Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Обобщить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию сочинений разных видов.
3. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение уровня развития речи у младших школьников.
4.Провести работу по обучению младших школьников написанию сочинений разных видов.
5. Проверить эффективность экспериментальной работы

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальая работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Сочинение как средство развития речи у младших школьников диплом.docx

— 215.46 Кб (Скачать файл)

Рассуждение – это связанный  текст, в котором для доказательства какого – то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям – к выводам  («За что дети любят Буратино и  Карлсона?»).

По  стилю сочинения разделяются  на эмоционально-образные и деловые. Первые - это преимущественно рассказы о событиях и описания природы; вторые - записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объявления, математические задачи и т.п.

Сочинения могут классифицироваться  по тематическим группам: природа нашей Родины; труд взрослых и детей в нашей стране; профессии в городе, деревне и  т.д. Кроме того, их можно классифицировать по способу - на устные и письменные, по условиям выполнения - на классные, домашние и классно-домашние, по целям  проведения- на обучающие и контрольные.

1.5.2 Методика работы над сочинением.

Первым  по времени и по значению шагом  в работе учителя над сочинением является выбор темы. Тема - это предмет  сочинения, то, о чем в нем говорится. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые  в сочинении отражены. От того, как  сформулирована тема учителем, как  подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота  сочинения. Тема всегда связана с  идеей. Идея - это мысль писателя, выраженная им в художественных образах.

Тема  и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема «  Первые признаки весны». Конечно, сочинение  может быть так и озаглавлено. Но учитель (в 3-4 классе сами дети) может  и по-другому сформулировать заглавие: « Добро пожаловать, весна!», «  Первые вести о весне», « Весна  идет». Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти  зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично  или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а  руководствуются более глубокими  и серьезными побуждениями – стремлением  рассказать о чем –то для них  важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание, неразрывно связанное, слитое с темой.

Но  если учащимся предлагается слишком  широкая тема, они теряются, не могут  раскрыть ее достаточно определенно  и глубоко: пишут об отдельных  деталях, слабо связывая их между  собой. Поверхностное раскрытие  темы – один из типичных недостатков  детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют  найти границы темы. Они пишут  обо всем, что хотя бы отдаленно  связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается  неточно понятой.

В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала  к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу  для сочинения.  Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями  о походах, прогулках, описание виденного  и пережитого.

Во  втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к  ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба  способа. Таким образом, первое условие  хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и  раскрытие.

Следующим шагов в работе по написанию сочинения является составление плана. План является обязательным, как для устных, так и для письменных сочинений. Это ступень любого речевого высказывания, его проект, каркас. План бывает: письменный, устный, картинный. В первом классе планом являются вопросы учителя (вопросный план), отвечая на которые дети составляют несколько связанных по смыслу предложений. Во втором классе план составляют по вопросам  учителя и вопросам учащихся.  Дети третьего класса пишут сочинения по коллективно составленному или самостоятельному  плану. В четвертом   классе ученики  самостоятельно составляют план к заданной теме.

Рекомендуется план из трех-пяти  пунктов. Готовых планов не дается, потому, что в таком случае не развивается мышление. Обычно план составляется перед письмом сочинения, но иногда может быть  составлен и заранее, например, при длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению, тогда план  может перестраиваться, совершенствоваться.

Время составления плана определяется видом и целью сочинения: так, план сочинения по картинке составляется непосредственно перед его написанием и даже перед рассматриванием  картины; могут быть два варианта плана в этом случае: план рассматривания (передний план, задний план, действующие  лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой  сюжет.

План сочинения по экскурсии  составляется на основе плана самой  экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнен непосредственно  перед письмом сочинения.

Накопление материала – следующая  подготовительная ступень к сочинению. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенции  и целенаправленный сбор или отбор  материала, его добывание и накопление, подчиненные конкретной цели, выбранной  теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения.

Первый вариант постоянен и  непрерывен, второй организуется в  четко ограниченные сроки, иногда задолго  до намеченного сочинения, еще до выбора темы. Так, подготовку к теме «Перелетные птицы нашего края»  трудно четко ограничить во времени; тема «Погода в феврале» требует  одного месяца подготовки: экскурсия  в музей или на выставку продолжается не более двух часов, но изучение материалов продолжается по каталогам, и, проспектам, альбомам еще долгое время, нередко  проводятся обсуждения, дискуссии; организуется длительное наблюдение, почти исследование, например, при подготовке к теме «Как прорастает бобовое семя».

Материал для предстоящих сочинений  не только накапливается в памяти школьников, но и записывается в  виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные  слова (ключевые слова). Продолжительность  сбора материала в совокупности намного превышает время выступления  или написания текста.

Сбор материала завершается  его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного. Параллельно со сбором материала, с  его расположением идет языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку  правописания слов, во-вторых, составление  словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков  или всего текста.

Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выслушивание, может  иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в большей  или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность.

Кульминацией работы является написание сочинения. Во втором классе для написания сочинения выделяется один урок, в третьем- один урок, в четвертом – один урок и двадцать  минут второго урока.

Сочинение и подготовка к нему обычно занимают гораздо больше времени, чем  другие виды работ. Так, накопление материала  для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно  перед сочинением. Иногда заблаговременно  составляется план, поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.

