Социализация личности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

Объективно развивающийся процесс усиления роли неформальных, неинституциональных факторов, формирующих личность, и, прежде всего, факторов открытой микросоциальной среды, не мог не отразиться и на состоянии российской педагогики. Перспективы и требования развития общества предполагают существенную перестройку, обновление воспитательно-образовательной системы в стране, обеспечение ее целостности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Понятие о социализации образования…………………………...…..5
Агенты социализации…………………………………………………5
Образование и социализация…………………………………………5
2 Школа как открытая система социализации детей……………….7
2.1 Место школы, как одного из важнейших институтов воспитания в процессе социализации ………………………………………………………......7
2.2 Социализация детей в открытой школьной системе……………....10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

педагогика печатать.docx

— 33.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Педагогика»

на тему:

«Социализация личности школьника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1 Понятие о  социализации образования…………………………...…..5

    1. Агенты социализации…………………………………………………5
    2. Образование и социализация…………………………………………5

          2  Школа как открытая система социализации детей……………….7

2.1  Место школы, как  одного из важнейших институтов  воспитания в процессе социализации  ………………………………………………………......7

2.2  Социализация детей  в открытой школьной системе……………....10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объективно развивающийся  процесс усиления роли неформальных, неинституциональных факторов, формирующих  личность, и, прежде всего, факторов открытой микросоциальной среды, не мог не отразиться и на состоянии российской педагогики. Перспективы и требования развития общества предполагают существенную перестройку, обновление воспитательно-образовательной  системы в стране, обеспечение  ее целостности.

Исторические корни взаимодействия школы и среды уходят в далекое  прошлое нашей страны и отражены еще в дореволюционной педагогике.  К.Д. Ушинский писал: Столь же сильными, а может гораздо сильнейшими  воспитателями являются воспитатели  непреднамеренные:  природа, семья, общество, народ».

Широкая демократизация общества, создание благоприятных условий  для развития активности, самодеятельности и самостоятельности личности  выдвинули на первый план проблему личности как субъекта воспитания, включения каждой личности, детских  коллективов, их организаций в активную социально значимую деятельность, воспитания в каждом человеке чувство хозяина  своего района, города, общества в целом. Это в первую очередь поставило  задачу обеспечения непрерывной, педагогической организации воспитательного процесса с учетом специфики социальной ситуации развития личности и ее психологической  зависимости на всех возрастных этапах (раннее детство, дошкольник, младший  школьник, подросток, старшеклассник, выпускник и т.д.); в разных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, клуб, неформальная группа и т.д.); с  участием всех субъектов воспитания (родители, педагоги различных профессионально-воспитательных учреждений, социальные педагоги, общественность).

В этой связи значительно  вырос интерес школы и других воспитательных институтов общества к  микросреде, окружающей ребенка вне официальных институтов воспитания и особенно – к наиболее стабильному  ее звену – семейно-бытовой микросреде с ее ближайшим окружением.

В школе «открытого» типа  - принципиально иная модель деятельности детского коллектива. Она аккумулирует  всевозможные разновидности детско-подростковых, молодежных коллективов и объединений в школе, микрорайоне: ученические, клубные, территориальные, любительские, общественные организации, неформальные группы, ассоциации и т.д. Деятельность ученических общественных формирований не замыкается рамками школы. Она насыщается реальными, социально-значимыми делами, связанными с организацией досуга, труда, с общественной работой, проявлением заботы, милосердие по отношению к окружающим людям, к природе, хозяйского отношения к своему дому, микрорайону.

Принципиально меняется характер взаимосвязей школы с семьей в  системе социального воспитания. Семье отводится приоритетное место  – как институту, который осуществляет первичную и главную социализацию ребенка и располагает уникальными  средствами, самым широким диапазоном  влияния на социальное формирование и развитие личности. Не семья –  помощник школы, а школа, как общество в целом, должна всемерно помогать, поддерживать семью. Главное усилия школы, направлены не на попытку подменить  влияние семьи, а на то, чтобы деятельность ее способствовала восстановлению, укреплению нормальной семьи, установлению контакта в семье, благоприятного, воспитывающего микроклимата в социуме.

Деятельность школы, как  открытой социально-педагогической системы  строится на основе преемственности  целенаправленной воспитательной работы с народной педагогикой, педагогической интерпретацией национальных традиций воспитания и обучения детей. И школа  призвана обеспечить в воспитании конструктивное сочетание систем, образующих начал  со стихийно разрозненным народным педагогическим опытом.

1 Понятие о социализации образования

 

1.1 Агенты социализации

 

Институты,  группы и отдельных  людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации. На  каждом этапе  жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1. В  младенческий период  главными агентами  социализации  являются родители  или люди, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2. В  период от трех  до восьми лет количество агентов  социализации быстро растет. Кроме  родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие  ребенка.  Кроме этого в процесс  социализации включаются средства  массовой информации. Особую роль  среди  них играет телевидение. 

3. Исключительно важным  в процессе социализации является  период от 13 до 19 лет. В этот  период начинает формироваться  отношение к противоположному  полу, возрастает агрессивность,  стремление к риску,  независимости  и самостоятельности. 

Как показали исследования, проведенные Леннардом на процесс  социализации оказывает влияние  форма коммуникации, принятая в семье: внутренняя и внешняя. Внешняя - направлена на развитие контактов и интересов  к внешнему  миру. Ориентация на  обсуждение собственных проблем  и ощущений - пример внутренней коммуникации. Леннард утверждал, что такой  способ коммуникации сопровождается вторжением родителей и личную жизнь детей  и препятствует  развитию их самосознания и способностей к самоконтролю.

