправленной работы по развитию диалогической речи в сюжетно-ролевых играх детей среднего дошкольного возраста.
Нами было предложено убрать все «больницы», «парикмахерские», «магазины». Вместо старых милицейских фуражек были внесены банданы и большой (2х2м) кусок камуфляжной ткани, были оставлены стройматериал и различные конструкторы. Дети с удовольствием включились в обыгрывание новых атрибутов. Они играли в спасателей, военных вертолетчиков, омоновцев, подводников, отлично используя заменители и игрушки-самоделки.
Такая работа способствовала включению в игру новых ролей, развитию игрового диалога.
В игровых уголках появились различные пульты, панели с кнопками, стрелками, индикаторами, то есть такие, с которыми можно действовать: нажимать кнопки, вращать ручку таймера и т.д. Такое оборудование успешно использовали как мальчики (пульты управления, мониторы), так и девочки (касса, клавиатура компьютера и т.д.).
Сколько выдумки требуется, чтобы порой решить, в какое путешествие отправиться, какой корабль или самолет соорудить, какое подобрать оборудование! И в этом нам помогли мягкие игровые модули. Дети с удовольствием строили из них города, пароходы и самолеты, автотранспорт и театр – все, на что хватило фантазии. Дети по-разному использовали каждую деталь (куб превращали в то табурет, то в стол, то в сиденье для автомобиля, то в плиту или барабан). В игре дети выступали как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако свой замысел они не вынашивали, не готовились как актеры: они играли для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владели ими в настоящий момент.
В результате проделанной методической работы по развитию диалогической речи в сюжетно-ролевых играх детей среднего дошкольного возраста, мы получили конкретные теоретические знания и закрепили их в практической деятельности. У педагогов повысился интерес к методической литературе, к новым знаниям. Опираясь на жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями окружающей действительности развивает сюжетно-ролевую игру. Этому способствовали - посещения музея, библиотеки; прогулки в природу; экскурсии на стройку, в банк; наблюдения, беседы, обсуждения. Заинтересовавшая ребенка информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры. В этом случае педагоги помогали перенести ребенку полученные знания и впечатления в условный сюжет игры. Так появились в группе новые игры: «банк», «дизайнеры», «автосалон». В таких играх более четко развивался диалог детей , расширялся их кругозор, развивались навыки взаимодействия, что явилось толчком к самостоятельной игровой деятельности.
Далее перед нами стояла задача разработки и проведения сюжетно-ролевых игр, сюжет которых вызвал бы у дошкольников наибольшую заинтересованность.
Самая любимая детская игра это игра в семью. В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».
Для начала, мы распределяли роли между всеми желающими и проговаривали основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. Дети играли в такие «семейные» игры, как «Маленькие помощники», «Приглашаем к столу», «Готовимся к празднику» и др.
Кроме традиционных сценариев, при разработке сюжетно-ролевых игр мы использовали и другие сценарии. Например, мы знаем, что многие путешествуют с родителями. Мы предлагали детям соорудить «Поезд» и повезти на нем к морю пассажиров. Или поиграть в игру «Аэропорт». В этой игре дети распределяли между собой роль пилота, диспетчера и стюардессы. Воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о работе разных служб этого места. Проведение данной игры помогло детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.
Если мы видели, что все сценарии начинали надоедать детям, то мы предлагали новые игры. В одном из таких случаев мы предложили детям поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо что-либо поджигать или заливать водой. Мы разыгрывали проблемные ситуации и разрабатывали алгоритм поведения людей в них. Один ребенок – отважный спасатель, который мог быть и врачом, и альпинистом, и пожарным и водителем. Другой ребенок, был пострадавшим, а воспитатель – тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Дети находили смысл и идею в самых обыденных и банальных, сточки зрения взрослого, вещах, поэтому мы не ограничивали фантазию детей. Мы считали, что самый неожиданный поворот сценария должен быть реализован в игре.
Подводя итоги, проведенной работы на формирующем этапе нами была организована и показана детям других групп ДОУ сюжетно-ролевая игра «Рыбаки. » (Приложение 3)
2.3 ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
С целью повышения уровня развития диалогической речи, нами был разработан сборник сюжетно-ролевых игр (Приложение 3), которые были направлены на развитие диалогической речи. Игры были отобраны с учетом возрастных возможностей и интересов детей. Данные игры проводились с детьми в течение 3 месяцев в соответствии с циклограммой образовательной деятельности ДОУ и режимом дня данной возрастной группы.
По истечению срока реализации цикла сюжетно-ролевых игр была проведена повторная диагностика детей по всем методикам, используемым ранее на констатирующем этапе.
Результаты повторного обследования детей по методике «Лексико-грамматические средства» представлены в таблице 4.
Результаты повторной диагностики по методике «Лексико-грамматические средства»
Фамилия, имя |
Предметный словарь |
Словарь признаков |
Словарь действий |
Словоизменение, словообразование |
Всего баллов |
1. Евгения Б. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
2. Данил Г. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
З. Андрей С. |
3 |
2 |
2 |
1 |
8 |
4. Алеша Г. |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
5. Ира Е. |
3 |
3 |
3 |
2 |
11 |
6. Марина К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
7. Валентина Р. |
3 |
3 |
2 |
2 |
10 |
8. Соня Б. |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
9. Коля Г. |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
10. Дима З. |
2 |
3 |
2 |
1 |
8 |
11.Сережа С. |
2 |
3 |
2 |
3 |
10 |
12. Костя К. |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
Повторная диагностика по методике «Лексико-грамматические средства» показала, что после проведения сюжетно-ролевых игр средний показатель объема словаря, навыков словоизменения и словообразования и употребление грамматических категорий у детей составляет 77%.
Таким образом, показатель объема словаря, навыков словоизменения и словообразования, употребление грамматических категорий у детей средней группы по данной методике увеличился на 17%. Сводные показатели первичного и повторного обследования детей по методике «Лексико-грамматические средства» каждого ребенка были внесены в Диаграмму 4
Диаграмма 4
Результаты диагностики развития речи детей по методике «Лексико-грамматические средства»
Результаты повторного обследования детей по методике «Диалогическая речь» представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты проведения методики «Диалогическая речь»
Фамилия, имя |
Беседа по творческому рассказу |
Беседа по серии картинок |
Беседа по картине |
Беседа по описательному рассказу |
Всего баллов |
1. Евгения Б. |
3 |
2 |
2 |
3 |
10 |
2. Данил Г. |
3 |
2 |
2 |
2 |
9 |
З. Андрей С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
4. Алеша Г. |
3 |
3 |
2 |
3 |
11 |
5. Ира Е. |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
6. Марина К. |
3 |
3 |
3 |
2 |
12 |
7.Валентина Р. |
3 |
3 |
2 |
3 |
11 |
8. Соня Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
9. Коля Г. |
2 |
3 |
3 |
2 |
10 |
10. Дима З. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
11.Сережа С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
12. Костя К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |