Социальная работа в экстремальных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает социальная работа, проводимая с жертвами экстремальных ситуаций, а предметом – выявление основных технологий, в работе с жертвами экстремальных ситуаций.
Данная цель выявляет следующие задачи:
- определить основные тенденции социальной работы с жертвами экстремальных ситуаций;
- выявить технологии социальной работы с жертвами экстремальных ситуаций;
- рассмотреть технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации;
- изучить состояние проблемы детей, попавших в экстремальную ситуацию в наши дни;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Социальная работа с жертвами экстремальных ситуаций………………………………………………………….……………….6
1.1. Технологии в социальной работе. Специфика, сущность, свойства…………………………………………………………………….……..6
1.2.Технологии социальной работы с жертвами экстремальных ситуаций………………………………………………………………………....13
Глава 2. Технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации………………………………………………………………………….18
2.1.Состояние проблемы детей, попавших в экстремальную ситуацию в наши дни. …………………………………………………………………………..……….18
2.2. Характеристика предварительного этапа программы по работе с детьми, попавшими в экстремальную ситуацию……………………………………………........…18
2.3. Характеристика реабилитационного этапа программы. Специальная социальная реабилитация……………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...31
Библиография……..………...………...………………………………………….33

Файлы: 1 файл

социальная работа в экстремальных ситуациях.docx

— 52.03 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2.

2.1. Состояние проблемы  детей, попавших в экстремальную  ситуацию в наши дни.

     К сожалению, в настоящее время можно констатировать, что в нашей стране серьезно  выражены проблемы детей, оказавшихся  в экстремальной жизненной ситуации, ситуации объективно нарушающей  жизнедеятельность ребенка, возникающей  по не зависящим от него  причинам, с которыми он не  может справится самостоятельно, используя все имеющиеся в  его распоряжении возможности  и средства.

     Дети являются  наиболее незащищенными в этом  отношении членами общества. Надо  отметить широкий спектр таких  ситуаций: от статусного положения  в школьном коллективе, эффектов  стигматизации до сексуального  или физического насилия над  ребенком. Однако наибольшее распространение  на данный момент времени в  стране имеют такие жизненные  ситуации, которые обусловлены социально-опасным  положением семей, в которых воспитываются  несовершеннолетние (массовое появление  таких семей связано, прежде всего, с социально-экономическими и  социокультурными процессами, начавшимися  с момента развала СССР). 4

     Именно в  этих условиях возникают перманентно  действующие факторы, способствующие  формированию многих нарушений  не только социально-педагогического, психологического, духовного, но и  медицинского характера. Находясь  в таких условиях с самого  момента своего рождения, ребенок  порой воспринимает их как  должные, постоянные и неизменные, что еще больше способствует  усугублению и развитию его  асоциальности, социально-педагогическому  и психологическому отставанию.

     Для решения  этой проблемы в нашей стране  созданы специальные учреждения  образования: социально-педагогические  центры (СПЦ), одной из важнейших  целей функционирования которых, является оказание комплексной  и квалифицированной помощи в  ходе социально-педагогической и  корекционно-реабилитационной работы  с детьми, оказавшимися в экстремальной  жизненной ситуации. 5

 

2.2. Характеристика  предварительного этапа программы  по работе с детьми, попавшими  в экстремальную ситуацию.

     Реализация  первого (предварительного) этапа программы  ассоциируется, прежде всего, с ознакомлением  и усвоением основных требований  самой программы всеми членами  коллектива учреждения образования, задействованными в социально-педагогической, коррекционно-реабилитационной работе  с детьми, оказавшимися в экстремальной  жизненной ситуации.

     Данные требования  должны быть озвучены и обсуждены  соответствующими (подготовленными) работниками/автором  программы в ходе специальных  встреч, которые могут проходить  в виде обучающих тренингов. Необходимо  показать комплексный и системный  характер программы, ее определенную  «всеохватность» в контексте  разрешения социально-педагогических  и психологических проблем ребенка. 6

     Предварительный  этап знаменует собой, таким образом, создание внутри учреждения необходимого  системного алгоритма взаимодействия  между всеми специалистами занятыми  данной проблемой, подчинение их  выдвигаемым программой требованиям. На этом этапе происходит также  теоретическая и практическая  подготовка по работе в поле  данной проблемы, расписание функций  и ролей для каждого специалиста  и воспитателя в процессе работы  с детьми, оказавшимися в экстремальной  жизненной ситуации.

