Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:58, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Любое общество заинтересовано
в сохранении и передаче накопленного
опыта, иначе невозможно не только его
развитие, но и само существование.
Сохранение этого опыта во многом
зависит от системы воспитания и
образования, которая, в свою очередь,
формируется с учетом особенностей
мировоззрения и социально-
С самого раннего возраста ребенка в жизни сопровождает устное народное творчество. Начиная с потешек и пестушек в первые месяцы жизни ребенка, оно становится неотъемлемой частью воспитания. Пословицы, поговорки и, конечно, сказки – наши постоянные спутники на протяжении всей жизни. В фольклоре заложена мудрость народа, в различных жанрах отражены те нравственные ценности, которые должны формироваться у ребенка с самого раннего детства. На наш взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности является сказка.
Сказка как жанр литературного творчества делится на фольклорную (народную) и литературную. В нашей работе мы рассмотрим русскую народную сказку как средство воспитания нравственности.
С русскими народными сказками ребенок знакомится уже вначале своей жизни: в семье и детском саду. Мы же будем говорить о воспитании нравственности у младших школьников, так как эта тема на современном этапе развития общества является актуальной и обрела особый статус. Духовно-нравственное воспитание вошло в число приоритетных направлений современного образования.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.
«Концепция духовно-нравственного
воспитания российских школьников»
включает «обоснование общенационального
педагогического идеала, систему
требований к задачам, условиям и
результатам воспитания школьников,
к структуре и содержанию программ
воспитания и социализации учащихся
общеобразовательной школы, а также
систему базовых
Многие социальные проблемы
современности, такие как падение
уровня здоровья людей, рост преступности
и различных видов
Жизнь настоятельно требует
появления силы, влияющей на эти
процессы, а именно человека, способного
жить созидательно и конструктивно,
не причиняя никому вреда. Приоритетным
направлением на пути становления духовно-
Восхождение к культуре осуществляется в процессе общения с художественными произведениями. Целью обучения чтению в начальной школе является не только умение учеников складывать из букв слова и быстро их прочитывать, но и умение осмысливать читаемое, оценивать полученную информацию и реагировать на нее. Уроки литературного чтения в начальных классах являются наиболее значимыми для приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственные эмоциональные переживания, свой личный жизненный опыт. Задача учителя — указать верный путь своим ученикам в понимании того, что хотел донести до читателя автор. И это самое трудное, так как чтение — это творческий процесс, требующий сосредоточенности, внимания, правильного понимания художественной задачи того или иного произведения.
Объект исследования –
процесс нравственного
Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств младших школьников.
Целью данной работы является
определение возможности
Задачи:
Глава 1. Воспитание нравственности у младших школьников
1.1 Сущность понятия нравственное воспитание
С давних времен в педагогике
утвердилось положение о
И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта проблема приобретает большое значение и в системе современного воспитания. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми, естественно, что такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека.
Воспитание - передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду [6, с.184].
Средство - прием, способ действия для достижения чего-нибудь [18, с.760].
Нравственное воспитание
- это составная часть единого
процесса общественного воспитания.
Необходимость регулирования
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» [1, .Краткий словарь по философии – М.: 1982. с.191 – 192].
У С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [2, Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М: 1995. с 414].
Первые нравственные представления и навыки дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий Александрович говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»[26, Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения – М.:1980, т.2.с.120 ].
Ведущую роль в нравственном воспитании детей играет школа, где формируются нравственные понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся.
Методами нравственного воспитания являются убеждение, приучение, поощрение и наказание. При помощи этих методов у учащихся формируются нравственные понятия и убеждения, вырабатываются необходимые навыки и привычки поведения, воспитываются нравственные чувства и волевые черты характера.
Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:
- отношение к политике
государства, к родине, другим
странам и народам (
- отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);
- отношение к общественному
достоянию, материальным
- отношение к людям
(демократизм, коллективизм, гуманность,
культура общения,
- отношение к себе (честность,
правдивость, скромность в
Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще.
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
О нравственной воспитанности его можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
Нравственное воспитание
осуществляется только в процессе включения
учащихся в разнообразные виды практической
деятельности и организации ее таким
образом, чтобы она способствовала
формированию у них положительных
моральных отношений и
В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках[, 5.Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981. с. 58 ].
Таким образом, нравственное
воспитание представляет собой целенаправленный
процесс формирования у учащихся
положительных моральных
1.2. Особенности
и условия нравственного
Ученые
в области педагогики выявили,
что в различные возрастные
периоды существуют
Работая над проблемами
нравственной воспитанности
1) Склонность к игре. В
условиях игровых отношений
Информация о работе Сказка как средство нравственного воспитания