Социально педагогическая работа школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изменяющаяся социальная ситуация в стране актуализировала проблему конфликта и конфликтологии как одной из наиболее развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности. Однако сегодня конфликтология все более апеллирует к психологическому пониманию конфликтов, обращаясь к результатам психологического изучения конфликтов и к психологическим методам работы с ними, но как показывает практика, существует острая необходимость изучения конфликтов в воспитательном и педагогическом процессе среди подрастающего поколения.

Файлы: 1 файл

Полная.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)


Введение.

 

Актуальность  исследования. Изменяющаяся социальная ситуация в стране актуализировала проблему конфликта и конфликтологии как одной из наиболее развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности. Однако сегодня конфликтология все более апеллирует к психологическому пониманию конфликтов, обращаясь к результатам психологического изучения конфликтов и к психологическим методам работы с ними, но как показывает практика, существует острая необходимость изучения конфликтов в воспитательном и педагогическом процессе среди подрастающего поколения. Психологически межличностный конфликт трудно и болезненно переживается детьми и подростками, и влекут за собой негативные последствия, а особенно для тех, которые относятся к категории трудновоспитуемых.

Проблема конфликтности трудновоспитуемых подростков обусловлена тем, что в психологии и педагогике до сего времени практически отсутствует системный подход к анализу поведения трудновоспитуемых подростков в конфликтных ситуациях и возможных путей их конструктивных разрешений.

Разработанность в литературе проблемы конфликтности трудновоспитуемых  подростков очень незначительна, что  может  быть связанно с ее междисциплинарным  положением в системе наук. Вопросами  конфликтологии в отечественной психологии занимались такие авторы, как  Гришина Н.В., Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Петровская Л.А. и другие, проблеме трудновоспитуемых подростков в своих работах уделяли  внимание следующие авторы: Алмазов Б.Н., Ковалев В.В., Личко А.Е., Макаренко А.С., Невский И.А. и другие.

Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется  усилием конфликтности и напряженности  в различных сферах общественной жизни, особенно в  среде трудновоспитуемых  подростков. На сегодняшний момент возникло определенное противоречие между запросами практики по конструктивному разрешению конфликтов в подростковой среде и  теоретическими и практическими наработками психологии и педагогики по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами в среде трудновоспитуемых подростков.

Цель исследования: определение видов социально - педагогической помощи трудновоспитуемым в конфликтных ситуациях в условиях современной системы образования.

Объект исследования: трудновоспитуемые подростки в конфликтной ситуации.

Предмет исследования: социально-педагогическая помощь трудновоспитуемых в конфликтных ситуациях.

В соответствии с целью  исследования решались следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить основные походы к исследованию проблемы поведения трудновоспитуемых подростков в конфликтных ситуациях в современных условиях образования.
  3. Изучить явление подростковой трудновоспитуемости и выделить основные группы трудновоспитуемых подростков.
  4. Уточнить и конкретизировать понятия трудновоспитуемых подростков и его составляющие.
  5. Описать типичные конфликтные ситуации и проявления трудновоспитуемых подростков в них.
  6. Изучить сущность и особенности проявления социально-педагогической помощи трудновоспитуемым подросткам.

Работа состоит из введения, трех пунктов, заключения, списка использованной литературы.

Методы исследования:

  1. Теоретический – анализ методической, специальной литературы; материалов периодической печати; теоретического обобщения.
  2. Эмпирические – педагогическое наблюдение; а так же личный опыт работы с трудновоспитуемыми подростками.

 

1. Типичные группы трудновоспитуемых  подростков, нуждающихся в социально  - педагогической помощи

Вопрос подростковой трудновоспитуемости носит междисциплинарный характер, поскольку ему уделяют большое внимание достаточно много наук, таких как: социология, психиатрия, психология, педагогика, право, каждая из которых имеет свои методологические подходы к ее определению, изучению, свою терминологию и свое понимание механизмов образования трудновоспитуемости в подростковом возрасте. Наряду с понятием “трудновоспитуемость” в педагогической и психологической литературе используются такие термины, как “трудность” подростка или “нарушение поведения” подростка, а так же “девиантность”, “делинквентность” или “педагогическая запущенность” подростка. Зачастую эти понятия путаются, дублируют друг друга и переплетаются так, что практически теряют тот смысл, который должны в себе нести. При этом одни авторы не усматривают в приведенных понятиях никакой разницы, другие же вкладывают в них различный смысл. Изложенное диктует необходимость проанализировать сущность понятия “трудновоспитуемый подросток”.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины – делинквентность  и девиантность. Причем девиантное поведение явление социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья (4,78), а делинквентное поведение предполагает цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, уголовно наказуемых преступлений, но отличающихся от тяжких криминальных действий.(4,80)

