Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:08, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Распространение явления социального сиротства в России обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, а именно сложная социально-экономическая ситуация, наличие негативных явлений, таких как: безработица, распространение наркомании, алкоголизма, преступности, выезды родителей за границу, которые приводят к увеличению количества детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства и обеспечении благоприятных условий в учреждениях для детей-сирот.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ…………………………………………………….......................................7
1.1 Сущность понятий «дети-сироты», «социальная защита» в научной литературе……………………………………………………………………………7
1.2 Причины социального сиротства ……………………………………………..14
1.3 Социальная защита детей-сирот в современной России..…………………...19
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….......25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
ВЫВОДЫ
Главными основами государственной политики относительно социальной защиты детей-сирот является создание условий для реализации права каждого ребенка на воспитание в семье.
Решение проблем детей-сирот возложено на государственные органы опеки и попечительства и органы местного самоуправления. Эти органы обязаны выявлять таких детей, контролировать условия их жизни, направлять, если это необходимо в интернатные учреждения, то есть осуществлять социальную защиту данной категории детей.
Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что ухудшение условий жизни общества привели к усилению кризисных явлений в семье и способствовали формированию негативных тенденций, в том числе и к резкому росту социальной дезадаптации детей. В сиротские учреждения из семей обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла. Все это оборачивается тяжелыми последствиями для их психического и физического развития.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что понятие «дети-сироты» – явление сложное и многогранное и не имеет однозначного определения. Исходя из анализа имеющихся определений, в нашем исследовании употребляем термин «дети-сироты» в следующей интерпретации: дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель и социальное становление которых проходит в специальных образовательных учреждениях: детских домах разных типов и школах-интернатах.
Социальная защита – это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных экономических условиях всем членам общества.
Причинами социального сиротства являются: добровольный отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребенка; лишение родительских прав; падение нравственных устоев; кризис института семьи; низкая зарплата и безработица; рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний.
Социальная поддержка детей-сирот в современной России осуществляется государством в нескольких направлениях – в сфере образования, в сфере труда и занятости, в сфере здравоохранения, в жилищной сфере. И регулируется Федеральными законами, целевыми программами по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что социальная защита детей-сирот в России гарантируется и регулируется государством и предусматривает различные формы социальной защиты детей-сирот.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Автономов А. С. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России: учебник / А. С. Автономова, Т. И. Виноградова, М. Ф. Замятина, Н. Л. Хананашвили. – М. : Фонд НАН, 2003. – 420 с.
3. Баев В. С. Социальное сиротство как проблема: пути и способы её разрешения. Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. / В. С. Баев. – Пермь. : Пермский ун-т, 1995. – 375 с.
5. Бойко В. Д. Проблемы эффективности системы социальной защиты // Вопросы социального обеспечения. – 2010. – № 2. – С. 13–16.
6. Бадараева С. Ж. Семейное неблагополучие как источник проблем ребенка / С. Ж. Бадараева. – М. : Просвещение, 2005. – 165 с.
7. Байбородова Л. В. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях специального учреждения / Л. В. Байбородова, К. Ю. Смирнова // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – № 3. – С. 40–48.
8. Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход / С. А. Беличева. – М. : Издательство: Социальное здоровье России, 2006. – 110 с.
9. Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
11. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учеб.- метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. – М., 2001. – 160 с.
12. Дементьева И. Ф. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке / И. Ф Дементьева. // Социальная педагогика. – 2003. – № 3. – С. 72–76.
13. Замараева З. П. Институционализация социальной защиты населения в условиях современной России / З П Замараева // Социальное обслуживание. – 2008. – № 5. – С. 5–35.
18. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М. : Академия, 2002. – 256 с.
19. Прихожан А. М. Дети без семьи / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
20. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства: [2-е изд.] / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – СПб. : Питер, 2005. – 158 с.
21. Постановления Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. № 409 (в ред.30.03.98. № 366). – М. : Омега-Л, 2004. – 56 с.
22. Семья Г. В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья. – М. : Слово, 2001. – 180 с.
23. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. д-ра ист. наук проф. Е. И. Холостовой. – М. : Юрист, 2000. – 424 с.
24. Социальная педагогика : курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
25. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб.-метод. пособ / под ред. Г. И. Климантовой. – М. : Изд-во РГСУ, 2008. – 192 с.
28. Федеральный закон «О