Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:27, курсовая работа
Актуальность исследования. Изменяющаяся социальная ситуация в стране актуализировала проблему конфликта и конфликтологии как одной из наиболее развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности. Однако сегодня конфликтология все более апеллирует к психологическому пониманию конфликтов, обращаясь к результатам психологического изучения конфликтов и к психологическим методам работы с ними, но как показывает практика, существует острая необходимость изучения конфликтов в воспитательном и педагогическом процессе среди подрастающего поколения.
Введение.
Актуальность исследования. Изменяющаяся социальная ситуация в стране актуализировала проблему конфликта и конфликтологии как одной из наиболее развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности. Однако сегодня конфликтология все более апеллирует к психологическому пониманию конфликтов, обращаясь к результатам психологического изучения конфликтов и к психологическим методам работы с ними, но как показывает практика, существует острая необходимость изучения конфликтов в воспитательном и педагогическом процессе среди подрастающего поколения. Психологически межличностный конфликт трудно и болезненно переживается детьми и подростками, и влекут за собой негативные последствия, а особенно для тех, которые относятся к категории трудновоспитуемых.
Проблема конфликтности трудновоспитуемых подростков обусловлена тем, что в психологии и педагогике до сего времени практически отсутствует системный подход к анализу поведения трудновоспитуемых подростков в конфликтных ситуациях и возможных путей их конструктивных разрешений.
Разработанность в литературе
проблемы конфликтности
Интерес к теоретическому
и практическому изучению конфликтов
в настоящее время объясняется
усилием конфликтности и
Цель исследования: определение видов социально - педагогической помощи трудновоспитуемым в конфликтных ситуациях в условиях современной системы образования.
Объект исследования: трудновоспитуемые подростки в конфликтной ситуации.
Предмет исследования: социально-педагогическая помощь трудновоспитуемых в конфликтных ситуациях.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
Работа состоит из введения, трех пунктов, заключения, списка использованной литературы.
Методы исследования:
1. Типичные группы
Вопрос подростковой трудновоспитуемости носит междисциплинарный характер, поскольку ему уделяют большое внимание достаточно много наук, таких как: социология, психиатрия, психология, педагогика, право, каждая из которых имеет свои методологические подходы к ее определению, изучению, свою терминологию и свое понимание механизмов образования трудновоспитуемости в подростковом возрасте. Наряду с понятием “трудновоспитуемость” в педагогической и психологической литературе используются такие термины, как “трудность” подростка или “нарушение поведения” подростка, а так же “девиантность”, “делинквентность” или “педагогическая запущенность” подростка. Зачастую эти понятия путаются, дублируют друг друга и переплетаются так, что практически теряют тот смысл, который должны в себе нести. При этом одни авторы не усматривают в приведенных понятиях никакой разницы, другие же вкладывают в них различный смысл. Изложенное диктует необходимость проанализировать сущность понятия “трудновоспитуемый подросток”.
Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины – делинквентность и девиантность. Причем девиантное поведение явление социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья (4,78), а делинквентное поведение предполагает цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, уголовно наказуемых преступлений, но отличающихся от тяжких криминальных действий.(4,80)
Понятие “трудные подростки”, имело широкое распространение в довоенное время, причем возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. Далее на какое-то время это понятие исчезло, а в 50-ых , 60-ых годах появилось вновь.
Сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности его использования, поскольку нередко оно ассоциируется с оскорбительной этикой и приклеиванием ярлыков на подростка, да и очень часто приходиться сталкиваться с неясностью в вопросе все ли подростки трудные, и почему по отношению к одному подросток “трудный”, а по отношению к другому - нет? И все же, несмотря на подобные замечания, в настоящее время термин “трудный подросток” прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии.
Одним из авторов, описавшим
феномен детской трудновоспитуе
Невский И.А. дает другое определение трудновоспитуемого подростка, а именно: трудновоспитуемый подросток– это “ трудный подросток, оказывающий активное сопротивление всяким попыткам педагогического влияния на него” (12,36). Данное определение указывает не просто на тесную связь таких понятий, как трудновоспитуемость и “трудность” подростка, а определяет одно через другое, т. е. трудновоспитуемый подросток всегда является “трудным”. В соответствии с этим необходимо вникнуть в сущность и определить границы понятия “трудный” подросток для дальнейшего перехода к подростковой трудновоспитуемости и механизму ее образования в подростковом возрасте, а так же ее классификации.
Беличев С.А. под трудновоспитуемостью подразумевает сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
В первую очередь остановимся на тех предпосылках трудновоспитуемости, которые представляют кризисные явления психофизиологического развития подростка.
Психологи отмечают, что в процессе онтогенетического развития ребенок переживает определенные кризисные периоды, характеризующиеся качественно новыми скачками в развитии его психики и организма, приводящими к формированию определенных психологических новообразований.
Скачкообразное, резкое появление качественно новых свойств психики ребенка, в свою очередь, требует от взрослых, родителей и учителей как перестройки характера отношений, общения с ребенком, так и изменений системы воспитательных мер и воздействий. Так, Л.С. Выготский выделяет кризисы новорождения, одного года, трех, семи, тринадцати лет. Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее трудным как для самих ребят, так и для тех, кто непосредственно занимается их воспитанием (родителей, учителей) является кризис подросткового переходного возраста. В этот период перехода от детскости к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими. Поэтому далеко не случайно, что подростковый возраст является объектом пристального внимания отечественной возрастной и педагогической психологии.
Проблема качества воспитательной ситуации одна из ключевых в процессе формирования трудновоспитуемости, поскольку расстройство средовой адаптации, проявляющееся трудновоспитуемостью, возникает только при непосредственном взаимодействии подростка со средой воспитания, окружающей его.
На фоне выше представленных определений и особенностей “трудного” подростка вполне ясно вырисовывается его личностный психологический портрет. Чаще всего это ученик с подорванной верой в свои силы и способности, болезненно реагирующий на всякую ситуацию, в которой может проявиться его несостоятельность. Это чаще всего не воспитанный молодой человек, который постоянно конфликтует с окружающими, с истрепанными нервами, а иногда и с ущербной психикой. Положение “трудного” во многом осложняется еще и особенностями подросткового периода развития. Эти особенности и их проявления у “трудных” приобретают искаженный, утрированный характер. Усиливается возбудимость, аффективность и конфликтность; резко обостряется чувство собственного достоинства, самолюбия; критическое отношение к окружающим перерастает в критицизм, низвергающий и разрушающий все авторитеты. Поведение становится не просто броским, а вызывающим. В этот момент “трудный” становится не просто трудным, а “трудновоспитуемым”, оказывающим активное сопротивление всяким попыткам со стороны семейных и школьных воспитателей влияния на него.
Само слово
А.С. Макаренко так оценил состояние трудновоспитуемости у “трудных” подростков: “Дефективность сознания – это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений – одним словом, это прежде всего испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества” (11,392).
Подобно тому, как трудновоспитуемые подростки объединяются в группы, педагоги и психологи на страницах своих работ делят их на различные виды, типы и классы.
Однако в тоже время отсутствие четкого разграничения понятий, касающихся трудновоспитуемых подростков, терминологическая путаница затрудняли и затрудняют создание единой систематизации до сих пор.
По этим причинам на сегодняшний момент существуют различные подходы к классификациям трудновоспитуемых подростков.
Сикорский трудных и самых трудных в воспитательном отношении подростков различал только по степени.
По своему нервно-психическому состоянию трудные дети, по его мнению, могут быть разделены на 5 типов.
Информация о работе Социально педагогическая работа школьников