Социальная работа с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
В наше непростое время мы должны выявлять одаренных детей, развивать творческие способности, воспитывать быть личностью, не подавлять, не мешать реализовать свои возможности. Помимо того, что выявлять таких детей необходимо в дошкольном возрасте, «сопровождать», помогать в школьные годы, вести совместную работу с родителями, педагогами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2-3
1.1 Одаренность как социально-педагогическая проблема...…………………….4-6
1.2 Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми…………...8-13
Заключение………………………………………………………………………...14
Библиографический список..…………………………………..………………..15

Файлы: 1 файл

Реферат соц пед-ка.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………2-3  

1.1 Одаренность как  социально-педагогическая проблема...…………………….4-6

1.2 Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми…………...8-13

Заключение………………………………………………………………………...14

Библиографический список..…………………………………..………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  

      Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и  мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

    Большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант.

    Проблема одаренности  в настоящее время становится  более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

    Однако недостаточный  психологический уровень подготовки  педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в  поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Очень сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

    По решению  Всемирной организации здравоохранения  одаренные дети входят в «группу  риска» наряду с умственно  отсталыми, малолетними правонарушителями,  детьми алкоголиков. Им необходимо  особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.

          В теоретическом плане российская  психология имеет свои серьезные  накопления в области изучения  способностей и одаренности. Такие ученые, как Б.М.Теплов и С.Л.Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных различий по одаренности.

     Хочется  отметить работы известного психолога,  доктора психологических наук  Н.С.Лейтеса. В его работах по  изучению психики одаренных детей рассматриваются способы выявления одаренных детей, проблемы их обучения и воспитания.

          В последние годы Министерство  образования Российской Федерации  в рамках Федеральной программы  «Одаренные дети» активно поддерживает  психологические исследования в данной области и передовой опыт обучения и воспитания одаренных детей. В результате разработана, в частности, «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадрикова).

      В наше  непростое время мы должны  выявлять одаренных детей, развивать творческие способности, воспитывать быть личностью, не подавлять, не мешать реализовать свои возможности. Помимо того, что выявлять таких детей необходимо в дошкольном возрасте, «сопровождать», помогать в школьные годы, вести совместную работу с родителями, педагогами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Одаренность как социально-педагогическое явление

 

     При установлении  основных понятий учения об  одаренности наиболее удобно  исходить из понятия способность. 

     В отечественной  психологии многие авторы давали различные определения понятию «способность». Так Рубинштейн С.А. считал, что всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.  

     Крутецкий В.А. дает такое определение: способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

     Различают общие умственные способности и специальные способности. Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной,  а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности – музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т.д. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развитие в виде задатков.

     Задатки – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обуславливают природные индивидуальные различия между людьми.

     Между задатками  и способностями очень большая  дистанция; между одними и другими  – весь путь развития личности.

     Общую способность часто обозначают термином «одаренность». С понятием «одаренность» связывают не только высокий уровень «способностей», но и некоторую внутреннюю установку, направленность развивающейся личности.

     Специалисты, работающие по проблемам детской одаренности, склонны учитывать неоднозначные понятия «одаренного ребенка», и связано такое положение с тем, что ребенок, который сегодня показывает феноменальные результаты по обучению и развитию творческих способностей, вполне может не показывать их в будущем.

     Известный  специалист в области детской  одаренности Лейтес Н.С. выделяет три категории детей, которых в социально-педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.

     Другой  специалист в области психологии  интеллекта Холодная М.А. утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».

     Савенков А.И. различает лишь три категории одаренных детей. Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

     Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.

     К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

     Среди определений  понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

      Особенно  высокий уровень одаренности  обозначают понятиями «талант»  и «гений».

     

     Одним из важнейших условий  реализации индивидуального подхода  в построении педагогического  процесса является дифференциация  образовательных программ по отношению к одаренным детям. Для этого необходимо учитывать специфику их психического развития, познавательной активности, характер учебной деятельности. Прежде всего, рекомендуется обращать внимание на повышенную любознательность (познавательную потребность) таких детей. Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

Одна из основных характеристик одаренного ребенка  – умственная (интеллектуальная) активность, а также сверхчувствительность к проблемам.

Не менее  важными свойствами одаренности  являются гибкость мышления, высокая концентрация внимания, легкость генерирования идей, способность к прогнозированию, выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых связей и отношений, познавательная самостоятельность как «способность к ситуативной и не стимулируемой деятельности», к постоянному углублению в проблему.

Поддержка одаренного ребенка — процесс сложный, требующий  высокого педагогического мастерства и личностной зрелости самого педагога. Дело в том, что педагогическая система по своей природе консервативна, а одаренный ребенок склонен к нонконформистскому типу поведения. Кроме того, учебный процесс воспринимается одаренными как слишком простой и однообразный, а потому скучный и неинтересный. Проблему создают также личностные особенности одаренного ребенка — его эгоцентризм, свобода от общепринятых норм, стремление избежать ситуаций, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу.

     Специалисты, работающие по проблемам  детской одаренности, склонны  учитывать неоднозначное понятие  «одаренный ребенок», и связано  такое положение с тем, что  ребенок, который сегодня показывает феноменальные результаты по обучению и развитию творческих способностей, вполне может не показывать их в будущем. Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми, следует использовать понятие «ребенок с признаками одаренности».

     Признаки одаренности представляют собой «особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

     Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:

     - инструментальный (характеристика  способов его деятельности);

     - мотивационный (характеристика  отношений ребенка к той или  иной стороне действительности).

     Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка охарактеризован как:

  1. Наличие специфических стратегий деятельности, которые проявляются 
    в быстром освоении деятельности, высокой успешности ее выполнения, в  
    использовании и изобретении новых способов деятельности и выдвижения новых 
    целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом.
  2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля 
    деятельности (все делают по-своему).
  3. Высокая структурированность знаний.
  4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения с последующим резким изменением структуры знаний.

     Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка характеризуется как:

  1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам 
    предметной действительности, сопровождающаяся переживанием чувства 
    удовольствия.
  2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям.
  3. Чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом.
  4. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.
  5. Предпочтение противоречивой и неопределенной информации.
  6. Высокая критичность к результатам собственного труда.
  7. Склонность ставить сверхтрудные цели.
  8. Стремление к совершенству.

    

1.2. Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми

 

 

     Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является школа, охватывающая наиболее широкий круг детей.

     Социально-педагогическое  взаимодействие по профилактике  и преодолению последствий конфликтных  ситуаций с учащимися «группы  риска» представляет собой координацию  профессиональных усилий специалистов: классного руководителя, школьного психолога, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, директора школы для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

     Социальный педагог:

-      приводит все сведения в систему;

- проводит консультации, собеседования  с подростком, семьей, одноклассниками,  учителями предметниками;

-      посещает уроки,  на которых возникают проблемы;

-      ставит социальный  диагноз;

-   привлекает к сотрудничеству  психолога, совместно с которым, в случае необходимости, принимается решение о направлении подростка на реабилитацию в соответствующие учреждения[26,137].

     Олиференко Л.Я. предлагает следующий принцип работы социального педагога с детьми «группы риска».

1) создание атмосферы доверительных отношений «социальный педагог-ребенок»;

2) подключение к процессу реабилитации  ребенка всех субъектов государственной  системы социальной поддержки  и защиты детства (органы социальной  защиты населения, образования,  охраны общественного порядка, здравоохранения);

Информация о работе Социальная работа с одаренными детьми