Социальная работа в экстремальных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает социальная работа, проводимая с жертвами экстремальных ситуаций, а предметом – выявление основных технологий, в работе с жертвами экстремальных ситуаций.
Данная цель выявляет следующие задачи:
- определить основные тенденции социальной работы с жертвами экстремальных ситуаций;
- выявить технологии социальной работы с жертвами экстремальных ситуаций;
- рассмотреть технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации;
- изучить состояние проблемы детей, попавших в экстремальную ситуацию в наши дни;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Социальная работа с жертвами экстремальных ситуаций………………………………………………………….……………….6
1.1. Технологии в социальной работе. Специфика, сущность, свойства…………………………………………………………………….……..6
1.2.Технологии социальной работы с жертвами экстремальных ситуаций………………………………………………………………………....13
Глава 2. Технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации………………………………………………………………………….18
2.1.Состояние проблемы детей, попавших в экстремальную ситуацию в наши дни. …………………………………………………………………………..……….18
2.2. Характеристика предварительного этапа программы по работе с детьми, попавшими в экстремальную ситуацию……………………………………………........…18
2.3. Характеристика реабилитационного этапа программы. Специальная социальная реабилитация……………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...31
Библиография……..………...………...………………………………………….33

Файлы: 1 файл

социальная работа в экстремальных ситуациях.docx

— 52.03 Кб (Скачать файл)

     Самым важным  звеном в этой части этапа  социально-педагогической реабилитации  выступают воспитатели учреждения  образования. Это обусловлено тем, что они имеют наиболее близкий  контакт с воспитанниками, могут  наблюдать их в разное время  суток, отслеживать их социальные  контакты в стенах учреждения  и за его пределами.

     Их основная  функция на данном этапе –  поощрение/наказание. Кроме воспитателей  эту функцию никто не вправе  осуществлять. Если ребенок совершил  нарушение/проступок (либо наоборот  отличился с позитивной стороны) в присутствии другого работника, то этот работник должен сообщить  воспитателю, а тот в свою очередь  осуществить наказание либо поощрение. Ни в коем случае данную  функцию не должна брать на  себя администрация учреждения, так как дети начинают «прыгать  через» голову, обращаясь к ее  представителям, а это в свою  очередь подрывает авторитет  самих воспитателей и сводит  функционирование всей системы  на нет.

     Специалисты, которые возьмут на себя функцию  наказания/поощрения рискуют нанести  ущерб своей профессиональной  деятельности, проводимой на этапе (так, например, психолог или педагог  социальный, наказав ребенка, может  разрушить у последнего чувство  доверия, что отобразится в конечном  итоге на качестве протекания  коррекционно-реабилитационной работы; особенно, данное положение касается  взаимодействия с подростками).9

     Выполнение  функции наказания/поощрения со  стороны воспитателей должно  отвечать следующим основным  требованиям.

  1. Не должно унижать человеческое достоинство воспитанника (табу на оскорбления, физическое наказание, уничижительное обращение), (способствует развитию самоконтроля, чувства собственного достоинства, дает возможность и надежду на исправление, не формирует образ «врага» в лице воспитателя).
  2. Всеобщность выражения (позволяет быстрее изменять/реабилитировать личность ребенка в целом, а не конкретные его проявления, формирую позитивный образ «Я»).
  3. Нельзя наказывать трудом или учебой (отбивает охоту учиться и трудиться, ассоциируясь с негативным подкреплением).
  4. Соразмерность заслуге (формирует чувство адекватности и справедливости).
  5. Неотвратимость (вырабатывает каузальную зависимость поведения от полученного опыта).
  6. Накопительный характер (стимулирует позитивные изменения поведения, привносит элемент игры и соревнования в детский коллектив).
  7. Конкретность (позволяет осознать конкретные промахи и ошибки, не перенося негативную оценку на всю личность ребенка).
  8. Предметное выражение (жетонная система, подарки и т.п.). Формирует чувство достижения успеха, эмоциональный подъем, переживание заслуги.
  9. Понимание и принятие (формирует рефлексию и самосознание ребенка, способствует саморегуляции и морально-нравственному развитию).
  10. Следует через небольшой промежуток времени после заслуги, но не сразу (позволяет достигнуть более стойкий эффект, может быть оговорено с ребенком).
  11. Соразмерность проступку (формирует чувство адекватности и справедливости).
  12. Обязательность исполнения (дает чувство уверенности в выбранном поведении как позитивном и нужном самому ребенку).

