Социально педагогическая работа школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изменяющаяся социальная ситуация в стране актуализировала проблему конфликта и конфликтологии как одной из наиболее развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности. Однако сегодня конфликтология все более апеллирует к психологическому пониманию конфликтов, обращаясь к результатам психологического изучения конфликтов и к психологическим методам работы с ними, но как показывает практика, существует острая необходимость изучения конфликтов в воспитательном и педагогическом процессе среди подрастающего поколения.

Файлы: 1 файл

Полная.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Основываясь на классификации И.А. Невского, которую потом добавила и дополнила С.Я. Беличева в качестве наиболее оптимальной следует принять следующую классификацию:

  1. Группа трудновоспитуемые подростки с педагогической запущенностью – это подростки с примитивными суждениями, поверхностностью, с ослабленными процессами запоминания и внимания. Таких подростков отличает антисоциальное поведение.
  2. Трудновоспитуемые подростки  с социальной запущенностью – это группа характеризуется аффективными нарушениями, т.е. они раздражительны, гневливы, в аффекте злобны, часто замечаются истероидные формы поведения.
  3. Подростки с крайней социальной запущенностью – подростки развязные, неуживчивые, конфликтные, их мышление инертно, бедные ассоциации, трудности в общении со сверстниками (12,67).

Представленный анализ различных подходов к понятию подростковой трудновоспитуемости позволяет говорить о существовании в литературе многообразии терминов и определений, связанных с данной проблемой, что не должно вводить исследователей в заблуждение, поскольку при общей схожести каждое из них имеет свою тонкость и специфику.

Подростковую “трудность”  и трудновоспитуемость можно  рассматривать как две ступени  процесса некоторого превращения нормального  подростка в подростка дисгармоничного, подростка с ущербной психикой, подростка, противопоставляющего себя целому обществу. Причем даже интуитивно видно, что эти ступени занимают среднее, промежуточное местоположение, а для нахождения первых ростков и возможной перспективы их развития, прежде всего, необходимо изучить как мотивационные факторы возникновения трудновоспитуемости так и те поступки, которые совершают такие подростки, зная, что они противоречат  требованиям и ожиданиям окружающих.

 

2. Характерные причины конфликтности трудновоспитуемых, нуждающихся в социально-педагогической помощи

Наиболее типичным проявлением  трудновоспитуемых подростков с  крайней социальной запущенностью  в среде является конфликтность.

Конфликт (от лат.conflictus –  столкновение) – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов не почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острым эмоциональным переживанием (2,14).

Если взаимодействие реализуется по известным схемам и с автоматизированным привлечением имеющегося ресурса, его не фиксируют как конфликтный аспект, он просто не нуждается во внимании, так как он разрешается сам собой.

Если же для реализации взаимодействия необходимы какие –  либо формы и /или имеющийся ресурс не удовлетворяет требованиям данного  взаимодействия – фиксируется конфликт. Оно просто представлено своей трудной, требующей внимания и особых энергетических затрат стороной. Иными словами, вопрос о появлении феномена конфликта связан не только со спецификой взаимных действий, но и с их интенсивностью. Существует такая граница в столкновении, когда взаимодействие становится «видимым» и требует на себе специального сосредоточения. Эту видимую часть интенсивного взаимодействия обычно и называют конфликтом

Трудновоспитуемые подростки  с крайней социальной запущенностью сталкиваются с  конфликтами очень часто, наталкиваясь на окружающую среду повсеместно, но их проблема заключается в незнании форм поведения и неумении привлекать дополнительные ресурсы для необходимого взаимодействия.

Каждый конфликт обусловлен существованием конфликтующих сторон. В межличностном общении это те персоны, чьи интересы, будучи противоречивыми, при необходимости взаимодействия, реализуются через столкновение. Наличие  объекта и конфликтующих сторон является основой для существования конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация возникает  и формируется либо как субъективная действительность одной из сторон конфликта, либо как объективация взаимодействия участником (как бы со стороны) или  внешней инстанцией, т. е. всякий раз  это чье-то видение, интерпретация взаимодействия через аспект столкновения действий. Дальнейшее развитие события в конструктивном или деструктивном направлениях прямо зависит от двух факторов:

От уровня значимости существа конфликта, т.е.  представленного  в нем противоречия в иерархической системе личностных ценностей.

От уровня развития психотехнических способностей подростка к разрешению конфликта.(5, 65)

Всякий конфликт предопределяет необходимость перемен, изменений, а значит творчество. В процессе продуктивного конфликта, попав в нестандартную ситуацию, личность импровизирует, применяя конструктивные методы продуктивного взаимодействия. Но, для той категории подростков, которую мы рассматриваем, а именно трудновоспитуемых подростков, чаще всего конфликт носит деструктивный (разрушающий) характер.

В педагогической и психологической  литературе встречаются различные  классификации конфликтных ситуаций. Наиболее значимыми основаниями  могут быть: степень проявления конфликта, сам процесс конфликта, причины  возникновения конфликта, последствия конфликта, степень его напряженности.

Опираясь на данную классификацию, следует отметить, что трудновоспитуемые  подростки с крайней социальной запущенностью сталкиваются с межличностными конфликтами очень часто. Повсеместно  наталкиваясь на непонимание и несовместимость с окружающей средой, они в силу своего возраста и неблагополучия основные трудности   испытывают в конфликтных ситуациях семейно-бытового, эмоционально-неврогенного и психолого-педагогического типа, которые по своим  результатам являются деструктивными и приносящими вред как самим подросткам, так и их оппонентам.

