Глава 2.
2.1. Состояние проблемы
детей, попавших в экстремальную
ситуацию в наши дни.
К сожалению,
в настоящее время можно констатировать,
что в нашей стране серьезно
выражены проблемы детей, оказавшихся
в экстремальной жизненной ситуации,
ситуации объективно нарушающей
жизнедеятельность ребенка, возникающей
по не зависящим от него
причинам, с которыми он не
может справится самостоятельно,
используя все имеющиеся в
его распоряжении возможности
и средства.
Дети являются
наиболее незащищенными в этом
отношении членами общества. Надо
отметить широкий спектр таких
ситуаций: от статусного положения
в школьном коллективе, эффектов
стигматизации до сексуального
или физического насилия над
ребенком. Однако наибольшее распространение
на данный момент времени в
стране имеют такие жизненные
ситуации, которые обусловлены социально-опасным
положением семей, в которых воспитываются
несовершеннолетние (массовое появление
таких семей связано, прежде всего,
с социально-экономическими и
социокультурными процессами, начавшимися
с момента развала СССР). 4
Именно в
этих условиях возникают перманентно
действующие факторы, способствующие
формированию многих нарушений
не только социально-педагогического,
психологического, духовного, но и
медицинского характера. Находясь
в таких условиях с самого
момента своего рождения, ребенок
порой воспринимает их как
должные, постоянные и неизменные,
что еще больше способствует
усугублению и развитию его
асоциальности, социально-педагогическому
и психологическому отставанию.
Для решения
этой проблемы в нашей стране
созданы специальные учреждения
образования: социально-педагогические
центры (СПЦ), одной из важнейших
целей функционирования которых,
является оказание комплексной
и квалифицированной помощи в
ходе социально-педагогической и
корекционно-реабилитационной работы
с детьми, оказавшимися в экстремальной
жизненной ситуации. 5
2.2. Характеристика
предварительного этапа программы
по работе с детьми, попавшими
в экстремальную ситуацию.
Реализация
первого (предварительного) этапа программы
ассоциируется, прежде всего, с ознакомлением
и усвоением основных требований
самой программы всеми членами
коллектива учреждения образования,
задействованными в социально-педагогической,
коррекционно-реабилитационной работе
с детьми, оказавшимися в экстремальной
жизненной ситуации.
Данные требования
должны быть озвучены и обсуждены
соответствующими (подготовленными) работниками/автором
программы в ходе специальных
встреч, которые могут проходить
в виде обучающих тренингов. Необходимо
показать комплексный и системный
характер программы, ее определенную
«всеохватность» в контексте
разрешения социально-педагогических
и психологических проблем ребенка.
6
Предварительный
этап знаменует собой, таким образом,
создание внутри учреждения необходимого
системного алгоритма взаимодействия
между всеми специалистами занятыми
данной проблемой, подчинение их
выдвигаемым программой требованиям.
На этом этапе происходит также
теоретическая и практическая
подготовка по работе в поле
данной проблемы, расписание функций
и ролей для каждого специалиста
и воспитателя в процессе работы
с детьми, оказавшимися в экстремальной
жизненной ситуации.
Основные требования
программы по социально-педагогической,
коррекционно-реабилитационной работе
с детьми, оказавшимися в экстремальной
жизненной ситуации:
- Сбор максимальной информации
о ребенке. (Позволяет уточнить и конкретизировать
проблему, сформировать наиболее полное
представление о причинах и последствиях
ее возникновения, наметить в связи с этим
наиболее эффективное и быстрое направление
по ее решению.)
- Четкое распределение деятельности
согласно профессиональной компетенции.
(Позволяет каждому работнику сосредоточиться
на своем аспекте работы; предотвращает
возможность дублирования деятельности
специалистов; создает условия для более
углубленного видения проблемы.)
- Осуществление постоянного
взаимодействия и обмена информацией
между соответствующими специалистами.
(Позволяет вовремя реагировать на актуальную
информацию, учитывать ее в деятельности
соответствующего специалиста, составлять
соответствующие рекомендации со стороны
специалистов воспитателям и родителям;
дает возможность отслеживать динамику
изменений ребенка в ходе коррекционно-реабилитационного
процесса.)
- Постоянное повышение компетенции
в профессиональной области, критическая
саморефлексия. (Позволяет находить эвристики
в решение профессиональных проблем; дает
возможность осознания необходимости
следования требованиям программы; позволяет
избавляться от стереотипного представления
о проблеме.)
