Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 02:18, контрольная работа
Методологические основания социализирующего подхода выстраиваются с позиций прагматических идей разных философских и социологических направлений в научной мысли XX столетия. Дж. Дьюи, один из главных идеологов прагматизма в педагогике, утверждал: «Правильно выстроенное образование начинается с активных занятий, имеющих социальные корни и определенную полезность». Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является«социальное воспитание».
1. Классификация речевых нарушений и их характера стр.
2. Психолого- педагогическая характеристика детей с нарушением речи стр.
3.Специфика оказания логопедической помощи в России стр.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте функциональную дислалию стр.
2. Как связаны дисграфия и дислалия с нарушением психических процессов стр.
3. Используемая литература стр.
ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат по теме:
Социальная психология
Выполнил:
гр. Звездная 32
г. Новосибирск, 2012г.
Содержание:
1. Классификация речевых нарушений и их характера стр.
2. Психолого- педагогическая характеристика
детей с нарушением речи
3.Специфика оказания логопедической помощи в России стр.
Контрольные
вопросы:
1. Охарактеризуйте функциональную дислалию стр.
2. Как связаны дисграфия и дислалия с
нарушением психических процессов
3. Используемая литература
Социализирующий подход (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая) представляет воспитание как
многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники. Важнейшей характеристикой воспитания является его «социальная эффективность», т. е.
обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения.
Методологические основания социализирующего подхода выстраиваются с позиций прагматических идей разных философских и социологических направлений в научной мысли XX столетия. Дж. Дьюи, один из главных идеологов прагматизма в педагогике, утверждал: «Правильно выстроенное образование начинается с активных занятий, имеющих социальные корни и определенную полезность». Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является«социальное воспитание». Термин «социальное воспитание» появился в обиходе педагогической теории еще в начале XX в. Этим понятием отечественная педагогика стремилась обозначить новую область гражданского воспитания − формирование социальной и политической активности личности, «развитие вкуса к социальной деятельности» (В. В. Зеньковский).
Идеи социального воспитания были активно восприняты в 1920-е гг. молодой советской педагогикой (Н. Н. Иорданский, А. Г. Калашников, М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин), и в педагогическом обиходе широко использовался термин «соцвос». Социальное воспитание в эти годы понималось как ответственный участок в системе народного образования: организация социальной жизни воспитанников, формирование у них «социальных инстинктов и навыков». Социальное воспитание открыто противопоставлялось отжившим дворянскому и буржуазному воспитанию и несло в себе классовую пролетарскую направленность: оно означало целенаправленное приспособление личности к идеологической организованной социальной среде. Но образовательная практика в рамках концепции социального воспитания сумела результативно решать вопросы школьного самоуправления, организации школьных кооперативов, объединений детей по интересам.
Возрождение идей социального воспитания в 90-е гг. XX в. связано с мучительными поисками нашей отечественной педагогикой выходов за пределы парадигмы коммунистического воспитания, со стремлением вырваться из все поглощающего формализма «школы учебы» с ее «воспитывающим обучением» на просторы «школы жизни».
Современные сторонники социального воспитания не имеют в своем концептуальном аппарате единого определения этого понятия, а оперируют
формулировками, где основной смысл выстраивается вокруг феномена социального:
− воспитание подрастающего поколения в социуме, в гуще жизни;
− целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации;
− педагогическая организация приобретения воспитанниками личностного жизненного опыта, опыта поведения и деятельности;
− педагогическая защита детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);
− педагогически организованное освоение личностью норм, ценностей, установок, принятых в обществе;
− педагогическая поддержка творческой самореализации личности в социуме.
В рамках социализирующего подхода у теоретиков нет и единого понимания взаимосвязи процессов социализации и воспитания. Вот некоторые типичные позиции:
социализация «поглощает» воспитание. воспитание рассматривается как
«социально контролируемая социализация» и считается, что оно необходимо
только до достижения ребенком совершеннолетия; социализация и воспитание существуют параллельно и в определенные периоды жизни человека чередуют свою значимость в развитии личности; социализация как стихийный и лишь относительно направляемый процесс «пополняется воспитанием, которое призвано организовывать социальные воздействия целенаправленно и в определенной системе Социализирующий подход к воспитанию уделяет специальное внимание организации воспитательных функций основных институтов социализации − семье, школе, сообществу сверстников. Воспитание понимается как процесс включения человека в систему отношений с институтами социализации, приобретение личного жизненного опыта. Воспитательные отношения, специально педагогически организованные, по сути своей − всегда общественные и поэтому «напрямую выводят школьников в жизнь». В этом процессе социального взаимодействия происходит «интериоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и экстерморизация, т. е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания и т. д.)» .
