Социальная защита детей-сирот в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Распространение явления социального сиротства в России обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, а именно сложная социально-экономическая ситуация, наличие негативных явлений, таких как: безработица, распространение наркомании, алкоголизма, преступности, выезды родителей за границу, которые приводят к увеличению количества детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства и обеспечении благоприятных условий в учреждениях для детей-сирот.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ…………………………………………………….......................................7
1.1 Сущность понятий «дети-сироты», «социальная защита» в научной литературе……………………………………………………………………………7
1.2 Причины социального сиротства ……………………………………………..14
1.3 Социальная защита детей-сирот в современной России..…………………...19

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….......25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

Чугунова 2.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Решение проблемы сиротства берет на себя государство, которое рассматривает стабилизацию социальных и экономических процессов в обществе, социальную поддержку семьи, материнства и детства. К этой проблеме должна быть привлечена вся общественность, которая способна создать комфортные условия для жизни в обществе детям-сиротам [11, c. 12].

Духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства [7. c, 40].

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них – сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков [4, c. 17].

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50 % несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30 % детей, имеющих психические отклонения, росли без отца. Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30 % от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства. К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства [2, c. 76].

Таким образом, проанализировав научную литературу, можем отметить, что причинами социального сиротства являются: добровольный отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребенка; лишение родительских прав; падение нравственных устоев; кризис института семьи; низкая зарплата и безработица; рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний и др.

 

 

1.3 Социальная защита детей-сирот в современной России

 

Социальная защита детей-сирот в России осуществляется на государственном, региональном и муниципальном уровнях. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [28], в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии, а именно:

1. При получении образования государство полностью или частично оплачивает расходы по содержанию детей-сирот в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» [27] предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 % по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении.

2. В сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, главной задачей государства является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан.

3. Детям-сиротам предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

4. Государство обеспечивает детей-сирот жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам интернатных учреждений.

Дети-сироты, которые имеют закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. А также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм [28].

Рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую запрашивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье или государственных учреждениях, а также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссии по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних [25, c. 44].

Наличие закрепленной жилой площади у выпускников интернатных учреждений не всегда решает жилищный вопрос, так как возврат в ранее сохраненные за ними жилые помещения не способствует их нормальной дальнейшей жизни. Зачастую происходит возврат в асоциальную обстановку, к лицам лишенных родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным. А также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям. Кроме того, пользуясь тем, что выпускники интернатных учреждений в первые годы выпуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая ими заработная плата не дает возможности оплачивать полностью расходы по содержанию жилья, криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана, злоупотребления доверием детей-сирот добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. Все это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией и совершением правонарушений. Поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы в постинтернатный период процесс адаптации детей-сирот проходил успешно [24, c. 76].

Наряду с Федеральным законом, устанавливающим дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют различные фонды для оказания помощи таким детям. Например, общественный фонд помощи детям «Содействие». В рамках работы данного фонда разработан интернет-проект «Ты спонсор!» Целью проекта является привлечение широких слоев общества к участию в реализации социально-значимых благотворительных программ и проектов, разработанных фондом в области просвещения, культуры и духовного воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также необходимо отметить, что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает разработку и реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых программ по охране и защите прав детей-сирот. И в большинстве регионов Российской Федерации такие программы существуют и работают [28].

Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль проживанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

В соответствии с действующим законодательством функции органов опеки и попечительства возложены на органы местного самоуправления. Органы опеки и попечительства имеют право проверять условия устройства, содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, могут переводить детей, жизни и здоровью (в том числе психическому) которых угрожает опасность, на другие формы устройства детей [21].

Присутствие представителя органов опеки и попечительства на судебных заседаниях является обязательным в случае, если рассматривается дело относительно ребенка или по вопросам, которые нарушают права ребенка.

Однако большинство из них не имеют достаточного финансирования для осуществления своих функций, что приводит к несоблюдению государственных гарантий по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, проанализировав научно-методическую литературу по социальной защите детства, можем отметить, что социальная поддержка детей-сирот в современной России осуществляется государством в нескольких направлениях – в сфере образования, в сфере труда и занятости, в сфере здравоохранения, в жилищной сфере. И регулируется Федеральными законами, целевыми программами по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Социальная защита детей-сирот в России