Сказка как средство нравственного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Файлы: 1 файл

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ.docx

— 65.49 Кб (Скачать файл)

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема нравственного  воспитания в широком смысле слова  относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного  развития, диктует необходимость  нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его  развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и  образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного  развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной  жизни – важнейшее условие  развития России. Разрешение проблем  нравственного воспитания требует  поиска наиболее эффективных путей  или переосмысления уже известных.

С самого раннего возраста ребенка в жизни сопровождает устное народное творчество. Начиная  с потешек и пестушек в первые месяцы жизни ребенка,  оно становится неотъемлемой частью воспитания. Пословицы, поговорки и, конечно, сказки – наши постоянные спутники на протяжении всей жизни. В фольклоре заложена мудрость народа, в различных жанрах отражены те нравственные ценности, которые должны формироваться у ребенка с самого раннего детства. На наш взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности является сказка.

Сказка как жанр литературного  творчества делится на фольклорную (народную) и литературную. В нашей работе мы рассмотрим русскую народную сказку как средство воспитания нравственности.

С русскими народными сказками ребенок знакомится уже вначале своей жизни: в семье и детском саду. Мы же будем говорить о воспитании нравственности у младших школьников, так как эта тема на современном этапе  развития общества является актуальной и обрела особый статус. Духовно-нравственное воспитание вошло в число приоритетных направлений современного образования.

В основе Федерального  государственного образовательного  стандарта лежит Концепция духовно-нравственного  образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.

«Концепция  духовно-нравственного  воспитания российских школьников»  включает «обоснование общенационального  педагогического идеала, систему  требований к задачам, условиям и  результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также  систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут  быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся».

Многие социальные проблемы современности, такие как падение  уровня здоровья людей, рост преступности и различных видов зависимостей, необъяснимая и неуправляемая агрессия, являются следствиями одной причины - непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неумения устанавливать  свое взаимодействие со средой обитания, друг с другом.   Таким образом,  духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Жизнь настоятельно требует  появления силы, влияющей на эти  процессы, а именно человека, способного жить созидательно и конструктивно, не причиняя никому вреда. Приоритетным направлением на пути становления духовно-нравственного  мира ребенка являются уроки литературного  чтения. Они могут оказывать огромное влияние на формирование общей культуры детей, принятие ими духовно-нравственных ценностей. Поэтому мы рассмотрим сказку как средство воспитания нравственности через систему уроков литературного чтения в 1-4 классах начальной школы.

Восхождение к культуре осуществляется в процессе общения с художественными произведениями. Целью обучения чтению в начальной  школе является не только умение учеников складывать из букв слова и быстро их прочитывать, но и умение осмысливать  читаемое, оценивать полученную информацию и реагировать на нее. Уроки литературного чтения в начальных классах являются наиболее значимыми для приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственные эмоциональные переживания, свой личный жизненный опыт. Задача учителя — указать верный путь своим ученикам в понимании того, что хотел донести до читателя автор. И это самое трудное, так как чтение — это творческий процесс, требующий сосредоточенности, внимания, правильного понимания художественной задачи того или иного произведения.

Объект исследования –  процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств младших школьников. 

Целью данной работы является определение возможности русских народных сказок в формировании нравственных качеств младших школьников.

   Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  2. Рассмотреть определение понятия «воспитание», «нравственность», «фольклор», «сказка». Проанализировать сущность и особенности русских народных сказок;
  3. Выявить  особенности нравственных качеств  личности младшего школьника.
  4. Определить особенности организации работы со сказкой в начальной школе по УМК Л.Ф. Климановой.
  5. Разработать  занятие по формированию  нравственных качеств младших школьников с использованием  народных сказок.
  6. Составить банк дидиактических материалов, конспектов и разработок уроков, занятий по русским народным сказками для детей младшего школьного возрастт

Глава 1. Воспитание нравственности у младших школьников

1.1 Сущность понятия  нравственное воспитание

С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в  развитии личности. Я.А. Коменский,

И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта проблема приобретает большое значение и в системе современного воспитания. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми, естественно, что такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека.

