Социальная защита детей-сирот в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Распространение явления социального сиротства в России обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, а именно сложная социально-экономическая ситуация, наличие негативных явлений, таких как: безработица, распространение наркомании, алкоголизма, преступности, выезды родителей за границу, которые приводят к увеличению количества детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства и обеспечении благоприятных условий в учреждениях для детей-сирот.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ…………………………………………………….......................................7
1.1 Сущность понятий «дети-сироты», «социальная защита» в научной литературе……………………………………………………………………………7
1.2 Причины социального сиротства ……………………………………………..14
1.3 Социальная защита детей-сирот в современной России..…………………...19

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….......25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

Чугунова 2.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Главными основами государственной политики относительно социальной защиты детей-сирот является создание условий для реализации права каждого ребенка на воспитание в семье.

Решение проблем детей-сирот возложено на государственные органы опеки и попечительства и органы местного самоуправления. Эти органы обязаны выявлять таких детей, контролировать условия их жизни, направлять, если это необходимо в интернатные учреждения, то есть осуществлять социальную защиту данной категории детей.

Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что ухудшение условий жизни общества привели к усилению кризисных явлений в семье и способствовали формированию негативных тенденций, в том числе и к резкому росту социальной дезадаптации детей. В сиротские учреждения из семей обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла. Все это оборачивается тяжелыми последствиями для их психического и физического развития.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что понятие «дети-сироты» – явление сложное и многогранное и не имеет однозначного определения. Исходя из анализа имеющихся определений, в нашем исследовании употребляем термин «дети-сироты» в следующей интерпретации: дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель и социальное становление которых проходит в специальных образовательных учреждениях: детских домах разных типов и школах-интернатах.

Социальная защита – это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных экономических условиях всем  членам общества.

Cоциальная защита детей-сирот – это правовые, организационные, социальные основы и гарантии государственной поддержки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые осуществляются через предоставление материальной, социальной и правовой помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы.

Причинами социального сиротства являются: добровольный отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребенка; лишение родительских прав; падение нравственных устоев; кризис института семьи; низкая зарплата и безработица; рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний.

Социальная поддержка детей-сирот в современной России осуществляется государством в нескольких направлениях – в сфере образования, в сфере труда и занятости, в сфере здравоохранения, в жилищной сфере. И регулируется Федеральными законами, целевыми программами по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что социальная защита детей-сирот в России гарантируется и регулируется государством и предусматривает различные формы социальной защиты детей-сирот.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Альтернативы помещения детей в учреждения интернатного типа: Отчет семинара по Центральной и Восточной Европе, учрежденного Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Международным Союзом Защиты Детей (ИЦСА). – Рига, 1994. – 388 с.

2. Автономов А. С. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России: учебник / А. С. Автономова, Т. И. Виноградова, М. Ф. Замятина, Н. Л. Хананашвили. – М. : Фонд НАН, 2003. – 420 с.

3. Баев В. С. Социальное сиротство как проблема: пути и способы её разрешения. Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. / В. С. Баев. – Пермь. : Пермский ун-т, 1995. – 375 с.

  1. Байбородова Л. В. Концепция организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами. / Л. В. Байбородова. – Ярославль. : МАПН, 2003. – 128 с.

5. Бойко В. Д. Проблемы эффективности системы социальной защиты // Вопросы социального обеспечения. – 2010. – № 2. – С. 13–16.

6. Бадараева С. Ж. Семейное неблагополучие как источник проблем ребенка / С. Ж. Бадараева. – М. : Просвещение, 2005. – 165 с.

7. Байбородова Л. В. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях специального учреждения / Л. В. Байбородова, К. Ю. Смирнова // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – № 3. – С. 40–48.

8. Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход / С. А. Беличева. – М. : Издательство: Социальное здоровье России, 2006. – 110 с.

9. Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.

10. Воронова Е. В. Социальная работа с уличными детьми / Е. В. Воронова // Социальная работа. – 2003. – № 4.– С.44–48.

11. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учеб.- метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. – М., 2001. – 160 с.

12. Дементьева И. Ф. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке / И. Ф Дементьева. // Социальная педагогика. – 2003. – № 3. – С. 72–76.

13. Замараева З. П. Институционализация социальной защиты населения в условиях современной России / З П Замараева // Социальное обслуживание. – 2008. – № 5. – С. 5–35.

14. Конвенция  ООН «О правах ребенка». – М. : Класс, 1989. – 39 с.

15. Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие / Л. П. Кузнецова. – Владивосток. : Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с.

16. Мадрахаев Л. В. Социальная педагогика : учебник / Л. В. Мадрахаев. – М. : Гардарики, 2005. – 269 с.

17. Методика и  технологии работы социального  педагога / под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М., 2002. – 244 с.

18. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М. : Академия, 2002. – 256 с.

19. Прихожан А. М. Дети без семьи / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.

20. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства: [2-е изд.] / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – СПб. : Питер, 2005. – 158 с.

21. Постановления Правительства  РФ «О неотложных мерах по  социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей» от 20 июня 1992 г. № 409 (в ред.30.03.98. № 366). – М. : Омега-Л, 2004. – 56 с.

22. Семья Г. В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья. – М. : Слово, 2001. – 180 с.

23. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. д-ра ист. наук проф. Е. И. Холостовой. – М. : Юрист, 2000. – 424 с.

24. Социальная педагогика : курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.

25. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб.-метод. пособ / под ред. Г. И. Климантовой. – М. : Изд-во РГСУ, 2008. – 192 с.

26. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 02.01.2002). – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru –

27. Федеральный  закон «Об образовании в Российской  Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014). – М. : Омега-Л, 2014. – 134 с.

28. Федеральный закон «О дополнительных  гарантиях по социальной защите  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей» от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ  (ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ). – М. : Омега-Л, 2004. – 26 с.

 


Информация о работе Социальная защита детей-сирот в России