Если сочинение - итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения  зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены некоторые  основные этапы уроков письма сочинений.

  1. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися.
  2. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее - в ходе наблюдений, или для его накопления.
  3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.
  4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста.
  5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.
  6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.
  7. Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.

1.5.3  Сочинения  во 1 классе.

      За год обучения в первом  классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся во времени, например: “Как мы убирали школьный двор”, ”Как мы встречали птиц”. В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.

      Для проведения сочинений в  1-ом классе не требуются специальные  уроки. Сочинения являются составной  частью уроков русского языка.  Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием  читаемых произведений. В ходе  работы над сочинением закрепляются  те орфографические навыки и  умения, которые получают учащиеся  на уроках грамматики. Все сочинения  выполняются под руководством  учителя. Работа носит обучающий  характер.

      В процессе подготовки и проведения  сочинений необходимо выработать  у первоклассников: 1. Умение коллективно  составлять и под руководством  учителя писать небольшие рассказы  о своих играх, забавах, работе. 2.  Умение излагать свои мысли  по готовому плану, составленному  в форме вопросов; 3.   Умение  строить простое предложение:  правильно располагать в нем  слова, видеть границы предложения; 4.  Умение находить для выражения  своих мыслей наиболее точные  и выразительные слова.

      Чтобы дети овладели этими  умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного  наращивания трудностей. Поэтому  письменным сочинениям в 1-ом  классе предшествуют различные  обучающие устные упражнения: составление  упражнений, объеденных темой, восстановление  деформированного текста по серии  сюжетных картинок, устные ответы  на вопросы,  объеденные темой,  составление предложений по сюжетным  картинкам, устные рассказы по  прочитанному, по аналогии с прочитанным.  Выполняя эти упражнения, учащиеся  под руководством учителя учатся  излагать мысли  в определенном  порядке, последовательно. Подготовительная  работа к сочинениям начинается  в букварный период и проводится  на протяжении всего учебного  года.

      Наиболее элементарными в системе  обучающих упражнений являются  устные ответы на вопросы, объеденные  темой. Эта работа творческая, поскольку от учащихся требуется  излагать собственные мысли на  заданную тему. Порядок высказывания  определяет учитель вопросами.  Учащиеся же должны  понять  вопросы и правильно составить  на них ответы в соответствии  с темой высказывания. В качестве  дидактического материала для  этого вида упражнений можно  взять демонстрационные картины  по развитию речи и учебные  диафильмы и диапозитивы.

      В альбом демонстрационных картин  по развитию речи в 1-ом классе  включены картины предметные, сюжетные  и пейзажные. Каждая из картин  содержит материал, по которому  можно составить ответы на  вопросы, объеденные темой. Тематика  демонстрационных картин тесно  связана с материалом для чтения, данным в “Родной речи”, и  работа с картиной поможет  учащимся глубже понять и осознанно  усвоить прочитанное. Вопросы  учителя должны быть направлены  не только на раскрытие содержания  картины, но и на ее осмысление, они должны будить мысль, приучать  к самостоятельности суждений, подводить  выводы.

      Для примера покажем работу  с картиной «Лиса и журавль»  художника У.М.Рачева. На картине  «Лиса и журавль» изображен  лишь один эпизод сказки К.  Ушинского – журавль в гостях  у лисы. В соответствии с содержанием  картины учитель может поставить  перед классом следующие вопросы  и задания: « К кому  пришел  журавль на званый обед? Что  сделала лиса? С какими словами  обратилась она к журавлю? Почему  журавль не смог полакомиться  кашей? Какой здесь показана  лиса? Придумайте название картины».

      Как видим, вопросы сформированы  таким образом, что требуют  от учащихся не пересказа сказки, а установления причинно –  следственных связей в поступках  действующих лиц (лиса принарядилась,  потому что ждала гостя; кашу  она размазала по тарелке, чтобы  ей больше досталось;- и подводят  к выводу: лиса хитрая. Но осмысление  содержания картины – это лишь  одна сторона дела. Не менее  важна и другая – развитие  речи учащихся. Составляя вопросы  для анализа картины, учитель  формирует их так, чтобы ответы  на них не были односложными, чтобы учащиеся в ответах использовали  новые для них слова и выражения,  правильно определяли порядок  слов в предложении. Помня,  что подражание - один из эффективных  путей развития речи, учитель  ориентирует учащихся на использование  словарного богатства того художественного  произведения, содержание которого  отражает картина, поощряет различные  варианты ответов на вопросы,  учит употреблять точные слова.  Так, например, из двух возможных  вопросов: «К кому пришел журавль  в гости?» и « К кому пришел  журавль на званый обед?» –  учитель выберет второй и тем  самым поможет учащимся использовать  в ответе очень точное выражение  автора сказки, ведь лиса приглашала  журавля не просто в гости,  а на обед. Не менее важно  указать учащимся, что ответы  на второй вопрос – «Что  сделала лиса?» – могут быть  разными: Лиса нарядилась и  Лиса принарядилась. Хозяйка сварила  кашу и Хозяйка приготовила  кашу. Лиса угощает журавля и  Лиса потчует журавля. Так практически  учащиеся усваивают разнообразие  языка.

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников