Социализация личности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

Объективно развивающийся процесс усиления роли неформальных, неинституциональных факторов, формирующих личность, и, прежде всего, факторов открытой микросоциальной среды, не мог не отразиться и на состоянии российской педагогики. Перспективы и требования развития общества предполагают существенную перестройку, обновление воспитательно-образовательной системы в стране, обеспечение ее целостности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Понятие о социализации образования…………………………...…..5
Агенты социализации…………………………………………………5
Образование и социализация…………………………………………5
2 Школа как открытая система социализации детей……………….7
2.1 Место школы, как одного из важнейших институтов воспитания в процессе социализации ………………………………………………………......7
2.2 Социализация детей в открытой школьной системе……………....10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

педагогика печатать.docx

— 33.52 Кб (Скачать файл)

Школа получает ребенка из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семей, микросредой и жизнь школы  – часто является продолжением общественной жизни. Поэтому закономерность и  деятельность школы, как основного  института воспитательно-образовательной  системы, эффективность учебно-воспитательного  процесса на каждом конкретном историческом отрезке времени, в каждой определенный период развития системы, не могут быть точно оценены, проанализированы без  соответствующей оценки и анализа  самой системы и ее составляющих со средой. Многие истоки успехов и  издержек современного воспитательного  процесс лежат в окружающей школу  социальной среде требуют постоянного  систематического учета и соответствующей  корректировке тех социальных факторов, которые воздействуют прямо, либо непосредственно  на процесс формирования личности.

Итак, определяя место  школы в процессе социализации детей, необходимо сказать, что школа выступает  как основной образовательно-воспитательный институт, воздействующий на развитие личности детей. 

 

  2.2 Социализация детей в открытой школьной системе

 

Как отмечает в своей работе В.Г. Бочарова: «Понимание  формирования личности как целостного процесса, во всей совокупности объективных социальных условий, требует от педагогики, прежде всего, преодоления типичной для массовой практики педагогической замкнутости, недооценки социальной среды (макро и микро) в воспитании человека, ведущей к фетишизации педагогического процесса, педагогическому волюнтаризму, будто бы школа способна своими силами решить главные проблемы воспитания желаемой личности».

Многие ученые-педагоги в  исследованиях современного  процесса социализации в российской школе  пришли к выводу о создании, развитии изучаемого института воспитания, как  открытой системы социализации детей.

Системный подход предполагает, в первую очередь, изучение всех сторон развития ребенка, рассмотрение их взаимосвязей и взаимообусловленностей.

Система – это совокупность частей (подсистем) и их взаимосвязей, взаимовлияний и взаимодействий.

Применительно к школе  системный подход предполагает рассмотрение всех сторон жизнедеятельности школьника, влияние на него воспитательного  института непосредственно, прививая различные жизненно необходимые  навыки, и опосредованно, через родителей, с которыми учителя проводят беседы, секции, кружки по интересам и т.п.

Просвещение – система  социального порядка, не существующая изолированно, сама по себе. Развитая сеть коммуникативных связей, взаимозависимости  и взаимодействия с другими социальными  системами – среда и ее существование, развитие и совершенствование. В  этом отношении – среда школа  – это не только внешние по отношению  к ней сугубо педагогические образования  самой системы просвещения. Это  социальной явление и образование  окружающей ее жизни, с которыми она  так или иначе взаимодействует, оказывая на них свое влияние, изменяясь  при этом сама. Одновременно изменяется условие осуществления школой ее воспитательно-образовательных функций; среда становится полноправным участником воспитательно-образовательного процесса.

Большое влияние на социализацию ребенка оказывают многие факторы  микросоциальной среды, требующие  большого внимания школы, ее открытости. Педагогические коллективы школ сегодня  не могут игнорировать, не учитывать  другие воспитывающие силы. Современный  школьник пользуется различными каналами и источниками информации, подвергается многочисленному спектру влияний  и воздействий. Это повышает требования к учителю, изменяя его роль, ответственность  и функции. Его авторитет зависит  не только от полноты знаний и эрудиции, но и от умения в учебно-воспитательной работе использовать возможности всех социальных институтов окружающей среды.

Потребность в неотложном устранении искривлений во всей социальной политике, в том числе и в  воспитательной, как никогда актуализирует  социально-педагогические подходы.  «Открытость школы» к реальным социальным процессам, происходящим в стране, активизация и педагогизация взаимосвязей с другими элементами целостной системы, с семьей и микросредой как фактором социализации развития детей, создание педагогики отношений в социуме становится одним из перспективных, наиболее реальных выходов из современной кризисных ситуаций в воспитании.  

Социализация личности школьника  – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального  взаимодействия школы и среды. В  процессе социализации ребенок приобретает  качества, необходимые ему для  жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида.

Но в процессе социализации лич6ность – не только объект, но и субъект деятельности (в чем  заключен конфликт социализации человека). Школьник – не пассивный объект воздействия, а активный субъект  формирования самой личности. Он не только воспринимает воздействие среды, но и сам «активно творит себя».

Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, его  микросреды формируется система  его ценностных ориентаций, жизненная  позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении, формирует  постепенно социальную позицию. Этот сложный, многогранный процесс будет целостным  и действенным если обеспечивается сочетание воздействий (науки, искусства, политики, нравственности), на сознание школьника и вовлечение его в  активную деятельность, а также с  побуждением к многоплановому и  разностороннему общению в различных  группах, коллективах, объединениях.

Системный, открытый подход школы к социализации детей предполагает полноценное включение в воспитательно-образовательный  процесс всего арсенала средств  и возможностей, которым располагает  общество в целях формирования личности, адекватной требованиям данного  общества в определенной мере отражающей его развитие.

Объективно развивающийся  в стране процесс усиления роли неформальных факторов, формулирующих личность и, прежде всего, микросоциума, не мог  не отразиться и на состоянии современной  школы. Подход к интегрированным  моделям воспитания как наиболее перспективным предполагает решение  воспитательно-образовательных задач  к целостной системе социального  воспитания, органической взаимосвязи  школы с другими воспитательными  институтами общества на основе интеграции, полноценного использования профессиональных и социально-обусловленных функций  и уникального потенциала каждого  воспитательного института общества. Деятельность каждого такого института  должна быть обусловлена не столько  внутренней перестройкой деятельности школы, сколько ее «открытостью» к реальным социальным процессам, происходящим в стране, активизацией и педагогизацией ее связей с другими элементами целостной системы с социальной микросредой, как фактором личностного развития детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проделанного анализа состояние современной  российской школы как фактора  социализации детей следует сделать  вывод о полном несоответствии его  представлению о школе как  об открытой системе социализации.

В настоящее время в  отечественной системе образования  до сих пор преобладает традиционная модель школьного воспитания, сковывающая  разностороннее развитие личности ребенка, манипулятивная,  базирующаяся на субъект-объектном  понимании взаимодействия педагога и ребенка. Никакие отдельные  приемы и техника, внедряемые учителем в воспитательно-образовательный  процесс, не могут принести устойчивого  личностного роста, если они не включены в педагогическую деятельность, направленную на развитие и саморазвитие личности учащегося. Поэтому необходимо проектировать  и проводить систему психолого-педагогических мероприятий, которая обеспечивала бы личностное развитие. При этом следует  привлекать самих учащихся на всех этапах такого проектирования и реализации, соединяя элементы воспитания и самовоспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997

2. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997

3. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М. 1997

4. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. // Социологические исследования. 1997. №10

5. Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая неувязка. // Социологические исследования. 1997. №10


Информация о работе Социализация личности школьника