     Основные требования  программы по социально-педагогической, коррекционно-реабилитационной работе  с детьми, оказавшимися в экстремальной  жизненной ситуации:

  1. Сбор максимальной информации о ребенке. (Позволяет уточнить и конкретизировать проблему, сформировать наиболее полное представление о причинах и последствиях ее возникновения, наметить в связи с этим наиболее эффективное и быстрое направление по ее решению.)
  2. Четкое распределение деятельности согласно профессиональной компетенции. (Позволяет каждому работнику сосредоточиться на своем аспекте работы; предотвращает возможность дублирования деятельности специалистов; создает условия для более углубленного видения проблемы.)
  3. Осуществление постоянного взаимодействия и обмена информацией между соответствующими специалистами. (Позволяет вовремя реагировать на актуальную информацию, учитывать ее в деятельности соответствующего специалиста,  составлять соответствующие рекомендации со стороны специалистов воспитателям и родителям; дает возможность отслеживать динамику изменений ребенка в ходе коррекционно-реабилитационного процесса.)
  4. Постоянное повышение компетенции в профессиональной области, критическая саморефлексия. (Позволяет находить эвристики в решение профессиональных проблем; дает возможность осознания необходимости следования требованиям программы; позволяет избавляться от стереотипного представления о проблеме.)
  5. Наличие понимания и поддержки со стороны администрации учреждения, знание сущностных положений программы. (Позволяет систематически, а значит более эффективно реализовывать предусмотренные программой компоненты по проведению социально-педагогической и коррекционно-реабилитационной работы с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации; дает возможность осуществления грамотного контроля выполнения данной программы; формирует смыслообразующие компоненты работы коллектива в поле программы, дает возможность осознать важность и значимость проводимой работы.)
  6. Наличие сформированного трудового коллектива. (Позволяет обеспечивать взаимоподдержку и взаимопомощь в ходе реализации данной программы, дает возможность демонстрации воспитанникам СПЦ достойного примера социальных отношений между людьми; предупреждает возникновение серьезных противоречий в ходе взаимодействия в работе.)
  7. Усвоение и следование вышеприведенным требованиям программы, знание и свободное ориентирование в содержании программы. (Позволяет структурировать свою работу соответствующим образом, дает возможность ориентироваться в проводимой реабилитационно-коррекционной деятельности, помнить и учитывать системно-комплексный ее характер.)

Для адекватного отражения программных моментов специалистами и другими работниками осуществляющими свою деятельность в пространстве данной программы, а также понимания ими сущностных характеристик коррекционно- реабилитационной деятельности в сфере социально-педагогической работы, считаю необходимым включение и усвоение минимального понятийного аппарата.7

Минимально необходимый для усвоения всеми участниками/реализаторами программы понятийный аппарат, владение которым является обязательным и предъявляется всем задействованным в программе на предварительном этапе:

- экстремальная жизненная  ситуация ребенка – это ситуация  объективно нарушающая жизнедеятельность  ребенка, возникающая по независящим  от него причинам, с которой  он не может справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в  его распоряжении возможности  и средства (может быть: стигматизация, отношения/статус в школьном коллективе, социально-опасное положение семьи, любая форма насилия, сформировавшая  аддукция и т.п.);

- социальная коррекция  – система специальных (психологических, дефектологических и пр.) и общепедагогических  мер, направленных на ослабление  или преодоление недостатков  в поведении и социально- педагогическом  и психологическом развитии детей  и подростков;

- социальная реабилитация  – процесс включения ребенка  с отклонениями в развитии  и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную  деятельность и адекватные взаимоотношения  с окружающим социумом;

- социальное взаимодействие  – профессиональная деятельность  педагогов социальных, педагогов-психологов, воспитателей и администрации  на основе обмена и анализа  полученной информации в контексте  осуществления реабилитационно-коррекционного  и воспитательно-образовательного  процессов;

- социальная дезадаптация  – процесс формирования неадекватных  способов взаимодействия ребенка  с социальным окружением в  образовательном учреждении, под  воздействием комплекса факторов, обусловленных посещением/проживанием  в этом учреждении и оказывающих  в силу субъективной непреодолимости  индивидом негативное влияние  как на его учебную успеваемость, так и на развитие всей личности  в целом;

- социальная поддержка  – системная деятельность соответствующих  специалистов и педагогов учреждения  образования по выявлению и  оказанию помощи детям и подросткам  в их индивидульно-личностном  развитии, испытывающим дезадаптацию  в связи с посещением/проживанием  в этом учреждении.

Далее следует реабилитационный этап. Подробнее социально-педагогическую и психологическую реабилитацию мы рассмотрим во второй главе.

 

2.3. Характеристика  реабилитационного этапа программы. Специальная социальная.

