Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:24, контрольная работа
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения. Особое место занимает начальная ступень обучения в которой закладывается фундамент будущих знаний. Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы - это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность метода обучения.
2. Характеристика словесных методов обучения:
2.1. Рассказ;
2.2. Беседа;
2.3. Объяснение;
2.4. Работа с книгой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Учреждение образования Республики Беларусь
Могилевский Государственный университет им А.Кулешова
Педагогический факультет
Кафедра психологии
Контрольная работа
по педагогике
студентки 2 курса ОЗО
I «А» группы
Свиридова Алена Ивановна
Тема: Словесные методы обучения
Проверила
кандидат
педагогических наук,
доцент, зав. кафедрой
Ладутько И.И.
Могилев 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность метода обучения.
2. Характеристика словесных методов обучения:
2.1. Рассказ;
2.2. Беседа;
2.3. Объяснение;
2.4. Работа с книгой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения. Особое место занимает начальная ступень обучения в которой закладывается фундамент будущих знаний. Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы - это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.
С момента организации школ появились методы словесные, которые особенно заметно доминировали в средние века. Слово, сначала устное, затем письменное и, наконец, печатное, становится главным носителем информации, а обучение по книгам - одним из основных методов.
Словесный
метод выступает как один
из ведущих видов учебной
деятельности детей по всем
предметам начального обучения,
оно получает широкое
В педагогике до настоящего времени нет более важной категории для развития педагогической теории и образовательной практики, какой является категория "метод обучения".
Результативность и
определяют творчество учителя, эффективность его работы, усвоения учебного материала и формирования качеств личности ученика.
Реализация задач умственного, нравственного, трудового, эстетического и
физического развития младших школьников, особенно шестилетних детей,
зависит от методов обучения.
В общеобразовательной и профессиональной школе придается важнейшее значение совершенствованию методов обучения. Новая структура школьного образования, разработка нового содержания учебников, пособий, усиление мировоззренческой и трудовой подготовки учащихся, введение в учебный процесс современной вычислительной техники и компьютеров, подготовка каждого школьника к выбору профессии, производственная практика на базовых предприятиях, начало обучения в школе с шестилетнего возраста требуют коренного пересмотра методов обучения.
Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение.
Метод обучения - это форма теоретического и практического освоения
учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития
личности учащихся.
Учитель выступает в
роли посредника между
Учитель предлагает путь познания, по которому должен идти ученик,
чтобы усвоить определенные стороны опыта человечества. Но учитель не просто передает знания, подобно электронно-вычислительной машине, а организует определенные пути, способы, приемы усвоения учебного материала.
Метод обучения - это способ деятельности, направленной на сообщение
учебного материала и усвоение его детьми. Это одна сторона определения
методов обучения. В педагогике об этой стороне говорят как о способах
преподавания.
Способы усвоения учебного материала детьми не тождественны способам
преподавания. Поэтому в обучении характеризуют и способы познавательной деятельности учащихся, которые зависят и определяются способами преподавания, но отличны от них. В этом смысле можно говорить о способах учения. Это вторая сторона определения методов обучения. Поэтому о методах обучения в педагогике всегда говорят как о способах работы учителя и способах познавательной деятельности учащихся, способах, которые направлены на выполнение учебных задач.
Методы обучения зависят от целей и содержания образования. Методы
обучения имеют психологическое обоснование. Возрастные возможности усвоения знаний и развития личности оказывают существенное влияние на способы преподавания и учения. Глубокое понимание мыслительной деятельности учащихся и свойств личности позволяет найти более эффективные способы обучения.
Методы обучения зависят
также от анатомо-
Методы
обучения должны иметь
вытекать из педагогической теории. Однако вне практического использования, вне практики методы обучения теряют смысл. Практическая направленность необходимая существенная сторона методов обучения. В них дана непосредственная связь педагогической теории с практикой. Чем глубже и научнее теория, тем эффективнее методы обучения. Чем менее выражена теория в педагогических концепциях, тем менее зависимы от этой теории методы обучения.