     Вторым звеном  являются специалисты. Они включаются  в данный процесс, в случае  если ребенок в силу каких-либо  причин не может соответствовать  выдвигаемым требованиям проживания  в СПЦ, что может проявляться  в серьезных регрессиях, растормаживании  инстинктов агрессивного и сексуального  планов, психотических и неврозоподобных  реакциях и состояниях. Система  поощрения и наказания для  них становится не значимой. Самоконтроль  поведения не осуществляется. Здесь  специалисты проводят работу  согласно второму этапу и части  третьего этапа программы. Если  и их усилия терпят фиаско, ребенок направляется в соответствующее  заведение для дополнительного  клинического обследования, с целью  уточнения диагноза и фармакологического  лечения по необходимости.

     Данные обследования  специалистов и заключения на  их основании служат руководством  для принятия администрацией  решения по определению ребенка  в спецучреждение.10

     Третье звено  системы – администрация –  призвано осуществлять контроль  проводимой деятельности, а также  всячески поддерживать и поощрять  функционирование данной системы, как гаранта эффективной социально-педагогической  реабилитации детей.

     Как следует  из схемы, все ее звенья должны  соблюдать единство и постоянство  требований, как к отдельному  ребенку, так и всему детскому  коллективу (данные требования вырабатываются  на основе социально-одобряемых  и социально-приемлемых моделей  поведения и взаимодействия и  утверждаются всеми субъектами, осуществляющими реабилитационно-коррекционную  работу, после чего предъявляются  в объяснительном варианте воспитанникам  СПЦ как облигатные условия  их проживания в учреждении).

     Выполнять  свои функции согласно (и только  в рамках) собственной профессиональной  компетенции, с постоянным уточнением  и обменом информации о ребенке.

     Немаловажным  моментом, который вытекает из  представленной схемы, является  особенность взаимодействия между  социализирующими субъектами. Не  допускаются панибратские взаимоотношения, разноголосица требований к ребенку, манипулятивное поведение, решение  межличностных конфликтов в присутствии  детей, обсуждение других членов  трудового коллектива с воспитанниками  СПЦ. Такое поведение расстраивает  процесссоциально-педагогической реабилитации, формирует разобщенность в коллективе, неуважение воспитанников по  отношению к своим педагогам.

     Только четкое  исполнение своих социальных  ролей и вытекающих из них  профессиональных обязанностей  работниками может служить достойной  моделью социального взаимодействия  в микросоциуме СПЦ и как  следствие быть перспективным  ориентиром в ролевом выборе  воспитанников.

     Таким образом, здесь отражена воспитательная  система СПЦ в контексте общей  социально-педагогической реабилитации  его воспитанников.

     В конце  главы хотелось бы отметить, что  реализация вышеприведенной программы  социально-педагогической и коррекционно-реабилитационной  работы с детьми, оказавшимися  в экстремальной жизненной ситуации, представляет собой последовательный  и взаимосвязанный алгоритм взаимодействия  специалистов с учетом их профессиональной  компетенции и перманентного  сотрудничества.

 

Заключение

     В ходе работы  мы рассмотрели основные технологии  в социальной работе с людьми, попавшими в экстремальные жизненные  ситуации. На примере детей, попавших  в тяжелые условия, увидели основной  фронт работ, необходимый при  работе в экстремальных ситуациях.

     Были выполнены  следующие задачи:

- определены основные  тенденции социально-психолгической  работы с жертвами экстремальных  ситуаций;

- выявлены технологии  социальной работы с жертвами  экстремальных ситуаций;

- изучены технологии психологической  работы с жертвами экстремальных  ситуаций;

- рассмотрены технологии  социально-педагогической работы  с детьми, оказавшимися в экстремальной  ситуации;

- изучено состояние проблемы  детей, попавших в экстремальную  ситуацию в наши дни;

- определены характеристики  предварительного этапа программы  по работе с детьми, попавшими  в экстремальную ситуацию;

- рассмотрены характеристики  реабилитационного этапа программы. Специальная социально-педагогическая  и психологическая реабилитация.