- Наличие понимания и поддержки
со стороны администрации учреждения,
знание сущностных положений программы.
(Позволяет систематически, а значит более
эффективно реализовывать предусмотренные
программой компоненты по проведению
социально-педагогической и коррекционно-реабилитационной
работы с детьми, оказавшимися в экстремальной
жизненной ситуации; дает возможность
осуществления грамотного контроля выполнения
данной программы; формирует смыслообразующие
компоненты работы коллектива в поле программы,
дает возможность осознать важность и
значимость проводимой работы.)
- Наличие сформированного трудового
коллектива. (Позволяет обеспечивать взаимоподдержку
и взаимопомощь в ходе реализации данной
программы, дает возможность демонстрации
воспитанникам СПЦ достойного примера
социальных отношений между людьми; предупреждает
возникновение серьезных противоречий
в ходе взаимодействия в работе.)
- Усвоение и следование вышеприведенным
требованиям программы, знание и свободное
ориентирование в содержании программы.
(Позволяет структурировать свою работу
соответствующим образом, дает возможность
ориентироваться в проводимой реабилитационно-коррекционной
деятельности, помнить и учитывать системно-комплексный
ее характер.)
Для адекватного отражения
программных моментов специалистами и
другими работниками осуществляющими
свою деятельность в пространстве данной
программы, а также понимания ими сущностных
характеристик коррекционно- реабилитационной
деятельности в сфере социально-педагогической
работы, считаю необходимым включение
и усвоение минимального понятийного
аппарата.7
Минимально необходимый для
усвоения всеми участниками/реализаторами
программы понятийный аппарат, владение
которым является обязательным и предъявляется
всем задействованным в программе на предварительном
этапе:
- экстремальная жизненная
ситуация ребенка – это ситуация
объективно нарушающая жизнедеятельность
ребенка, возникающая по независящим
от него причинам, с которой
он не может справиться самостоятельно,
используя все имеющиеся в
его распоряжении возможности
и средства (может быть: стигматизация,
отношения/статус в школьном коллективе,
социально-опасное положение семьи,
любая форма насилия, сформировавшая
аддукция и т.п.);
- социальная коррекция
– система специальных (психологических,
дефектологических и пр.) и общепедагогических
мер, направленных на ослабление
или преодоление недостатков
в поведении и социально- педагогическом
и психологическом развитии детей
и подростков;
- социальная реабилитация
– процесс включения ребенка
с отклонениями в развитии
и поведении в социальную среду,
в нормальную общественно полезную
деятельность и адекватные взаимоотношения
с окружающим социумом;
- социальное взаимодействие
– профессиональная деятельность
педагогов социальных, педагогов-психологов,
воспитателей и администрации
на основе обмена и анализа
полученной информации в контексте
осуществления реабилитационно-коррекционного
и воспитательно-образовательного
процессов;
- социальная дезадаптация
– процесс формирования неадекватных
способов взаимодействия ребенка
с социальным окружением в
образовательном учреждении, под
воздействием комплекса факторов,
обусловленных посещением/проживанием
в этом учреждении и оказывающих
в силу субъективной непреодолимости
индивидом негативное влияние
как на его учебную успеваемость,
так и на развитие всей личности
в целом;
- социальная поддержка
– системная деятельность соответствующих
специалистов и педагогов учреждения
образования по выявлению и
оказанию помощи детям и подросткам
в их индивидульно-личностном
развитии, испытывающим дезадаптацию
в связи с посещением/проживанием
в этом учреждении.
Далее следует реабилитационный
этап. Подробнее социально-педагогическую
и психологическую реабилитацию мы рассмотрим
во второй главе.
2.3. Характеристика
реабилитационного этапа программы.
Специальная социальная.
Эффективность
осуществления работы на этапе
социальной реабилитации ребенка/детей,
переживших экстремальную жизненную
ситуацию, целиком и полностью
зависит от качества проведенных
предварительного и диагностического
этапов, а также соблюдения тех
требований программы, которые были
обозначены выше. Это говорит
о едином и согласованном характере
программы. Реабилитационный этап
строится целиком на данных
полученных в ходе сбора информации
о ребенке, а также результатах
обсуждения данной информации
между специалистами СПЦ.8
Реабилитационный
этап программы можно условно
разделить на две части:
- Специфическая (специальная)
социально-педагогическая и психологическая
реабилитация;
- Общая социально-педагогическая
и психологическая реабилитация. Рассмотрим
более подробно каждую из них в приведенном
порядке.
