Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:08, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Распространение явления социального сиротства в России обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, а именно сложная социально-экономическая ситуация, наличие негативных явлений, таких как: безработица, распространение наркомании, алкоголизма, преступности, выезды родителей за границу, которые приводят к увеличению количества детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства и обеспечении благоприятных условий в учреждениях для детей-сирот.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ…………………………………………………….......................................7
1.1 Сущность понятий «дети-сироты», «социальная защита» в научной литературе……………………………………………………………………………7
1.2 Причины социального сиротства ……………………………………………..14
1.3 Социальная защита детей-сирот в современной России..…………………...19
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….......25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»
Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) в г. Армянске
Кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социальная педагогика»
Тема: «Социальная защита детей-сирот в России»
Выполнил:
студент 2 курса, группы 21-АСП
направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Чугунова В. А.
Проверил:
ст. преподаватель
Лаута Н. А.
Армянск, 2015
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ……………………………………………………....
1.1 Сущность понятий «дети-сироты», «социальная
защита» в научной литературе……………………………………………………
1.3 Социальная защита детей-сирот в современной России..…………………...19
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Распространение явления социального сиротства в России обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, а именно сложная социально-экономическая ситуация, наличие негативных явлений, таких как: безработица, распространение наркомании, алкоголизма, преступности, выезды родителей за границу, которые приводят к увеличению количества детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства и обеспечении благоприятных условий в учреждениях для детей-сирот.
Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье. Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складывалось в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.
В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они были объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.
Главными основами государственной политики относительно социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа являются: создание условий для реализации права каждого ребенка на воспитание в семье; воспитание и содержание детей по принципу родственности; содействие усыновлению детей, создание системы поощрения и поддержки усыновителей; обеспечение приоритета форм устройства; защита имущественных, жилых и других прав и интересов таких детей; создание надлежащих условий для их физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки детей к самостоятельной жизни; обеспечение права на здоровое развитие; обеспечение социально-правовых гарантий; создание условий для предоставления психологической, медицинской и педагогической помощи; формирование системы социальной адаптации; обеспечение свободным выбором сферы профессиональной деятельности, которая бы оптимально отвечала нуждам и желаниям личности ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской заботы, а также лица из их числа и запросам рынка работы; надлежащее материально-техническое обеспечение независимо от формы устройства и содержание детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, содействие в предоставлении реальной помощи и поддержки предприятиями, учреждениями и организациями разных форм собственности, банковскими учреждениями, культурно-образовательными, общественными, спортивными и другими организациями.
Дети, оставшиеся без родителей, не могут быть изолированы от общества. Так как очень сложен для ребенка переход из одного закрытого учреждения в другое, который сопровождается резким изменением всех сторон его жизни, что значительно усложняет и замедляет не только процесс адаптации к школьному обучению, но и психологическое развитие в целом. Появление детских учреждений вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации», то есть вопрос об особенностях формирования личности и поведения ребёнка, проживающего в учреждениях интернатного типа.
Проблемы сиротства нашли свое отражение в работах таких исследователей как В. А. Варывдин, Н. А. Волобуева, В. К. Зарецкий, М. О. Дубровская, Н. П. Иванова, А. И. Кравченко, Е. И. Максимов, В. П. Мельников, Е. И. Холостова, П. Д. Павленок , Т. Я. Сафонова, О. Н. Терновец и многих других.
В научной литературе изучаются различные аспекты проблемы социальной защиты детей-сирот. Так, социально-правовые основы защиты детей-сирот раскрываются в исследованиях О. В. Зыкова, Н. Л. Хананашвили, А. С. Автономова. Проблема социального сиротства рассматривается в работах С. Ж. Бадараевой, С. А. Беличевой, М. И. Рожковой. Особое внимание изучению содержания и системы работы с детьми-сиротами уделяет И. В. Гурьянова, Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, И. Ф. Дементьева. Особенности организации процесса включения детей-сирот в систему социальных отношений рассматривают Е. Н. Барябина, Л. С. Выготский, В. Н. Гурова, Г. А. Гусарова. Теоретические основы разработки и реализации социальных технологий работы с детьми-сиротами представлены в работах Ю. В. Васильковой, М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева, Т. И. Шульга. Влияние различных факторов на становление личности детей-сирот рассматривается в социально-педагогических исследованиях Н. Л. Пономарева, С. А. Беличева, Б. З. Вульфова, С. И. Харченко, Л. И. Чумак. Социальная защита женщин, детей и семьи исследуется в работах В. А. Варывдина, Г. И. Климантовой, Н. В Тимошиной.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что исследователи все больше внимания уделяют изучению самого феномена сиротства, влияния различных факторов на становление личности детей-сирот, теоретических аспектов проблемы социальной адаптации детей-сирот. Однако недостаточно внимания уделяется вопросам социальной защиты детей-сирот, что обусловило выбор темы курсовой работы: «Социальная защита детей-сирот в России».
Цель исследования – раскрыть теоретические основы социальной защиты детей-сирот в России.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть теоретические основы социальной защиты детей-сирот в России.
3. Обобщить результаты исследования
Объект исследования – процесс социальной защиты детей-сирот.
Предмет исследования – социальная защита детей-сирот в России.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ, синтез, систематизация, классификация, сравнение, сопоставление, обобщение) дали возможность проанализировать и обобщить состояние данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
Теоретичекую основу исследования составили научные труды таких ученых как В. А. Варывдин, Е. И. Холостова, П. Д. Павленок (проблема социального сиротства); О. В. Зыкова, Н. Л. Хананашвили, А. С. Автономова (социально-правовые основы защиты детей-сирот); И. В. Гурьянова, Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, Н. В. Тимошина (система работы с детьми-сиротами).
Исследование проходило в три этапа.
1 этап (сентябрь – октябрь 2014 года) – выбор темы исследования; определение целей и задач; изучение и анализ литературы; составление библиографии; составление плана исследования.
2 этап (октябрь 2014 года – март 2015 года) – написание теоретической части исследования.
3 этап (апрель 2015 года) – формулирование выводов.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе социального педагога, психолога, воспитателя по социальной защите детей-сирот в учреждениях интернатного типа.
Структура работы: работа состоит из введения, 1 раздела, выводов, списка использованных источников (28 наименований).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ
1.1 Сущность понятий «дети-сироты», «социальная защита» в научной литературе
Для рассмотрения теоретических основ социальной защиты детей-сирот необходимо проанализировать сущность понятий «дети-сироты», «социальная защита» в научной литературе.
Подходя к изучению проблемы сиротства, необходимо отметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях. Во многом дальнейшая судьба детей-сирот зависит от отношения к этой проблеме, как общества, так и государства.
Формулировка понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» определена в Законе о детях-сиротах. Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать); к числу детей, оставшихся без попечения родителей, отностяся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [39, с. 2].
Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей. Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:
Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.
В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия, в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание, в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей [39].
Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора [39, с. 6].
Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. [3, с. 72].