 

   1.2 Образование и социализация

 

Смелзер определяет образование  как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и  знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации. В этом аспекте образовательные учреждения  способствуют развитию конформизма.

Образование  способствует социальным изменениям благодаря подготовке  людей к внедрению новых  технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд  авторов  подчеркивает, что  образование выполняет функции  социального контроля. Образование  способствует распределению людей  в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью  к  обучению. Таким образом, образование  является также частью механизма  социальной мобильности.

Образование  имеет практическое  и символическое значение. Практическое значение образования отражается в  конкретных знаниях, навыках и умениях,  символическое  - в общественном престиже образования, его влиянии  на процессы восходящей  мобильности.

Исключительно важным агентом  социализации является школа. В школе  вырабатывают  представление об общественных ценностях. Смелзер отмечает, что американские школьники заучивают  наизусть клятву верности, еще не понимая  ее содержания, идеи патриотизма внушаются  им еще до того, как они смогут подвергнуть их сомнению. Таким образом, осуществляется воспитание будущих  благоразумных граждан. В школе  дети впервые учатся работать  в  коллективе, соотносить свои потребности  с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим  по статусу, даже если эти “старшие” их товарищи. Таким образом, как отмечает Парелиус, школа есть общество в миниатюре.

Выделяют следующие типы образования, оказывающие разное влияние  на социализации индивидов:  массовое  и элитарное, государственное и  частное, централизованное и децентрализованное, техническое и общее.  Кроме  того, внутри учебных заведений на формирование  личности учащихся, их отношение к обучению  и  успеваемость оказывают влияние группы  сверстников.

 

2 Школа как открытая система социализации детей

 

2.1  Место школы, как одного из важнейших институтов воспитания в процессе социализации

 

Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с  многообразными и многочисленными  факторами, группами, организациями, среди  которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа относится  к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. Школа, как известно, охватывает три  возрастных этапа социализации человека: младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В  это время происходит становление  развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.

В процессе социализации детей  изучаемый нами институт воспитания должен, прежде всего, для гармоничного, целостного развития личности, системно объединить все три группы задач  выделяемые А.В. Мудриком: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические  задачи. Причем, следует учитывать  на каждом возрастном этапе специфическое  их содержание и способы решения  задач. Если для детей младшего школьного  возраста большую значимость имеют  естественно-культурные и социально-культурные задачи, то уже в подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими  в процессе жизнедеятельности и  жизнеутверждения становятся социально-психологические  задачи. Отсюда вытекает одна из целей  школ: помочь в определении задач  социализации ребенка, помочь на пути к решению их, привлекая всевозможные методы и приемы педагогик, социальной психологии.

Помимо школы, к микрофакторам, непосредственно влияющим на конкретных людей, относят семью, группы сверстников, микросоциум, другие воспитательные и  учебные организации. Школа обязана  в процессе социализации детей активно взаимодействовать с вышеперечисленными микрофакторами, учитывать их влияние на развитие личности ребенка. При этом школа, как и другие воспитательные институты, «проводит в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить и работать» (В.Г. Бочарова).

Как справедливо отмечает А.В. Мудрик, общеобразовательная школа  выполняет двойную роль, сочетая  в себе образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции  воспитания через обучение учащихся; организацию, оказывающую воздействие  на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности вне  учебного процесса; социально-психологическую  группу, влияние которой на учащихся происходит в процессе свободного учения не организуемой педагогами жизнедеятельности. Это разделение определяет возможности  реализации школьниками своей активности в процессах взаимодействия, характерного для каждого из этих проявлений школы, и возможности развития личности, заложенные в них.

Процесс обучения в школе  как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности  для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практической деятельности и спорта. Мера реализации этой возможности связаны, помимо других обстоятельств с теми формами  взаимодействия, которые используют педагоги в учебном процессе. Наиболее распространенные из них: фронтальные  и индивидуальные формы, хотя оптимальными для реализации активности являются групповые формы работы, что берется  на вооружение многими современными педагогами-новаторами. Традиционные формы обучения приводят часто к  появлению эгрессивного (избегающего) поведения к учебе и, следовательно, уменьшает влияние школы как  образовательно-воспитательного учреждения на социализацию детей.

Школа, как социально-психологическая  группа, будучи социальным пространством  контактов ребят, создает возможности  для реализации или активизации  в сферах общения и игры, частично – в других сферах жизнедеятельности.

Мера реализации этих возможностей связана во многом с тем, как интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Многочисленные исследования показывают, что определенная часть учащихся не стремиться к взаимодействию в  школе как в группе, а другие, не находя в нем удовлетворения по разным причинам сводят его к минимуму.

Следовательно, школьники  частично реализуют свою активность, возможность в успешном и разностороннем развитии своей личности.

В школе дети приобретают  институционализированные жизненные  опыт и знания, которые в большей  части не вписываются во взаимодействие процесса обучения оказываются не всегда пригодными для взаимодействия в  группе, в силу своей институциональности  и традиционности,  отражающиеся негативно в неуспеваемости ориентированности  на современные социально-политические изменения. Часто полученные знания, опыт реальной жизни оказываются  недостаточными для взаимодействия с окружающим миром.

Школа выступает для ребенка  первой и основной моделью социально  мира. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым  живет взрослый мир, способы существования  в границах этих законов (различные  социальные роли, межличностные отношения  и др.).

Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации:

 Освоение ребятами нормативного поведения;

 Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.                                                                                           Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка в общество. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Отсюда вытекает необходимость создания для детей условий обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих жизненных позиций. Задача состоит в создании в школе таких условий, при которых ребенок мог приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации.

Информация о работе Социализация личности школьника