На методы обучения существенное влияние оказывают сложившиеся традиции преподавания и учения. Педагогическая наука обобщает передовой опыт работы школ и учителей, раскрывает научные основы традиционного обучения, помогает творческому поиску современных, более эффективных методов.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу
воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. «Никакое
средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и
внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть
признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим»
Метод обучения зависит:
1) от цели урока;
2) от этапа урока;
3) от содержания обучения;
4) от психических особенностей и возможностей учеников;
5) от местных условий. Здесь играют роль, как контингент детей, так и местные условия;
6) от наличия учебных пособий. Огромную роль в выборе метода обучения играет наглядное пособие;
7) от личности учителя. Например,
некоторые учителя могут очень
долго и интересно объяснять
тему, удерживая внимание класса
до конца урока. Выбор метода
индивидуален для каждого
Метод обучения должен быть ясным и определенным. Тогда учитель будет
видеть, какие задачи могут быть поставлены и решены при данном методе
обучения и какие не могут быть выполнены. Научность метода обучения
означает также ясность и определенность мысли учащихся: цель, средства,
способы, основной и побочный результаты доказательств и рассуждений в
процессе усвоения материала.
Систематичность методов обучения определяет меру их эффективности.
Отдельно взятый способ изучения учебного материала, если даже он очень
целесообразен на данном уроке, вне системы может не оказать заметного
влияния на развитие учащихся.
Очевидным требованием к методам обучения является их доступность. Путь обучения должен быть понятен и приемлем для ученика, а способы изучения учебного материала соответствовать возрастным возможностям усвоения знаний.
Методы усвоения знаний будут в одно и в то же время и легкими и
трудными: легкими с точки зрения привычных и понятных для ребенка операций мышления и способов рассуждений; трудными с точки зрения содержания учебного материала и формирования новых приемов средств логических доказательств. Одним из требований является результативность метода обучения. Всякий способ объяснения учителем и усвоения знаний учащимися
должен давать планируемый или предполагаемый результат.
Сочетание теоретического и практического является необходимым
требованием обучения. Нельзя односторонне исходить либо из теории, либо из практики; рекомендуя определенные пути обучения школьников. Теоретическое обоснование должно иметь практическую направленность. Практические рекомендации, советы, положения должны быть теоретически обоснованы.
Главное в методах обучения - реализация образовательной, воспитательной
и развивающей функций обучения.
Педагогическое содержание метода обучения состоит в том, чтобы придать
и сохранить диалектическое единство всем компонентам и сторонам, входящим в структуру метода. Метод, по существу, становится педагогическим тогда, когда определены место, значение и возможности каждого из компонентов реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Взаимосвязь сущности, принципов и методов обучения обеспечивает такое единство.
В структуре методов обучения выделяются приемы.
Прием - это деталь метода, отдельные операции мышления, моменты в
процессы усвоения знаний, в формировании умений и навыков. Прием не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом. Одинаковые приемы обучения могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Метод включает приемы, но не являются совокупностью приемов обучения. Метод обучения всегда подчинен определенной цели, выполняет поставленную учебную задачу, ведет к усвоению
определенного содержания, приводит к планируемому результату.
В педагогической среде справедливо утвердилось мнение, что учебному
процессу присущ двусторонний характер. В учебном процессе различают
руководящую деятельность учителя и познавательную ученика
Учителю необходимо задуматься над психологическим обоснованием
некоторых общепринятых форм обучения. В распоряжении преподавателя многообразные методы, каждый метод может быть использован различно: в структуру любого метода входят обширные комплексы приемов.
«Психологические» особенности присущи каждому учебному методу. Любой познавательный метод обладает своим «психологическим строем». Метод изложения характеризуется высокой активностью работы представления, воображения, мышления, но сопровождается торможением функций речи и риторики.
В школе методу «устного изложения учителя» придается первостепенное значение. И преподаватель обычно считает этот метод
«легким».
При изложении учителю приходится заботиться не только о точности и
яркости образов-представлений, которыми он обогащает учащихся, не только о смысловой безупречности обобщающих концепций, не только об эмоциональной выразительности и художественной отделке речи, но и прилагать особые усилия к поддержанию внимания, применять различные приемы для облегчения процесса рассуждения учащихся.
Успешность всех педагогических приемов зависит от особенностей
психических реакций детей на воспитательные воздействия. И именно
«положительные» реакции приводят к наиболее благоприятным результатам.