Социальная работа с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
В наше непростое время мы должны выявлять одаренных детей, развивать творческие способности, воспитывать быть личностью, не подавлять, не мешать реализовать свои возможности. Помимо того, что выявлять таких детей необходимо в дошкольном возрасте, «сопровождать», помогать в школьные годы, вести совместную работу с родителями, педагогами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2-3
1.1 Одаренность как социально-педагогическая проблема...…………………….4-6
1.2 Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми…………...8-13
Заключение………………………………………………………………………...14
Библиографический список..…………………………………..………………..15

Файлы: 1 файл

Реферат соц пед-ка.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

3) тесное взаимодействие с семьей  ребенка;

4) постоянная связь с супервизором-консультантом  [17, 199].

    На уровне школы необходимым  условием является наличие у  учителя навыков распознавания  одаренности своих учеников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и отношений со сверстниками, а при необходимости – указание путей обращения во внешкольные заведения работы с одаренными детьми. Важную роль в работе с одаренными детьми принадлежат школьному психологу, социальному педагогу.

     Работа социального педагога, прежде всего, ассоциируется с «трудными» детьми и подростками — теми, кто сам испытывает социальные и психологические трудности в обучении и поведении или создает их окружающим. Реже вспоминают о детях педагогически успешных, но психологически неблагополучных: тревожных, замкнутых, и т.д. В последнюю социальные педагоги связывают свою профессиональную деятельность с одаренными учениками. К сожалению, обращение к этим детям чаще всего происходит в контексте уже оформившихся, выраженных проблем такого ребенка или подростка.

     С одаренностью ребенка в школе  обычно встречаются в двух ситуациях: «благополучная» одаренность и одаренность как проблема ребенка и окружающих его людей. Одаренность может органично вписаться в жизнедеятельность, а может породить множество сложных социально-психологических и внутриличностных противоречий. В первом случае мы говорим о благополучной одаренности, во втором — как о проблеме.

     «Благополучный» одаренный школьник  знает на доступном его возрасту  уровне о своих особенностях, принимает их в себе, опирается  на них в процессе своего  развития и самореализации. Качества, данные ему природой, являются предметом его самоуважения. Ему удается построить с людьми — сверстниками, значимыми взрослыми — удовлетворяющие его, равноправные отношения. Ему удалось приспособиться к данным ему образовательным возможностям: извлекая из них максимум пользы для себя, он активно продвигается вперед.

Работу школьного социального педагога можно охарактеризовать как поддерживающую, гармонизирующую психопрофилактическую работу.

Одаренность как проблема более распространенный вариант развития способного ребенка в массовой школе. Проявления этого варианта развития весьма разнообразна. Главная ее особенность состоит в том, что в своем поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии одаренный ребенок приближается к ребенку дезадаптированному. Одаренность принимает вид социальной запущенности, девиантности и т.п.

Прежде всего, закономерно возникает вопрос: чья это проблема — одаренность школьника? На практике мы в большинстве случаев начинаем работать с ситуацией, сложившейся вокруг ребенка, в тот момент, когда он уже стал общей проблемой — и своей собственной, и своей семьи, и школы. Но до того момента, когда все взаимодействие вокруг ребенка заплетется в тугой проблемный узел, могут быть достаточно четко дифференцированы две ситуации: одаренность как проблема самого ребенка и одаренность как проблема окружающих его взрослых.

Одаренность как проблема ребенка, естественно, является целостным состоянием его личности, так как проблема не может существовать локально в психическом мире человека, она неизбежно затрагивает все аспекты его бытия. Но при этом проблема может преимущественно локализоваться в следующих сферах: обучение, общение и поведение, личностное состояние. Когда проблемы одаренного ребенка концентрируются преимущественно в сфере обучения – это может проявляться в низкой учебной мотивации, демонстративном или тревожном игнорировании различных заданий педагога, отсутствии простейших знаний по определенным предметам в сочетании с блестящими успехами по другим.

     Причины школьной неуспешности одаренных детей справедливо связываются с той устойчивой фрустрацией, которая формируется педагогической средой общеобразовательной школы на пути реализации их познавательных потребностей и возможностей. Действительно, массовая школа часто тормозит познавательное развитие и самого «обычного» ребенка, в случае же с ребенком очень способным, это «притормаживание», вступая в конфликт с потребностью школьника в саморазвитии, может приводить к серьезным разрушительным для ребенка последствиям. Но это не единственная возможная причина школьной неуспешности одаренного ребенка. Его обучение по обычной программе, не создающее ему интеллектуальных проблем, ситуаций преодоления материала и концентрации своих возможностей, может привести к тому, что в начальной школе у него не формируются определенные навыки организации учебной деятельности, не вырабатывается эффективный учебный стиль. В средней школе это может привести к проблемам с подготовкой домашних заданий, выполнением определенных сложных учебных действий. Такие дети, например, могут блестяще справляться с творческой, нестандартной работой, и терпеть фиаско при выполнении рутинных, трудоемких заданий.

Поведенческие социально-психологические проблемы одаренных детей проявляются очень часто в хорошо известных социальному педагогу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, асоциальное, агрессивное поведение. Протест ребенка против сложившейся практики отношения к нему сверстников и взрослых, неудовлетворенность отношениями, длительное подавление его важных потребностей могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальной, защитной агрессии. Такой школьник ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выражено асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерется ...

