Социально педагогическая работа школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изменяющаяся социальная ситуация в стране актуализировала проблему конфликта и конфликтологии как одной из наиболее развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности. Однако сегодня конфликтология все более апеллирует к психологическому пониманию конфликтов, обращаясь к результатам психологического изучения конфликтов и к психологическим методам работы с ними, но как показывает практика, существует острая необходимость изучения конфликтов в воспитательном и педагогическом процессе среди подрастающего поколения.

Файлы: 1 файл

Полная.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Девиантное  поведение- это социально-психологическое явление, которое обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. (4,78)

Делинквентное поведение – это цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений,  уголовно наказуемых преступлений, но отличающихся от тяжких криминальных действий.(4,80)

Трудновоспитуемый подросток– это трудный подросток с отклоняющимся поведением, оказывающий активное сопротивление всяким попыткам педагогического влияния на него. (12,36). Трудновоспитуемый подросток – это прежде всего, тот, кто оказывает пассивное или активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций.

Изучив большое количество имеющихся  в отечественной литературе классификаций трудновоспитуемых подростков, в качестве наиболее оптимальной была принята классификация И.А. Невского, которую потом добавила и дополнила С.Я.:

  1. Трудновоспитуемые подростки с педагогической запущенностью – это подростки с примитивными суждениями, поверхностностью, с ослабленными процессами запоминания и внимания. Таких подростков отличает антисоциальное поведение.
  2. Трудновоспитуемые подростки  с социальной запущенностью – это группа характеризуется аффективными нарушениями, т.е. они раздражительны, гневливы, в аффекте злобны, часто замечаются истероидные формы поведения.
  3. Подростки с крайней социальной запущенностью – подростки развязные, неуживчивые, конфликтные, их мышление инертно, бедные ассоциации, трудности в общении со сверстниками (12,67).

Более подробно была рассмотрена  категория трудновоспитуемых подростков с крайней социальной запущенностью, где основной акцент был сделан на их конфликтность во взаимоотношениях с окружающими.

Конфликт (от лат.conflictus – столкновение) – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов не почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острым эмоциональным переживанием (2,14).

Учитывая, что трудновоспитуемость, социальная дезадаптация в ряде случаев определяются причинами не только психолого-педагогического, но и медицинского характера, связанными с нервно-психическими заболеваниями и патологиями, требуется также и обращение к детским, подростковым психотерапевтам и психиатрам. В подобных случаях социальная реабилитация детей и подростков с отклоняющимся поведением предполагает согласованные лечебно-воспитательные коррекционные программы. Однако следует отметить, что при всей важности и необходимости медико-психологической помощи, решающее значение для превентивной практики все-таки представляют социально-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений подростка, ребенка.

 

Список литературы.

 

  1. Алмазов Б.Н. Психологическая и средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск: изд. Уральского института,1986. - 150 с.
  2. Вроно А.С. Трудновоспитуемые дети. – М.: изд. Просвещение,1985 - с.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта СПб: изд. «Питер», 2000.- 464 с.
  4. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.- 183 с.
  5. Ковалев В.В. Девиантное поведение подростков. М.: изд. Акадкемия,1989.- 178 с.
  6. Кондрашенко Социально-психологические и психиатрические аспекты трудновоспитуемости. – М., 1986 – 224 с.
  7. Макаренко А.С. Собрание сочинений в пяти томах (том 2). – М.: изд. «Правда»,1987.- 542 с.
  8. Невский И.А. Трудный успех: без «трудных» работать можно. – М.: изд. Просвещение, 1981. – 235 с.
  9. Дорохова А.В. Учебный курс для подростков как средство формирования конфликтной компетентности // Журнал практического психолога. – 1999. - №2
  10. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1995 – №1
  11. С.И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. Психогимнастика в тренинге. СПб. 1993 

Информация о работе Социально педагогическая работа школьников