Словесные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения. Особое место занимает начальная ступень обучения в которой закладывается фундамент будущих знаний. Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы - это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность метода обучения.
2. Характеристика словесных методов обучения:
2.1. Рассказ;
2.2. Беседа;
2.3. Объяснение;
2.4. Работа с книгой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Файлы: 1 файл

Словесные методы обучения.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Словесные методы обучения  и их характеристика.

 

       Словесные   методы   обучения   требуют   от   учителя    логической последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала, образности и  эмоциональности  изложения,  литературно  правильной,  четкой речи. К словесным  методам  обучения  относятся  прежде  всего  такие  виды устного изложения знаний учителем, как рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой.

          Различные  виды словесного  изложения  материала  учителем  должны

удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:

          1. Научности  и идейности направленности, заключающихся  в  строго

научном  подходе  к  отбору  материала  и  оценке  его  идейно-политической

значимости.

           2.  Логической  последовательности  и  доказательности,  которые

обеспечивает систематический характер знаний, их осознанность.

          3. Ясности,  четкости  и  доходчивости,  способствующих  прочному

усвоению знаний, созданию необходимой основы  для  правильных  обобщений  и выводов.

          4.  Образности,  эмоциональности  и  правильности  речи  учителя,

облегчающих  процесс  восприятия  и  осмысливания   изучаемого   материала,

вызывающих интерес и привлекающих внимание учащихся, действующих не  только на разум, но и на их чувства.

          5. Учету  возрастных  особенностей  учащихся,  предусматривающему

постепенное   усложнение   устного   изложения   материала   учителем    на

последовательных этапах обучения и усиление абстрактного мышления учащихся.

          При  всех видах устного  изложения  знаний  следует  стремиться  к

сочетанию их с другими методами (применяя в  ходе  изложения  демонстрации, иллюстрации, упражнения)  и  обеспечению  максимальной  активности учащихся  (путем  предварительного  ознакомления  их  с   темой,   краткого раскрытия цели и плана изложения, постановки в ходе изложения,  проблемного характера изложения, постановки в  ходе  изложения  вопросов,  заставляющих работать мысль учащихся). Имеет  большое  значение  темп  и  тон  изложения материала учителем. Слишком быстрый темп затрудняет восприятие и  понимание услышанного, при  очень  замедленном  темпе  теряется  интерес  и  внимание учащихся; излишне громкое и слишком тихое, монотонное  изложение  также  не дают хороших результатов. Бывают очень уместны веселая шутка, острое слово, меткое сравнение.

Методы обучения – лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с книгой, широко используются в процессе формирования у детей теоретических и фактических знаний. Обеспечивается обмен информацией между учителем и учащимися.

 

2.1 Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

 

Рассказ-вступление (цель) - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяет вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении.

 

Рассказ-изложение учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

 

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает указания по дальнейшей самостоятельной работе по этой теме. В ходе рассказа используются такие методические приемы как активизация внимания, ускорение запоминания - мнемотехнические, ассоциативные, логические сравнения, сопоставления, выделение главного.

 

К рассказу предъявляется ряд педагогических требований:

  • содержать только достоверные и научно проверенные факты;
  • включать достаточное число ярких и убедительных примеров, фактов,

доказывающих правильность выдвигаемых положений;

  • иметь четкую логику изложения;
  • выделять ведущие положения, идеи, концентрировать на них внимание 

детей;

  • быть эмоциональным, выразительным;
  • излагать простым и доступным языком (произносить фразы, слова ясно, отчетливо, внятно; излагать в замедленном темпе трудную часть учебного материала;
  • избегать употребление слов паразитов типа «так сказать», «значит», «это самое», «как бы»);
  • отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям (т.е. высказывать собственное мнение, выражать свои чувства, отношение);
  • рассказ должен быть коротким (до 10 мин.) – всемерно учитывать особенности детей младшего школьного возраста, у них слабо развито произвольное внимание, целенаправленный анализ воспринимаемых фактов, событий, они быстро утомляются, не могут длительное время слушать рассказ учителя;
  • изложение можно сочетать с чтением школьников отрывков, фрагментов из
  • учебника или учебного пособия;
  • обеспечивать запись детьми правил, определений, дат, фактов, наиболее важных положений;
  • повторять наиболее значимые, важные положения, выводы.