Понятие “трудные подростки”, имело широкое распространение в довоенное время, причем возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. Далее на какое-то время это понятие исчезло, а в 50-ых , 60-ых годах появилось вновь.

Сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности его использования, поскольку нередко оно ассоциируется с оскорбительной этикой и приклеиванием ярлыков на подростка, да и очень часто приходиться сталкиваться с неясностью в вопросе все ли подростки трудные, и почему по отношению к одному подросток “трудный”, а по отношению к другому - нет? И все же, несмотря на подобные замечания, в настоящее время термин “трудный подросток” прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии.

Одним из авторов, описавшим  феномен детской трудновоспитуемости является Сорока-Росинский, который под трудновоспитуемыми понимал  ту категорию детей и подростков, “которые по своему поведению не могут оставаться в школах и детских домах нормального типа и требуют помещения в особые учреждения со специально для них приноровленным режимом”.(17,67) Данное определение можно назвать узким, не раскрывающим понятие трудновоспитуемости, поскольку оно порождает множество вопросов: какое поведение подростка дает право помещать его в особое учреждение, и что собой представляет приноровленный режим?

Невский И.А. дает другое определение трудновоспитуемого подростка, а именно: трудновоспитуемый подросток– это “ трудный подросток, оказывающий  активное сопротивление всяким попыткам педагогического влияния на него” (12,36). Данное определение указывает не просто на тесную связь таких понятий, как трудновоспитуемость и “трудность” подростка, а определяет одно через другое, т. е. трудновоспитуемый подросток всегда является “трудным”. В соответствии с этим необходимо вникнуть в сущность и определить границы понятия “трудный” подросток для дальнейшего перехода к подростковой трудновоспитуемости и механизму ее образования в подростковом возрасте, а так же ее классификации.

Беличев С.А. под трудновоспитуемостью подразумевает сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

В первую очередь остановимся на тех предпосылках трудновоспитуемости, которые представляют кризисные явления психофизиологического развития подростка.

Психологи отмечают, что  в процессе онтогенетического развития ребенок переживает определенные кризисные  периоды, характеризующиеся качественно новыми скачками в развитии его психики и организма, приводящими к формированию определенных психологических новообразований.

Скачкообразное, резкое появление качественно новых  свойств психики ребенка, в свою очередь, требует от взрослых, родителей и учителей как перестройки характера отношений, общения с ребенком, так и изменений системы воспитательных мер и воздействий. Так, Л.С. Выготский выделяет кризисы новорождения, одного года, трех, семи, тринадцати лет. Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее трудным как для самих ребят, так и для тех, кто непосредственно занимается их воспитанием (родителей, учителей) является кризис подросткового переходного возраста. В этот период перехода от детскости к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими. Поэтому далеко не случайно, что подростковый возраст является объектом пристального внимания отечественной возрастной и педагогической психологии.

Проблема качества воспитательной ситуации одна из ключевых в процессе формирования трудновоспитуемости, поскольку  расстройство средовой адаптации, проявляющееся  трудновоспитуемостью, возникает только при непосредственном  взаимодействии подростка со средой воспитания, окружающей его.

На фоне выше представленных определений и особенностей “трудного” подростка вполне ясно вырисовывается его личностный психологический  портрет. Чаще всего это ученик с  подорванной верой в свои силы и способности, болезненно реагирующий на всякую ситуацию, в которой может проявиться его несостоятельность. Это чаще всего не воспитанный молодой человек, который постоянно конфликтует с окружающими, с истрепанными нервами, а иногда и с ущербной психикой. Положение “трудного” во многом осложняется еще и особенностями подросткового периода развития. Эти особенности и их проявления у “трудных” приобретают искаженный, утрированный характер. Усиливается возбудимость, аффективность и конфликтность; резко обостряется чувство собственного достоинства, самолюбия; критическое отношение к окружающим перерастает в критицизм, низвергающий и разрушающий все авторитеты. Поведение становится не просто броским, а вызывающим. В этот момент “трудный” становится не просто трудным, а “трудновоспитуемым”, оказывающим активное сопротивление всяким попыткам со стороны семейных и школьных воспитателей влияния на него.