Социализирующий подход к воспитанию успешно встраивается в либеральную доктрину вариативного образования, которая начала оформляться в нашей отечественной педагогике в последнее десятилетие XX в. и развивается сейчас, в начале XXI в. В рамках социализирующего подхода активно разрабатываются также новые ценностные установки образовательной политики современной России:
− сотрудничество государственных институтов образования и семьи;
− обогащение воспитательных возможностей школьного сообщества;
− обеспечение гармоничного соотношения социализации и
индивидуализации в процессе воспитания;
− создание образа мира как результата совместной деятельности и общения взрослых и детей;
− организация практики социальной деятельности школьников, их социального творчества;
− развитие у школьников опыта самоуправления, нормотворчества, гражданской инициативы.
2. Социализация и развития
личности
Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.
Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей
младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков, все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе.
В подростковом возрасте происходит известный «скачок» в
психофизиологическом развитии индивида. Главная железа внутренней секреции – гипофиз, наряду с гонадотропинами, начинает в большом количестве секретировать гормон роста – самототропин. В этот период резко ускоряется рост конечностей в длину. В результате на смену специфически детскому телосложению с пропорциональным развитием туловища конечностей приходит подростковый, голенастый тип, для которого характерна длиннорукость и длинноногость. Мальчики-подростки, даже с избыточным жироотложением, худеют.
Регулярные физические нагрузки и закаливание в этот период могут предотвратить избыточное жироотложение у подростков, предрасположенных к ожирению.
Появление первых признаков пубертатна (у мальчиков в 12-13 лет, у девочек в 10-12 лет) влечет за собой ограничение в кровоснабжении, что отражается не только на работе мышц, но и других органов, включая головной мозг. Так, подростки этого возраста отличаются снижением двигательной активности и общей
выносливости, их интеллектуальная активность временно снижается.
В дальнейшем, на третьей стадии пубертатного развития (13-15 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек) объемная скорость кровотока увеличивается и соответственно отмечается некоторое увеличение физических и интеллектуальных возможностей. При этом заметно повышается кожная температура, особенно конечностей. Одновременно с этим за счет расширения кожных сосудов снижаются возможности физической терморегуляции, что приводит к учащению простудных заболеваний.
В 15-16 летнем возрасте у мальчиков-подростков происходят существенные изменения в строении гортани: развивается система гортанных хрящей и голосовых связок. У мальчиков эта перестройка выражена гораздо сильнее, чем у девочек, так как важнейшим регулятором ростовых процессов в гортани является
мужской гормон – тестостерон. Результат этих морфологических изменений заметен по мутации голоса у мальчиков-подростков: появляются низкие обертоны и постепенно вытесняются высокие детские.
Свойственные подростку, на данном этапе адаптации, категоричность суждений, стремление во что бы то ни стало казаться взрослым, бравируя при этом своей мнимо самостоятельностью, лишь подчеркивает маргинальную природу
подросткового этапа социализации. Резкие изменения происходящие в этот период в организме и психике подростка, делают его раздражительным и легко ранимым. Он пытается сформировать собственную систему взглядов на мир, однако
многое в ней еще не продумано до конца, основана лишь на случайных наблюдениях, и подросток довольно легко меняет свои взгляды либо под влиянием новых впечатлений, либо в ходе дальнейшего более глубокого осмысления. Подростков в это время характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума максимализм, мечтательность. Все эти качества делают подростков социально подвижной частью общества, однако и противоречивой. С одной стороны, несостоявшиеся социальные
позиции, неусвоенные социальные роли, а с другой – стремление брать на себя самостоятельной решение вопросов. Этот возрастной этап часто называют «кризисным». Кризис подросткового возраста обусловлен намечающимся разрывом
между развитием внутреннего мира ребенка и теми отношениями с внешним миром, которые сформировались в предшествующей фазе.
Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок Свертываются и отмирают прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов – возрастает его самостоятельность,
значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.
В подростковом возрасте значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характер. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности детей. Возрастает желание заниматься сложными,
требующими творческого напряжения видами деятельности, такими как оценка художественных произведений, дискутирование по поводу прочитанной книги и д.р. К подростковому возрасту человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью анализировать те или иные явления действительности способностью понимать их сложную противоречивость. Подростки стремятся понять логику явлений, отказываются чего-либо принимать на веру, требуют систему доказательств. Основной особенностью интеллектуальной деятельности 10-16 летнего подростка является нарастающая с каждым годом способность к
абстрактному мышлению. При активизации абстрактного мышления подростков наглядные компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Важной особенностью этого возраста является формирование активного,
самостоятельного, творческого мышления детей. Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у
подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности.