Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возрвста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Объект: развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель: разработать и апробировать комплекс сюжетно- ролевых игр для развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста .

Файлы: 1 файл

5дипломная работа.doc

— 587.50 Кб (Скачать файл)

 

Результаты диагностики показали, что средний показатель уровня владения навыками последовательного, логичного, диалогического повествования составляет 71%. Показатели первичного обследования детей по методике «Диалогическая речь» каждого ребенка были внесены в Диаграмму 2.

Диаграмма 2. Результаты диагностики речевого развития детей по методике «Диалогическая речь»

 

 

Третья используемая методика уровни развития диалогической речи в результате наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей .

  (Приложение 3.) была направлена на изучение уровня развития диалогической речи. Результаты первичного обследования детей по методике уровни развития диалогической речи в результате наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей. Представлены в таблице 3.

                                                                                                         Таблица 3                   

Результаты проведения методики «наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей».

Максимальное количество суммы баллов 9.

 

Фамилия, имя

Хорошо  развита диалогическая речь

недостаточно развита диалогическая речь

 не развита диалогическая речь

Всего баллов

1. Евгения Б.

2

1

1

4

2. Данил Г.

1

1

1

3

З.  Андрей С.

3

2

2

7

4.  Алеша Г.

3

2

3

8

5.  Ира Е.

2

2

3

7

6.  Марина К.

0

0

1

1

7.  Валентина Р.

3

3

2

8

8. Соня Б.

3

2

3

8

9.  Коля Г.

3

2

3

8

10.  Дима З.

1

2

0

3

11.Сережа С.

2

3

2

7

12. Костя К.

3

2

3

8


 

 Результаты наблюдения за  самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей показали следующие результаты: 65%. Показатели первичного обследования детей по методике «наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей» каждого ребенка были внесены в Диаграмму 3.

 

Диаграмма 3. Результаты диагностики диалогического развития детей по методике «наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей»

     

 

Учитывая результаты данных методик можно сделать вывод о том, что диалогическое развитие детей находится на среднем уровне. Поэтому, исходя из нашего предположения о том, что при планомерном, целенаправленном, систематическом использовании сюжетно-ролевая игра будет выступать эффективным средством диалогического развития детей среднего дошкольного возраста.

 

2.2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Целью формирующего этапа стало проведение целенаправленной работы по развитию диалогической речи  в сюжетно-ролевых играх детей среднего дошкольного возраста.

Нами было предложено убрать все «больницы», «парикмахерские», «магазины». Вместо старых милицейских фуражек были внесены банданы и большой (2х2м) кусок камуфляжной ткани, были оставлены стройматериал и различные конструкторы. Дети с удовольствием включились в обыгрывание новых атрибутов. Они играли в спасателей, военных вертолетчиков, омоновцев, подводников, отлично используя заменители и игрушки-самоделки.

 Такая работа способствовала  включению в игру новых ролей, развитию игрового диалога.

В игровых уголках появились различные пульты, панели с кнопками, стрелками, индикаторами, то есть такие, с которыми можно действовать: нажимать кнопки, вращать ручку таймера и т.д. Такое оборудование успешно использовали как мальчики (пульты управления, мониторы), так и девочки (касса, клавиатура компьютера и т.д.).

Сколько выдумки требуется, чтобы порой решить, в какое путешествие отправиться, какой корабль или самолет соорудить, какое подобрать оборудование! И в этом нам помогли мягкие игровые модули. Дети с удовольствием строили из них города, пароходы и самолеты, автотранспорт и театр – все, на что хватило фантазии. Дети по-разному использовали каждую деталь (куб превращали в то табурет, то в стол, то в сиденье для автомобиля, то в плиту или барабан). В игре дети выступали как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако свой замысел они не вынашивали, не готовились как актеры: они играли для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владели ими в настоящий момент.

В результате проделанной методической работы по развитию диалогической речи в сюжетно-ролевых играх детей среднего дошкольного возраста, мы получили конкретные теоретические знания и закрепили их в практической деятельности. У педагогов повысился интерес к методической литературе, к новым знаниям. Опираясь на жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями окружающей действительности развивает сюжетно-ролевую игру. Этому способствовали - посещения музея, библиотеки; прогулки в природу; экскурсии на стройку, в банк; наблюдения, беседы, обсуждения. Заинтересовавшая ребенка информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры. В этом случае педагоги помогали перенести ребенку полученные знания и впечатления в условный сюжет игры. Так появились в группе новые игры: «банк», «дизайнеры», «автосалон». В таких играх более четко развивался  диалог детей , расширялся их кругозор, развивались навыки взаимодействия, что явилось толчком к самостоятельной игровой деятельности.

Далее перед нами стояла задача разработки и проведения сюжетно-ролевых игр, сюжет которых вызвал бы у дошкольников наибольшую заинтересованность.

Самая любимая детская игра это игра в семью. В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».

Для начала, мы распределяли роли между всеми желающими и проговаривали основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. Дети играли в такие «семейные» игры, как «Маленькие помощники», «Приглашаем к столу», «Готовимся к празднику» и др.

Кроме традиционных сценариев, при разработке сюжетно-ролевых игр мы использовали и другие сценарии. Например, мы знаем, что многие путешествуют с родителями. Мы предлагали детям соорудить «Поезд» и повезти на нем к морю пассажиров. Или поиграть в игру «Аэропорт». В этой игре дети распределяли между собой роль пилота, диспетчера и стюардессы. Воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о работе разных служб этого места. Проведение данной игры помогло детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.

Если мы видели, что все сценарии начинали надоедать детям, то мы предлагали новые игры. В одном из таких случаев мы предложили детям поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо что-либо поджигать или заливать водой. Мы разыгрывали проблемные ситуации и разрабатывали алгоритм поведения людей в них. Один ребенок – отважный спасатель, который мог быть и врачом, и альпинистом, и пожарным и водителем. Другой ребенок, был пострадавшим, а воспитатель – тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Дети находили смысл и идею в самых обыденных и банальных, сточки зрения взрослого, вещах, поэтому мы не ограничивали фантазию детей. Мы считали, что самый неожиданный поворот сценария должен быть реализован в игре.

Подводя итоги, проведенной работы на формирующем этапе нами была организована и показана детям других групп  ДОУ  сюжетно-ролевая игра «Рыбаки. » (Приложение 3)

 

2.3 ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

С целью повышения уровня развития диалогической речи, нами был разработан сборник сюжетно-ролевых игр (Приложение 3), которые были направлены на  развитие диалогической речи. Игры были отобраны с учетом возрастных возможностей и интересов детей. Данные игры проводились с детьми в течение 3 месяцев в соответствии с циклограммой образовательной деятельности ДОУ и режимом дня данной возрастной группы.

По истечению срока реализации цикла сюжетно-ролевых игр была проведена повторная диагностика детей по всем методикам, используемым ранее на констатирующем этапе.

Результаты повторного обследования детей по методике «Лексико-грамматические средства» представлены в таблице 4.

                                                                                                                  Таблица 4

 

Результаты повторной диагностики по методике «Лексико-грамматические средства»

Фамилия, имя

Предметный словарь

Словарь признаков

Словарь действий

Словоизменение, словообразование

Всего баллов

1. Евгения Б.

2

2

2

2

8

2. Данил Г.

2

2

2

2

8

З.  Андрей С.

3

2

2

1

8

4.  Алеша Г.

3

2

3

2

10

5.  Ира Е.

3

3

3

2

11

6.  Марина К.

2

2

2

2

8

7. Валентина Р.

3

3

2

2

10

8. Соня Б.

3

2

3

2

10

9.  Коля Г.

3

2

3

2

10

10.  Дима З.

2

3

2

1

8

11.Сережа С.

2

3

2

3

10

12. Костя К.

3

2

3

2

10


 

Повторная диагностика по методике «Лексико-грамматические средства» показала, что после проведения сюжетно-ролевых игр средний показатель объема словаря, навыков словоизменения и словообразования и употребление грамматических категорий у детей составляет 77%.

Таким образом, показатель объема словаря, навыков словоизменения и словообразования, употребление грамматических категорий у детей средней группы по данной методике увеличился на 17%. Сводные показатели первичного и повторного обследования детей по методике «Лексико-грамматические средства» каждого ребенка были внесены в Диаграмму 4

 

Диаграмма 4

Результаты диагностики развития речи детей по методике «Лексико-грамматические средства»

 

 

Результаты повторного обследования детей по методике «Диалогическая речь» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты проведения методики «Диалогическая речь»

Фамилия, имя

Беседа по творческому рассказу

Беседа по серии картинок

Беседа по картине

Беседа по описательному рассказу

Всего баллов

1. Евгения Б.

3

2

2

3

10

2. Данил Г.

3

2

2

2

9

З.  Андрей С.

3

3

3

3

12

4.  Алеша Г.

3

3

2

3

11

5.  Ира Е.

1

2

2

1

6

6.  Марина К.

3

3

3

2

12

7.Валентина Р.

3

3

2

3

11

8. Соня Б.

3

3

3

3

12

9.  Коля Г.

2

3

3

2

10

10.  Дима З.

3

3

3

3

12

11.Сережа С.

3

3

3

3

12

12. Костя К.

3

3

3

3

12

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возрвста