Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:53, реферат
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
В наше непростое время мы должны выявлять одаренных детей, развивать творческие способности, воспитывать быть личностью, не подавлять, не мешать реализовать свои возможности. Помимо того, что выявлять таких детей необходимо в дошкольном возрасте, «сопровождать», помогать в школьные годы, вести совместную работу с родителями, педагогами.
Введение……………………………………………………………………………2-3
1.1 Одаренность как социально-педагогическая проблема...…………………….4-6
1.2 Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми…………...8-13
Заключение………………………………………………………………………...14
Библиографический список..…………………………………..………………..15
3) тесное взаимодействие с
4) постоянная связь с
На уровне школы необходимым условием является наличие у учителя навыков распознавания одаренности своих учеников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и отношений со сверстниками, а при необходимости – указание путей обращения во внешкольные заведения работы с одаренными детьми. Важную роль в работе с одаренными детьми принадлежат школьному психологу, социальному педагогу.
Работа социального педагога, прежде всего, ассоциируется с «трудными» детьми и подростками — теми, кто сам испытывает социальные и психологические трудности в обучении и поведении или создает их окружающим. Реже вспоминают о детях педагогически успешных, но психологически неблагополучных: тревожных, замкнутых, и т.д. В последнюю социальные педагоги связывают свою профессиональную деятельность с одаренными учениками. К сожалению, обращение к этим детям чаще всего происходит в контексте уже оформившихся, выраженных проблем такого ребенка или подростка.
С одаренностью ребенка в
«Благополучный» одаренный
Работу школьного социального педагога можно охарактеризовать как поддерживающую, гармонизирующую психопрофилактическую работу.
Одаренность как проблема более распространенный вариант развития способного ребенка в массовой школе. Проявления этого варианта развития весьма разнообразна. Главная ее особенность состоит в том, что в своем поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии одаренный ребенок приближается к ребенку дезадаптированному. Одаренность принимает вид социальной запущенности, девиантности и т.п.
Прежде всего, закономерно возникает вопрос: чья это проблема — одаренность школьника? На практике мы в большинстве случаев начинаем работать с ситуацией, сложившейся вокруг ребенка, в тот момент, когда он уже стал общей проблемой — и своей собственной, и своей семьи, и школы. Но до того момента, когда все взаимодействие вокруг ребенка заплетется в тугой проблемный узел, могут быть достаточно четко дифференцированы две ситуации: одаренность как проблема самого ребенка и одаренность как проблема окружающих его взрослых.
Одаренность как проблема ребенка, естественно, является целостным состоянием его личности, так как проблема не может существовать локально в психическом мире человека, она неизбежно затрагивает все аспекты его бытия. Но при этом проблема может преимущественно локализоваться в следующих сферах: обучение, общение и поведение, личностное состояние. Когда проблемы одаренного ребенка концентрируются преимущественно в сфере обучения – это может проявляться в низкой учебной мотивации, демонстративном или тревожном игнорировании различных заданий педагога, отсутствии простейших знаний по определенным предметам в сочетании с блестящими успехами по другим.
Причины школьной неуспешности одаренных детей справедливо связываются с той устойчивой фрустрацией, которая формируется педагогической средой общеобразовательной школы на пути реализации их познавательных потребностей и возможностей. Действительно, массовая школа часто тормозит познавательное развитие и самого «обычного» ребенка, в случае же с ребенком очень способным, это «притормаживание», вступая в конфликт с потребностью школьника в саморазвитии, может приводить к серьезным разрушительным для ребенка последствиям. Но это не единственная возможная причина школьной неуспешности одаренного ребенка. Его обучение по обычной программе, не создающее ему интеллектуальных проблем, ситуаций преодоления материала и концентрации своих возможностей, может привести к тому, что в начальной школе у него не формируются определенные навыки организации учебной деятельности, не вырабатывается эффективный учебный стиль. В средней школе это может привести к проблемам с подготовкой домашних заданий, выполнением определенных сложных учебных действий. Такие дети, например, могут блестяще справляться с творческой, нестандартной работой, и терпеть фиаско при выполнении рутинных, трудоемких заданий.
Поведенческие
социально-психологические
Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одаренного ребенка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грез, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.
Одну из серьезных причин
Другая причина
социально-психологических
Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одаренных детей. Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свою отличность от других. А по действующим в этом мире социально-психологическим закономерностям переживание этой отличности самим ребенком и его окружением может перерасти в отдельность, отчужденность и породить серьезные личностные конфликты. В младшем школьном возрасте такие конфликты находят свое выражение в высокой тревожности, неуверенности детей, невротической и психосоматической симптоматике. В подростковом возрасте, в период знаменитого «кризиса идентичности» осознание своего «Я» как отличного (а, следовательно, для подростка — неадекватного) может привести и к серьезным психическим срывам.
Не все способности реализуются и на это есть несколько причин. Причины эти распадаются на четыре категории.
Первая причина связана с сенсорными недостатками, такими, как слепота или глухота. Ребенок с такими дефектами, хотя и одаренный интеллектуально, не имеет возможности воспринимать тот или иной тип информации, и соответственно его практические достижения будут ниже его умственного возраста. Ребенок с нарушениями речевого развития — также одаренный — вряд ли достигнет результатов, соответствующих его умственному возрасту, если нарушения не будут устранены как можно раньше.
Вторая причина, мешающая реализации способностей,— плохое преподавание и не отвечающие запросам одаренных детей учебные программы.
Третья причина имеет социальные корни: в семьях с низкими доходами развитие детей не стимулируется их окружением, поэтому они не склонны высоко ценить значение образования.
Четвертая и, пожалуй, самая главная причина — это психологические предпосылки, мешающие реализации, их корни часто закладываются в семье. Родителям необходимы знания и навыки, которые позволят обеспечить развитие их одаренных и талантливых детей.
Основное направление работы социального педагога - с родителями и педагогами:
1. Просветительская, консультативная работа по принятию взрослыми одаренности ребенка, особенностей его поведения, миропонимания, интересов и склонностей. Уже само понимание взрослым особенностей школьника часто позволяет снять ряд проблем. Дав ребенку достаточное количество материала для переработки, педагог снимет эту проблему.
Работа с одаренными детьми
– это сложный и никогда
не прекращающийся процесс. Он
требует от педагогов,
Заключение
Специалисты, работающие по проблемам детской одаренности, склонны учитывать неоднозначные понятия «одаренного ребенка».
Социальному педагогу следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияния на них учебно-воспитательных воздействий.
Признание
социальной значимости
В
целом можно выделить
Библиографический список
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А Социальная педагогика. - М. 2000 – 440 с.
2. Вопросы психологии способностей: сб. статей / Под ред. В.А. Крутецкого – М.1973 – 216 с.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. М.1999 – 368 с.
4. Конференция по проблемам одаренности // Вопросы психологии. – 2001 - №3 – с.135-140
5. Крутецкий В.А. Психология. 2-е изд. – М.1986 – 336 с.
6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.2000 – 320 с.