     Эффективность  осуществления работы на этапе  социальной реабилитации ребенка/детей, переживших экстремальную жизненную  ситуацию, целиком и полностью  зависит от качества проведенных  предварительного и диагностического  этапов, а также соблюдения тех  требований программы, которые были  обозначены выше. Это говорит  о едином и согласованном характере  программы. Реабилитационный этап  строится целиком на данных  полученных в ходе сбора информации  о ребенке, а также результатах  обсуждения данной информации  между специалистами СПЦ.8

     Реабилитационный  этап программы можно условно  разделить на две части:

  1. Специфическая (специальная) социально-педагогическая и психологическая реабилитация;
  2. Общая социально-педагогическая и психологическая реабилитация. Рассмотрим более подробно каждую из них в приведенном порядке.

     Под данным  видом социально-педагогической  и психологической реабилитации  подразумевается конкретная профессиональная  деятельность соответствующих специалистов  и педагогов, направленная на  нивелирование последствий, связанных  с переживанием ребенком экстремальной  жизненной ситуации.

     Представим  эту часть третьего этапа программы  в виде таблицы с краткой  аннотацией деятельности каждого  профессионального звена.

     Характеристика  специальной социально-педагогической  и психологической реабилитации  детей, переживших экстремальную  жизненную ситуацию.

  1. Психолог – осуществляет коррекционно-реабилитационную (психологическую/психотерапевтическую) работу согласно своей профессиональной компетенции с учетом выявленной проблемы ребенка. Индивидуальная форма: консультирование, психотерапевтические техники и методы (НЛП, арт-терапия, игро-терапия, сказко-терапия, психоанализ, техники релаксации и т.п.), коррекция психических познавательных процессов (внимания, память и т.п.).

     Групповая  форма: тренинги общения, уверенности  в себе, эмоционального реагирования, ассертивности, восстановления детско-родительских  отношений и т.п. Использование  видеокамер, видеоигр, компьютерных  обучающих, коррекционных т диагностических  программ, анализ видео и аудио-документов.

     Привлечение  в необходимых случаях специалистов-смежников (психотерапевтов, психиатров, клинических  психологов).

  1. Педагог социальный – осуществляет социально-педагогическую работу согласно своей профессиональной компетенции с учетом выявленной проблемы ребенка. Индивидуальная форма: беседы с ребенком и его родителями на морально-нравственную тематику, оценку поведения в социальном окружении, в школе, отношение к родителям/между родителями;

     Социально-педагогическое  консультирование по выявлению  и разрешению проблем детско-родительских, детско-детских отношений. Методы  внушения, убеждения, контроля.

     Групповая  форма: групповые беседы по проблемам  организации безопасности жизнедеятельности  ребенка в социальном контексте. Обучение правилам самозащиты  в экстренных случаях.

     Проведение  социально-педагогических тренингов  в зависимости от выявленных  проблем (совместно с психологом). Привлечение работников ИДН, МЧС, МЗ, компетентных специалистов в  области санитарно-гигиенической  службы и т.п.

  1. Педагог/воспитатель – осуществляет педагогическую (воспитательно-образовательную) работу согласно своей профессиональной компетенции с учетом выявленной проблемы ребенка.

     Индивидуальная  форма: беседы с ребенком о  правилах поведения в СПЦ, на  улице, дома и т.п.

     Групповая  форма: проведение соответствующих  мероприятий с группой детей.

     Осуществление  наказания и поощрения по заранее  договоренной схеме (взаимодействия  с ребенком), а также согласно  рекомендациям соответствующих  специалистов. Методы: наказания/поощрения, убеждения, контроля, внушения. Проведение  различных досуговых и обучающих  мероприятий (викторины, конкурсы, экскурсии, трудовые десанты, десанты помощи  престарелым людям и т.п.).

     Таким образом, данный этап программы охватывает  психологические и социально-педагогические  аспекты жизни ребенка, является  комплексным по своему характеру, обеспечивает не только профессиональную  проработку конкретных нарушений  социально-педагогического и психологического  характера, связанных с переживанием  ребенком экстремальной жизненной  ситуации, но и профилактику возникновения  таких ситуаций впредь.

     Данная часть  социально-педагогической и психологической  реабилитации детей, переживших  экстремальную жизненную ситуацию  отражает, прежде всего, построение  единого социализирующего/воспитательного  пространства в рамках деятельности  учреждения образования, что позволяет  сформировать благоприятный социально-психологический  климат, имеющий серьезное социализирующее  влияние на детей (особенно на  тех, которые воспитывались в  ситуации безнадзорности и гипоопеки, у которых не сформированы  навыки общежития и адекватного  социального взаимодействия. Здесь  надо отметить, что подавляющее  большинство детей, проживающих  в СОП (социально-опасное положение) в той или иной степени страдают  данными нарушениями, в силу продолжительного  негативного влияния их ближайшего  окружения).

Информация о работе Социальная работа в экстремальных ситуациях