Достаточно  часто в школьной практике можно  встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одаренного ребенка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грез, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

     Одну из серьезных причин таких  социально-психологических проявлений - это длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения школьника его важных психологических потребностей. С такой ситуацией подавления, разрушающей нормальные контакты ребенка с миром, ухудшающей его самочувствие, сталкиваются не только одаренные дети. Для них проблема усложняется тем, что их потребности, интересы часто нетривиальны, иногда объективно непонятны окружающим.

Другая причина  социально-психологических проблем  — несформированность у школьника средств общения. Одаренные дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки ее часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители. Отсутствие необходимых средств общения может быть также следствием ситуации обучения школьника с более старшими учениками.

Наконец, о  некоторых личностных проблемах, возникающих у одаренных детей. Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свою отличность от других. А по действующим в этом мире социально-психологическим закономерностям переживание этой отличности самим ребенком и его окружением может перерасти в отдельность, отчужденность и породить серьезные личностные конфликты. В младшем школьном возрасте такие конфликты находят свое выражение в высокой тревожности, неуверенности детей, невротической и психосоматической симптоматике. В подростковом возрасте, в период знаменитого «кризиса идентичности» осознание своего «Я» как отличного (а, следовательно, для подростка — неадекватного) может привести и к серьезным психическим срывам.

     Не все способности реализуются и на это есть несколько причин. Причины эти распадаются на четыре категории.

Первая причина связана с сенсорными недостатками, такими, как слепота или глухота. Ребенок с такими дефектами, хотя и одаренный интеллектуально, не имеет возможности воспринимать тот или иной тип информации, и соответственно его практические достижения будут ниже его умственного возраста. Ребенок с нарушениями речевого развития — также одаренный — вряд ли достигнет результатов, соответствующих его умственному возрасту, если нарушения не будут устранены как можно раньше.

Вторая  причина, мешающая реализации способностей,— плохое преподавание и не отвечающие запросам одаренных детей учебные программы.

Третья  причина имеет социальные корни: в семьях с низкими доходами развитие детей не стимулируется их окружением, поэтому они не склонны высоко ценить значение образования.

     Четвертая и, пожалуй, самая главная причина — это психологические предпосылки, мешающие реализации, их корни часто закладываются в семье. Родителям необходимы знания и навыки, которые позволят обеспечить развитие их одаренных и талантливых детей.

Основное  направление работы социального  педагога -  с родителями и педагогами:

1. Просветительская, консультативная работа по принятию взрослыми одаренности ребенка, особенностей его поведения, миропонимания, интересов и склонностей. Уже само понимание взрослым особенностей школьника часто позволяет снять ряд проблем. Дав ребенку достаточное количество материала для переработки, педагог снимет эту проблему.

  1.       Консультативная, методическая работа, направленная на создание для данного ребенка удовлетворяющей его интересы образовательной среды.
  2.         Консультативная, методическая работа со взрослыми, направленная на организацию социальной жизни одаренного ребенка, расширение и углубление его социального опыта, представлений о мире, лежащем за пределами его собственных познавательных или других интересов.
  3.         Далее — это специальная психологическая работа с самим ребенком, испытывающим различные психологические трудности. Часто не обойтись без глубокой психотерапевтической, психокоррекционной работы, направленной на решение внутренних психологических конфликтов, снятие тревожности, страхов, агрессивных психологических защит.
  4.        Другое направление работы — социально-психологическое обучение ребенка. Оно направлено на расширение имеющегося в его распоряжении репертуара поведенческих реакций, коррекцию сложившихся форм поведения, осознание ребенком своей позиции в общении.

     Работа с одаренными детьми  – это сложный и никогда  не прекращающийся процесс. Он  требует от педагогов, специалистов, администрации хороших знаний  об одаренных детях и их  обучении, требует постоянного сотрудничества с другими учителями, родителями одаренных. Он требует постоянного роста знаний и мастерства.  

 

 

 

 

 

Заключение

         

 

     Специалисты, работающие по проблемам детской одаренности, склонны учитывать неоднозначные понятия «одаренного ребенка».

    Социальному  педагогу следует помнить, что  как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияния на них учебно-воспитательных воздействий.

     Признание  социальной значимости проблемы  одаренных детей важный шаг  к ее решению. Но признание  и вызванное им повышенное  внимание сами по себе не  могут служить гарантией решения.  Это решение надо искать, заново  пересматривая многие отечественные культурно-образовательные традиции, изучая зарубежный опыт, проводя теоретические и экспериментальные исследования.

    В  целом можно выделить следующие  направления работы в массовой школе с одаренными учениками:

  1. Проведение психологической диагностики. Задача школьного психолога, кроме проведения самой диагностики, заключается в консультации педагогов по вопросам проведения наблюдений над особенностями умственного развития детей. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей, имеющее своей целью расширение их представлений о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей и т.д.
  2. Создание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников.
  3. Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем.
  4. Формирование в школьном сообществе определенной психологической установки в отношении одаренности: одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, она нуждается в выявлении и поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения престижа школы.

 

Библиографический список

 

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А  Социальная педагогика. -  М. 2000 – 440 с.

2. Вопросы психологии способностей: сб. статей / Под ред. В.А. Крутецкого – М.1973 – 216 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. М.1999 – 368 с.

4. Конференция по проблемам одаренности // Вопросы психологии. – 2001 - №3 – с.135-140

5. Крутецкий В.А. Психология. 2-е изд. – М.1986 – 336 с.

6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.2000 – 320 с.

Информация о работе Социальная работа с одаренными детьми