Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:24, контрольная работа
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения. Особое место занимает начальная ступень обучения в которой закладывается фундамент будущих знаний. Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы - это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность метода обучения.
2. Характеристика словесных методов обучения:
2.1. Рассказ;
2.2. Беседа;
2.3. Объяснение;
2.4. Работа с книгой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Работа с книгой - сложный и трудный для школьников метод обучения. Значительная часть выпускников так и не овладевает им в должной мере: умея читать, они не понимают смысла прочитанного. Поэтому удельный вес данного метода в общей системе необходимо увеличивать, готовить учащегося к самостоятельной работе с книгой, выработать умение свободно читать и понимать прочитанное; выделять главное в изучаемом материале; вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); подбирать литературу по изучаемому вопросу. Формировать эти навыки у учащихся надо с первого дня их пребывания в школе.
Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний. Современные учебные книги все больше «ужимаются» в объеме, их составители стремятся «упаковать» большое количество учебного материала в итоговые таблицы, диаграммы, графики, наглядные модели, классификации и т.д. Поэтому учителям следует больше внимание обращать на анализ информации, представленной в спрессованном виде, формировать у школьников умение «свертывать» и «развертывать» знания.
Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.
Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее
нужно сочетать с другими формами и методами обучения. Так. После работы с учебником обязательно нужно проверять качества усвоения изученного материала, проводить практические упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся. Серьезное внимание нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику. Важное значение в этом отношении имеет соблюдение преемственности. В младших классах такая работа начинается с самостоятельного чтения небольших художественных рассказов, а потом и научно-популярных статей с последующим их пересказом или ответами на вопросы учителя. Подобные приемы должны применяться первое время и при переходе учащихся в средние классы. Затем следует добиваться, чтобы школьники при работе с учебником могли самостоятельно выделять основные вопросы, составлять вопросы, составлять план прочитанного в виде вопросов и тезисов, умели аргументировать наиболее важные положения, делать выписки, пользоваться при чтении словарем, анализировать помещенные в книге иллюстрации и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи, необходима их система. Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности.
Метод обучения - это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности учащихся. Это глубокое положение определяет методологический подход и исходные теоретические основания к проблеме методов обучения.
Успех словесных методов обучения используемый в учебном процессе
начальной школы зависит от умения учителя правильно построить словесное объяснение и от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении. Нельзя допустить изоляции словесного метода обучения от других методов и гиперболизации их значения. Данный метод является стержневым, в учебном процессе, на нем строятся все остальные методы.
Литература
1. Старовойтова Т.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект (1 часть): Учебное пособие. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.
2. Старовойтова, Т.А. Формирование умений учебной деятельности у младших школьников: учебно-методические материалы – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011.
3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы - М.: Просвещение. Гуманитарный издательский цент ВЛАДОС
4. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. - М.: Просвещение. Гуманитарный издательский цент ВЛАДОС, 1996.
5. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский цент «Академия», 2002. - 576с.
6. Рачинский Г.П. К вопросу о классификации методов обучения. Научно-теоретический журнал. 1998. № 6.