Словесные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения. Особое место занимает начальная ступень обучения в которой закладывается фундамент будущих знаний. Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы - это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность метода обучения.
2. Характеристика словесных методов обучения:
2.1. Рассказ;
2.2. Беседа;
2.3. Объяснение;
2.4. Работа с книгой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Файлы: 1 файл

Словесные методы обучения.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

   Работа с книгой - сложный и трудный для школьников метод обучения. Значительная часть выпускников так и не овладевает им в должной мере: умея читать, они не понимают смысла прочитанного. Поэтому удельный вес данного метода в общей системе необходимо увеличивать, готовить учащегося к самостоятельной работе с книгой, выработать умение свободно читать и понимать прочитанное; выделять главное в изучаемом материале; вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); подбирать литературу по изучаемому вопросу. Формировать эти навыки у учащихся надо с первого дня их пребывания в школе.

Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний. Современные учебные книги все больше «ужимаются» в объеме, их составители стремятся «упаковать» большое количество учебного материала в итоговые таблицы, диаграммы, графики, наглядные модели, классификации и т.д. Поэтому учителям следует больше внимание обращать на анализ информации, представленной в спрессованном виде, формировать у школьников умение «свертывать» и «развертывать» знания.

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.

Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

  • конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного.
  • составление плана текста - план может быть простой или сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
  • тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного.
  • цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
  • аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
  • рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
  • составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.
  • составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.
  • составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
  • составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
  • систематически упражнять школьников в чтении, проведении смыслового анализа содержания прочитанного, в подготовке ответов на вопросы, в пользовании данными в учебниках схемами, таблицами, в изложении своего мнения, сочинении.
  • развивать у школьников умения информационной культуры – правильно выбирать книги по каталогам, пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями, Интернетом.

 

    Работа с учебником  ни в коем случае не должна  занимать  весь  урок.  Ее

нужно сочетать с другими формами и методами обучения. Так. После  работы  с учебником  обязательно  нужно  проверять   качества   усвоения   изученного материала, проводить практические упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и дальнейшим  углублением  знаний  учащихся.  Серьезное  внимание нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно  осмысливать и усваивать новый материал по учебнику. Важное значение  в  этом  отношении имеет соблюдение преемственности. В младших классах такая работа начинается с самостоятельного чтения небольших  художественных рассказов, а потом и научно-популярных статей с последующим  их  пересказом или ответами на вопросы учителя. Подобные приемы должны применяться  первое время и при переходе учащихся в средние классы. Затем  следует  добиваться, чтобы школьники  при  работе  с  учебником  могли  самостоятельно  выделять основные вопросы, составлять вопросы, составлять план прочитанного  в  виде вопросов и тезисов, умели аргументировать наиболее важные положения, делать выписки, пользоваться при чтении словарем, анализировать помещенные в книге иллюстрации и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи, необходима их система. Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности.

Метод обучения - это форма  теоретического  и  практического  освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания  и  развития личности  учащихся.  Это  глубокое  положение  определяет   методологический подход и исходные теоретические основания к проблеме методов обучения.

      Успех словесных  методов  обучения  используемый  в  учебном  процессе

начальной школы зависит от  умения  учителя  правильно  построить  словесное объяснение и от умения ученика понимать  содержание  материала  в  словесном изложении. Нельзя допустить изоляции словесного метода  обучения  от  других методов и гиперболизации их значения. Данный метод  является  стержневым,  в учебном процессе, на нем строятся все остальные методы.

 

 

 

 

Литература

1. Старовойтова Т.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект (1 часть): Учебное пособие. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.

 

2. Старовойтова, Т.А. Формирование умений учебной деятельности у младших школьников: учебно-методические материалы – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011.

 

3. Подласый И.П. Педагогика начальной  школы - М.: Просвещение. Гуманитарный  издательский цент ВЛАДОС

 

4. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. - М.: Просвещение. Гуманитарный издательский цент ВЛАДОС, 1996.

 

5. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский цент «Академия», 2002. - 576с.

 

6. Рачинский Г.П. К вопросу о классификации методов обучения. Научно-теоретический журнал. 1998. № 6.

 

 

 

 

 


Информация о работе Словесные методы обучения