Ситуации семейно-бытовых  конфликтов  хорошо знакомы трудновоспитуемым  подросткам любого типа. Это связано  с тем, что в  своем большинстве  трудновоспитуемые подростки, особенно категории  социально запущенных, «выходцы» из неблагополучных семей, а неблагополучная семья – прямой источник родительской некомпетентности в вопросах воспитания и конфликтности.

Неблагополучная семья  – это семья, в которой царит  неблагополучный психологический микроклимат и преобладают неблагоприятные условия воспитания.(12, 67)

Не преувеличив, можно сказать, что решающее влияние на психическое  развитие подростка, его поведение, отношения, общение с окружающими  оказывает не внешнее благополучие или неблагополучие в семье, а то, что за ними кроется – психологический микроклимат семьи. Там, где отношения строятся на взаимной любви, доверии, искренней привязанности, дружбе между родителями, родителями и детьми, дети растут спокойными, живыми, гармонично развиваются, достаточно безболезненно переживая все возрастные особенности. Там, где этого нет, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, жестокими  замкнутыми, даже не смотря на внешнюю тишину  порядок в семье. Поэтому с уверенностью можно сказать: дисгармоничного подростка выращивает дисгармоничная семья.

Психологический микроклимат семьи  или психологический комфорт  в семье зависит от множества  факторов,  в частности и от свободного времени родителей, и  от уровня их образования, и от семейного дохода. Однако, встретить гармоничное соединение всех указанных условий в одной семье в наше время достаточная редкость. Одни взрослые жалеют на детей денег, другие – свободного времени, что встречается гораздо чаще, третьи – не желают разделять с детьми радость и горе, чаще всего родители не хотят учиться понимать психологию своего ребенка.

Семьи, где родители не  желают преодолеть недостатки своего характера во имя  благополучия семьи.

Осознанное нежелание супругов (одного супруга) терпеть присутствие другого как конкретного человека с его жизненными установками, уровнем культуры и манерой поведения (6,86).

В любом случае, не смотря на природу  семейных конфликтов, конфликтные семьи  имеют одну важную особенность –  конфронтация интересов взрослых заметна ребенку, отрицательные эмоции постоянно «врываются» в психологический климат семьи.

Таким образом, совершенно естественной и универсальной реакцией любого человека на возникшие противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию, конфликт является стремление преодолеть эту дисгармонию. «Нормальный» подросток наделен стремлением к преодолению противоречий, возникающих как в его внутреннем мире, так и а пространстве его жизненной ситуации, включающей мир отношений со значимыми для него другими людьми.

Трудновоспитуемые подростки так  же стремятся преодолевать трудные  конфликтные ситуации, но делают это  они с помощью ухода от ситуации, с помощью подавления или агрессивной  борьбы, способ диалога практически  не используют.

Уход в ситуации конфликта  может иметь сознательный или  бессознательный характер. «Защитный» уход от конфликта часто протекает  в форме «внутренней работы»  по переориентации проблем, в результате чего она перестает восприниматься как конфликт, требующий решения. И хотя уход от конфликта, осуществляемый в результате пересмотра ситуации, может иметь и конструктивный характер, в целом он расценивается как неконструктивная форма реагирования на конфликты.

«Борьба» с самим  собой или другим человеком является попыткой решить межличностное противоречие с помощью подавления одной из сторон конфликта другой.

Конструктивным решением конфликта является решение типа «диалога» или сотрудничества. Это  понятие рассматривается как  наиболее релевантное для описания той или иной внешней или внутренней  «работы», которая является одной из форм преодоления противоречия, лежащего в основе конфликта человека с другими людьми.(22,12)

Но данные проведенной  диагностики обследуемой группы трудновоспитуемых подростков  показывают, что они вообще не пользуются данной стратегией поведения в ситуации межличностного конфликта.(См. приложение 7) Это может указывать на его незнание и отсутствие подобного примера и опыта.

Поэтому в данной ситуации необходимо особое педагогическое средство, с одной стороны, отвечающее потребностям и интересам подростка к самому себе и окружающим как к личности, к своим отношениям; а с другой – способное изменить данную ситуацию. В качестве такого средства мы предлагаем экспериментальную серию тренинговых занятий на тему «Формирование конструктивного поведения в конфликте», во многом расходящуюся с традиционной формой урока и его атрибутами.

В этом контексте основная задача социального педагога - помочь трудному подростку расширить круг возможных поведенческих проявлений в конфликте, создать те самые благоприятные условия, в которых трудновоспитуемый подросток будет иметь возможность обучаться возможным стилям поведения в конфликте, иными словами, обрести конфликтную компетентность. В связи с этим вторая глава данной работы посвящена разработке и экспериментальной проверке программы тренинговых занятий для трудновоспитуемых подростков как средство формирования у них конструктивного поведения в конфликте.

 

3. Сущность и особенности  проявления социально-педагогической  помощи трудновоспитуемым подросткам

Трудновоспитуемость, характеризующаяся  социальными отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией  социальных связей и отчуждением  подростков от основных институтов социализации и прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться прежде всего с учетом индивидуально-психологических свойств  подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных  условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй, и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.

Одним из важнейших принципов  является опора на положительные  качества подростка. Для воспитателя  недопустимо категорическое осуждение  «трудного», высказывание окончательных мрачных прогнозов типа «из такого-то все равно толку не будет» или «он законченный преступник», «он все равно кончит в тюрьме» и т.д. Умение видеть положительное в поведении «трудного», умение опираться и развивать это хорошее - важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

Информация о работе Социально педагогическая работа школьников