     В заключении  можно сделать вывод, что социальные  технологии можно трактовать  двояко: во-первых, как способы применения  теоретических выводов той или  иной науки в решении практических  задач; во-вторых, как совокупность  приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения  поставленных целей в процессе  социального развития, решения тех  или иных социальных проблем.

     Для решения  этой проблемы в нашей стране  созданы специальные учреждения  образования: социально-педагогические  центры (СПЦ), одной из важнейших  целей которых, является оказание  комплексной и квалифицированной  помощи в ходе социально-педагогической  и коррекционно-реабилитационной  работы с детьми, оказавшимися  в экстремальной жизненной ситуации.

     Программа  по реабилитации детей, попавших  в экстремальную ситуацию, позволяет  четко структурировать работу  по оказанию необходимой помощи  пострадавшим детям; дает возможность  реализации индивидуально-личностного  подхода; имеет многовекторное направление  для взаимодействия и воздействия  на объект воспитания/реабилитации/социализации; обеспечивает возможность своевременной  коррекции и внесения изменений  в работе; направлена на решение  различных проблемных вопросов, связанных с реабилитацией ребенка (жертва физического насилия, жертва  сексуального насилия, жертва попустительного  отношения и безразличия и  т.п.).

     Эффективность  осуществления работы на этапе  социальной реабилитации ребенка/детей, переживших экстремальную жизненную  ситуацию, целиком и полностью  зависит от качества проведенных  предварительного и диагностического  этапов, а также соблюдения тех  требований программы, которые были  обозначены выше. Это говорит  о едином и согласованном характере  программы. Реабилитационный этап  строится целиком на данных, полученных  входе сбора информации о ребенке, а также результатах обсуждения  данной информации между специалистами  СПЦ.

     В литературе  чаще всего рассматриваются «практические»  технологии социальной работы, т.е. технологии, применяемые к практике  социальной работы. Это касается, в том числе учебной деятельности  и технологий учебного процесса. Однако надо иметь в виду, что  эти технологии (практические и  учебные) основываются на накопленном  опыте, систематизации знаний в  этой области.

     Ввиду сказанного, особо хочется подчеркнуть, невозможность  реализации данной программы (да  и вообще любой другой) при  отсутствии должного понимания  со стороны соответствующих работников, слабости их профессиональной  подготовки, либо отсутствием соответствующего  специального образования, а также  при наличии несформированного  педагогического коллектива.

 

Используемая литература:

1. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи  в системе социальной работы // Семья в России – 1996. 

2. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности  и особенности социализации в  старшем школьном возрасте // Вестник  МГУ. Серия 14. Психология. – 1997.

3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогики. – М., 1998г.

4. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов вузов; под ред. В.И. Добренькова. 2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс, 2005г.

5. Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника  как педагогическая проблема. –  СПб: Специальная литература, 1997г.

6. Горячев М.Д. Социальная педагогика. Хрестоматия. Самара 1996г.

7. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996г.

8. Колобов О.а. Социальная педагогика как профессия. Нижний Новгород. 1996г.

9. Коныгина М.Н. Подготовка специалистов по социальной  работе к профессиональной деятельности  в этнокультурной среде: Диссертация  к. пед. Наук. – Ставрополь, 1998г.

10. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. –  Л.: ЛГУ, 1964г.

11. Куличенко Р.М. Профессиональное становление и  развитие института социальных  педагогов в России.

12. Малкина И. Экстремальные  ситуации. Серия «Справочник практического  психолога», Москва, 2006г.

13. Маслова Н.Ф. Книга социального педагога. Орел 1994г.

14. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической  теории. – М.: Мысль, 1971г.

15. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной  среды. – М. 1986г.

16. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное  пособие. – СПб: изд-во  Михайлова В.А., 2002г.-461с.

17. Социальная  работа в России: прошлое и  настоящее. Под ред. Бадя. – М. 1998г.

18. Теоретические  и методологические проблемы  социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. – М.: МГУ, 1977г.

19. Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. – М., 1998г.

20. Шмелева Н.Б. Профессиональная подготовка студентов  – будущих специалистов по  социальной работе (акмеологический  подход) // Российский журнал социальной  работы. – 1996г. - №1.- с. 109-113.

21. Ярцев Д.В. Особенности  социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 1998 - №6.- с. 54-58.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальная работа в экстремальных ситуациях