Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:58, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
Сюжет сравнивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными, порой безнадежными жизненными ситуациями. Как и должно быть в сказках, он всегда выходит из них невредимым. Это происходит потому, что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще всего служат добрую службу смекалка, изворотливость, иногда и пугливость. Сказки поэтизируют активность, самостоятельность, острый ум, умелость человека в его жизненной борьбе.
Для них характерна кратность изложения, разговорная лексика. Сказка этого типа не знают красочных эпизодов и поэтических формул. Они не стремятся к усвоению мотивов вообще, не имеют таких развитых сюжетов, как волшебные. Однако, русские бытовые сказки составляют более половины национального сказочного репертуара. Это огромный материал внутри сказочного вида включает два разных жанра: сказки анекдотические и новеллистические. В анекдотических сказках выражено то « веселое лукавство ума», которое А.С. Пушкина считал « отличной чертой наших нравов». Бытовые анекдотические сказки исследователи называют по – разному: сатирические, сатирико-комические, бытовые, социально – бытовые, авантюрные.
Герой этого жанра – человек, униженный в семье или в обществе: бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, простодушный, глупец, нелюбимый муж… Его противники – богатый муж, поп, барин, судья, черт, «Умные старшие братья, жена изменница». Народ выразил свое к ним призрение через всевозможные формы их одурачивания. На одурачивании построено большинство сюжетов анекдотических сказок.
Сказки смешанного типа
В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок - о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа - это сказки переходного типа.
В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.
Сказка в разных формах
и масштабах стремится к
Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.
Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народа, воспитывают чувство доверия ко всем, кто занят честным трудом.
2.3 Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала русских народных сказок
Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных. Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человеческого характера: лиса - хитрость, волк - глупость, заяц - трусость и т.д. Столкновение этих свойств и обеспечивает развитие сюжета. Нередко в сказках о животных побеждает не самый добрый, а самый хитрый - та же лиса, но тогда на помощь слабому, но доброму герою приходят другие, и справедливость торжествует ("Заяц, лиса и петух"). Кроме человеческих черт, в сказках о животных отражаются и социальные отношения.
Наибольшей любовью и маленьких, и подрастающих читателей пользуются волшебные сказки. Здесь во всей полноте используется арсенал художественных средств и создаётся неповторимый фантастический мир, живущий по своим законам. Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый распространённый среди них - сюжет-путешествие, когда герой отправляется "за тридевять земель" либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить опасное задание. На пути ему встречаются враги и помощники, он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами и выходит из неё победителем. Обратим внимание и на магическую цифру семь, которая упоминается в волшебных сказках: семь братьев, семь лебедей, цветик - семицветик, семь комнат, семь сундуков, за семью дверями, за семью замками.... Что это за путь к счастью, состоящий из семи испытаний? Ключ опять надо найти в самом себе. Вот эти семь ключей.
-Здоровье тела - физическая сила.
-Внутренний огонь, дающий радость, ведущий к творчеству.
-Любовь ко всему.
-Интеллект - знания.
-Сознание.
-Сверхсознание.
И чтобы дойти до сверхсознания, где есть ощущение полного счастья, необходимо каждый отрезок пути пройти достойно. Как только человек выйдет к высокому сознанию, ему будет открыт весь -это ясновидение, седьмой ключ. Если человек повторяет ошибки на жизненном круге, то ему снова придется пройти девять кругов испытаний - пойти в тридевятое царство. Счастье, которое добывают во всех русских сказках, - это семь принципов природы и семь принципов гармонии человека.
В отличие от волшебной, действие
бытовой сказки разворачивается
в привычной реальности, близкой
к повседневной жизни. Это уже
не "тридевятое царство", а обычный
город или деревня. Иногда в бытовой
сказке появляются даже реальные географические
названия. В качестве главных героев
здесь выступают крестьяне-
Самая большая ценность сказки
- это непременное торжество
Также идеальны и главные герои сказок: они молоды, красивы, умны, добры и из любых испытаний выходят победителями. Кроме того, их образы просты для восприятия, потому что воплощают, как правило, одно качество.
В русских сказках Иванушка-
За героем–богатырем в эвенкийских сказках всегда стоит его род.
В большинстве же русских сказокотражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.
Воплощение в сказках
положительных черт народа и сделало
сказки эффективным средством передачи
этих черт из поколения в поколение.
Именно потому, что сказки отражают
жизнь народа, его лучшие черты, культивируют
в подрастающем поколении эти
черты, народность оказывается одной
из важнейших характеристик
Таким образом, важнейшие
идеи, основная проблематика, сюжетные
стержни и – главное –
2.3 Анализ содержания народных сказок как содержания воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Эти сказки могут показать:
- как дружба помогает победить зло ("Зимовье");
- как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");
- что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка "Репка" учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка".
Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и тд.
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ("Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка"), мудрость восхваляется ("Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел"), забота о близком поощряется ("Бобовое зернышко").
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или "страшилки". Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к "страшилкам", но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности.
Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.
В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.
2.5 Организация восприятия народных сказок через комплекс форм, методов и приемов воспитания
Формы, методы, приемы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными.
Формы организации работы с использованием народной сказки должны соответствовать возрасту детей: в работе с дошкольниками это – фронтальные занятия, чтение сказок вне занятий, работа по подгруппам, индивидуальная работа с ребёнком; в работе с младшими школьниками – уроки внеклассного чтения, факультативные занятия, классные часы, воспитательные и развлекательные мероприятия, организация выставок рисунков и поделок по содержанию сказок.
При этом целесообразно использовать формы обучения двух видов: повествовательные ( чтение текста сказок) и вопросительно-ответные (диалогические).
Методы, используемые для работы с народной сказкой духовно- нравственного содержания – это: наставление и предостережение, метод примера, приспособления и ориентировки, воздержания, ограничения и самоограничения, метод награды и наказания, основанные на проблемно- диалогическом обучении.
Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.
Выразительное чтение, чтение учителем, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.
При чтении сказок применяются следующие виды работ:
- Подготовка к восприятию сказки;
- чтение сказки;
- обмен мнением о прочитанном;
- чтение сказки по частям и их разбор;
- подготовка к рассказыванию;
- обобщающая беседа;
- подведение итогов;
- задание детям на дом.
Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация разрушает иллюзию сказочного мира.
Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.
Чтение сказки – не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста.
Прием устного (словесного)
рисования поможет ребятам
Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.
Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.
В школьной практике сказки чаще всего используются для пересказа, инсценировки, игр, которые являются средством развития устной речи учащихся. Но сказки обладают и другими возможностями.
Так, в процессе специальной работы можно превратить сказку в средство развития не только речи, но и литературно-творческих способностей учащихся.
Информация о работе Сказка как средство нравственного воспитания