Под данным
видом социально-педагогической
и психологической реабилитации
подразумевается конкретная профессиональная
деятельность соответствующих специалистов
и педагогов, направленная на
нивелирование последствий, связанных
с переживанием ребенком экстремальной
жизненной ситуации.
Представим
эту часть третьего этапа программы
в виде таблицы с краткой
аннотацией деятельности каждого
профессионального звена.
Характеристика
специальной социально-педагогической
и психологической реабилитации
детей, переживших экстремальную
жизненную ситуацию.
- Психолог – осуществляет коррекционно-реабилитационную
(психологическую/психотерапевтическую)
работу согласно своей профессиональной
компетенции с учетом выявленной проблемы
ребенка. Индивидуальная форма: консультирование,
психотерапевтические техники и методы
(НЛП, арт-терапия, игро-терапия, сказко-терапия,
психоанализ, техники релаксации и т.п.),
коррекция психических познавательных
процессов (внимания, память и т.п.).
Групповая
форма: тренинги общения, уверенности
в себе, эмоционального реагирования,
ассертивности, восстановления детско-родительских
отношений и т.п. Использование
видеокамер, видеоигр, компьютерных
обучающих, коррекционных т диагностических
программ, анализ видео и аудио-документов.
Привлечение
в необходимых случаях специалистов-смежников
(психотерапевтов, психиатров, клинических
психологов).
- Педагог социальный – осуществляет
социально-педагогическую работу согласно
своей профессиональной компетенции с
учетом выявленной проблемы ребенка. Индивидуальная
форма: беседы с ребенком и его родителями
на морально-нравственную тематику, оценку
поведения в социальном окружении, в школе,
отношение к родителям/между родителями;
Социально-педагогическое
консультирование по выявлению
и разрешению проблем детско-родительских,
детско-детских отношений. Методы
внушения, убеждения, контроля.
Групповая
форма: групповые беседы по проблемам
организации безопасности жизнедеятельности
ребенка в социальном контексте.
Обучение правилам самозащиты
в экстренных случаях.
Проведение
социально-педагогических тренингов
в зависимости от выявленных
проблем (совместно с психологом).
Привлечение работников ИДН, МЧС,
МЗ, компетентных специалистов в
области санитарно-гигиенической
службы и т.п.
- Педагог/воспитатель – осуществляет
педагогическую (воспитательно-образовательную)
работу согласно своей профессиональной
компетенции с учетом выявленной проблемы
ребенка.
Индивидуальная
форма: беседы с ребенком о
правилах поведения в СПЦ, на
улице, дома и т.п.
Групповая
форма: проведение соответствующих
мероприятий с группой детей.
Осуществление
наказания и поощрения по заранее
договоренной схеме (взаимодействия
с ребенком), а также согласно
рекомендациям соответствующих
специалистов. Методы: наказания/поощрения,
убеждения, контроля, внушения. Проведение
различных досуговых и обучающих
мероприятий (викторины, конкурсы, экскурсии,
трудовые десанты, десанты помощи
престарелым людям и т.п.).
Таким образом,
данный этап программы охватывает
психологические и социально-педагогические
аспекты жизни ребенка, является
комплексным по своему характеру,
обеспечивает не только профессиональную
проработку конкретных нарушений
социально-педагогического и психологического
характера, связанных с переживанием
ребенком экстремальной жизненной
ситуации, но и профилактику возникновения
таких ситуаций впредь.
Данная часть
социально-педагогической и психологической
реабилитации детей, переживших
экстремальную жизненную ситуацию
отражает, прежде всего, построение
единого социализирующего/воспитательного
пространства в рамках деятельности
учреждения образования, что позволяет
сформировать благоприятный социально-психологический
климат, имеющий серьезное социализирующее
влияние на детей (особенно на
тех, которые воспитывались в
ситуации безнадзорности и гипоопеки,
у которых не сформированы
навыки общежития и адекватного
социального взаимодействия. Здесь
надо отметить, что подавляющее
большинство детей, проживающих
в СОП (социально-опасное положение)
в той или иной степени страдают
данными нарушениями, в силу продолжительного
негативного влияния их ближайшего
окружения).