Воспитание - передача общественно-исторического  опыта новым поколениям с целью  подготовки их к общественной жизни  и производительному труду [6, с.184].

Средство - прием, способ действия для достижения чего-нибудь [18, с.760].

Нравственное воспитание - это составная часть единого  процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом  поведения людей включает две  взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и  получают обоснование в моральном  сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений  в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог направлять и  констатировать свои действия, а также  участвовать в процессе регулирования  общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности.

В кратком словаре по философии  понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» [1, .Краткий словарь по философии – М.: 1982. с.191 – 192].

У С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [2, Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М: 1995. с 414].

Первые нравственные представления  и навыки дети получают в семье  и дошкольных учреждениях. Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий Александрович говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»[26, Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения – М.:1980, т.2.с.120 ].

Ведущую роль в нравственном воспитании детей играет школа, где  формируются нравственные понятия  и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения  учащихся.

Методами нравственного  воспитания являются убеждение, приучение, поощрение и наказание. При помощи этих методов у учащихся формируются  нравственные понятия и убеждения, вырабатываются необходимые навыки и привычки поведения, воспитываются  нравственные чувства и волевые  черты характера.

Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, ее скорее можно назвать  последней, высшей целью, своего рода целью  целей, которая делает возможным  существование всех прочих целей  и находится не столько впереди, сколько в основании самой  человеческой деятельности. Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:

- отношение к политике  государства, к родине, другим  странам и народам (гражданственность,  патриотизм, уважение к другим  народам и странам);

- отношение к труду  (трудолюбие, добросовестный труд  на общее и личное благо,  дисциплина труда);

- отношение к общественному  достоянию, материальным ценностям  и природе (бережливость, забота  о сохранении общественного достояния  и личных вещей, экологическая  культура);

- отношение к людям  (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу);

- отношение к себе (честность,  правдивость, скромность в общественной  и личной жизни, принципиальность, нетерпимость к нарушениям общественного  порядка).

Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться  не только в его содержании. Не менее  важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще.

Нравственным нужно считать  такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают  как его собственные взгляды  и убеждения, как глубоко осмысленные  и привычные формы поведения.

О нравственной воспитанности  его можно судить только тогда, когда  он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают  его собственные взгляды и  убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих  им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного  воспитания.

Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения  учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким  образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных  моральных отношений и личностных черт и качеств. Нравственное  воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий[6, Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение.1979.с.102 ].

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках[, 5.Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы  нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981. с. 58 ].

Таким образом, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений  в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностных качеств.

1.2. Особенности  и условия нравственного воспитания  младших школьников.

       Ученые  в области педагогики выявили,  что в различные возрастные  периоды существуют неодинаковые  возможности для нравственного  воспитания. Ребенок, подросток и  юноша, по-разному относятся к  различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого  человеком в тот или иной  период жизни помогает проектировать  в воспитании его дальнейший  рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.  (5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.,с.132).

 Работая над проблемами  нравственной воспитанности младших  школьников, надо учитывать их  возрастные и психологические  особенности:

1) Склонность к игре. В  условиях игровых отношений ребенок  добровольно упражняется, осваивает  нормативное поведение. В играх,  более чем где- либо, требуется  от ребенка умение соблюдать  правила. Нарушение их дети  с особой остротой подмечают  и бескомпромиссно выражают свое  осуждение нарушителю. Если ребенок  не подчинится мнению большинства,  то ему придется выслушать  много неприятных слов, а может,  и выйти из игры. Так ребенок  учится считаться с другими,  получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра  требует от ее участников умения  действовать по правилам. «Каков  ребенок в игре, таков во многом  он будет в работе, когда вырастет»  - говорил А.С.Макаренко.

Информация о работе Сказка как средство нравственного воспитания