 

 

2.2. Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение правил, законов, способов действий, демонстрации опытов.

Объяснение - это монологическая система изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

При объяснении учителями должны соблюдаться педагогические требования:

- четко формулируются цели, задачи объяснения, выделяются вопросы, подлежащие раскрытию;

- материал излагается в строгой последовательности, системе;

- обеспечивать понимание детьми учебного материала, привлечение их к активному наблюдению объясняемых явлений, иллюстраций и демонстраций;

- устанавливать связь с прошлым опытом, с их представлениями и понятиями;

- использовать сравнения фактов, предметов, явлений, сопоставления, аналогии – это основа понимания.

Объяснение сочетается с показом наглядных средств обучения, проведением опытов, персональных компьютеров.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем возрасте в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

 

2.3. Беседа относится к наиболее известным методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода - побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода более разностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний, достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Беседа максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. Велика и воспитательная ее роль.

 

Беседа наиболее эффективна для:

  • подготовки учащихся к работе на уроке;
  • ознакомления их с новым материалом;
  • систематизации и закрепления знаний;
  • текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

 

 

Предложено несколько способов классификации бесед:

  • вводные (организующие);
  • сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.);
  • систематизирующие (закрепляющие);
  • контрольно-коррекционные.

 

Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель - выявить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.

 

  • Беседа - сообщение чаще всего бывает:
  • катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов),
  • сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, не допускающей сомнения и возражения),
  • эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы).

 

Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. В нынешней школе преимущественно используются эвристические беседы. Учитель, умело задавая вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины путем собственных усилий и размышлений.

 

Систематизирующие (закрепляющие) беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний.

 

Контрольно-коррекционные беседы применяются в диагностических целях и когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания.

 

Для успешного применения беседы необходима прежде всего серьезная подготовка к ней педагога.

 

Педагогические требования к использованию метода беседы:

Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе.

 По содержанию и форме  вопросы должны соответствовать  уровню развития учащихся. Легкие  вопросы не стимулируют активной  познавательной деятельности, серьезного  отношения к познанию. Не следует  также задавать «подсказывающих»  вопросов, содержащих готовые ответы.

  Не менее важна и техника осуществления вопросно-ответного обучения. Каждый вопрос задается всему классу. И только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа.

 Не следует поощрять учеников, «выкрикивающих» ответы. «Слабых» нужно спрашивать чаще, давая возможность остальным исправлять неточные ответы. Не ставятся длинные или «двойные» вопросы.  Если никто не может ответить, нужно переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос. Не следует добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова, слоги или начальные буквы, по которым можно дать ответ, не затрудняясь размышлениями.

  Успех беседы зависит от контакта с классом. Нужно следить, чтобы все учащиеся принимали активное в ней участие, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказать собственное мнение. Каждый ответ внимательно выслушивается. Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные - комментируются, уточняются. Учащемуся, который ответил неправильно, предлагается самому обнаружить неточность, и, если он не сумеет этого сделать, призвать на помощь товарищей.

С разрешения учителя учащиеся могут задавать вопросы друг другу, но как только он убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются в целях мнимой активизации, вопросы задавать прекращаем.

Педагогу следует знать, что беседа - неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая беседу, необходимо взвесить возможности свои и учащихся.

 

2.4. Работа с учебником и книгой стала одним из важнейших методов обучения. Учебники, книги являются одним из основных источников знаний. В учебнике знания изложены в систематизированном виде. Материал в них достоверный, хорошо проверенный.

Главное достоинство данного метода - возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции. Тексты о труде, о Родине, лучших людях, их благородных поступках нацеливают  детей на размышления, будят их эмоции, содействуют расширению кругозора, формированию нравственных качеств.  Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память.

Научить детей работать с текстом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя.

Информация о работе Словесные методы обучения