Само слово трудновоспитуемость  указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его  неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый подросток – это прежде всего, тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций.

А.С. Макаренко так  оценил  состояние трудновоспитуемости  у “трудных” подростков: “Дефективность сознания – это, конечно, не техническая  дефективность личности, это дефективность  каких-то социальных явлений, социальных отношений – одним словом, это прежде всего испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества” (11,392).

Подобно тому, как трудновоспитуемые  подростки объединяются в группы, педагоги и психологи на страницах своих работ делят их на различные виды, типы и классы.

Однако в тоже время  отсутствие четкого разграничения  понятий, касающихся трудновоспитуемых  подростков, терминологическая путаница затрудняли и затрудняют создание единой систематизации до сих пор.

По этим причинам на сегодняшний  момент существуют различные подходы  к классификациям трудновоспитуемых  подростков.

Сикорский трудных и  самых трудных в воспитательном отношении подростков различал только по степени.

По своему нервно-психическому состоянию трудные дети, по его мнению, могут быть разделены на 5 типов.

  1. Дети с легковозбудимым нервно-психическим строем. Они обладают неодинаковыми умственными способностями, большею частью они довольно хорошо одарены, но мало выносливы для продолжительной или напряженной умственной работы. Главнейшую отличительную черту их составляет нравственная неустойчивость: добро легко сменяется у них злом, они способны на самые дурные и возмутительные поступки и в общем кажутся совершенно испорченными детьми
  2. Подростки, у которых нарушено нормальное отношение между ростом тела и психическим развитием.. Они подразделяются на две группы. У одних довольно быстро идет рост тела рядом с медленным умственным развитием, у других - наоборот: умственное развитие идет успешно, но рост тела на два, на три и более года приостанавливается или, по крайней мере, идет несоразмерно медленно и тупо. Одних можно поэтому назвать великорослыми, других малорослыми. Оба типа отличаются неустойчивой нравственностью.
  3. Подростки с возвышенным самочувствием. Умственное развитие совершается не у всех детей с постепенностью, шаг за шагом: у иных оно идет скачками, делая более или менее значительные приостановки. Если такая приостановка предшествует наступлению половой зрелости, если затем умственное и физическое развитие пойдет быстро, то это большею частью нарушает нравственную устойчивость юноши, вызывая в нем чрезмерную умеренность в своих силах, самонадеянность, наклонность к неразборчивой деятельности, иногда дух своеволия и противоречия. В обществе своих сотоварищей эти юноши обнаруживают властолюбие и легко подчиняют своему влиянию слабейших
  4. Подвижно-беспокойные. Характеристической чертой их служит беспокойная деятельность, которая часто отличает бесцельностью, нелепым, ребяческим характером и выходит за пределы обычных терпимых детских шалостей. Эти дети отличаются большою рассеянностью и малоуспешностью, при душевных волнениях часто плачут, совершают массу, большею частью, мелких проступков и своим поведением крайне утомляют воспитателя и раздражают товарищей. Уже одно это обстоятельство способно внушить мысль, что в основании беспокойного поведения этих детей, лежат скорее физиологические причины, чем нравственные.
  5. Дети с весьма упорными, вероятно, прирожденными, неправильностями характера. Со стороны физической эти дети характеризуются весьма часто наблюдаемыми у них признаками деградации, - с психической стороны они отличаются наклонностью к дерзкой, наглой лжи, обману, цинизму, упорству, жестокости, эгоизму. Они весьма мало склонны к раскаянию, и наконец - что весьма характерно - им одним свойственна способность внезапного и неожиданного проявления зла в такой сложной и зрелой форме, что можно бы подумать о глубоком развращении и долгой практике порока.

Информация о работе Социально педагогическая работа школьников