Социальное воспитание младших школьников в летнем оздоровительном лагере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:45, реферат

Описание работы

В конвенции о правах ребёнка записано: «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». Если мы хотим, чтобы наши дети были культурными, трудолюбивыми, вежливыми, здоровыми, честными и заботливыми, то именно мы должны создать нравственно благополучные условия в учреждениях дополнительного образования, каким и является детский оздоровительный лагерь. [1, с.3-4]

Содержание работы

Введение
2
Лагерь. Структура лагерной смены.
3
Что такое воспитание?
4
Что может детский коллектив?
5
Игра — ведущая форма сплочения детского коллектива.
6
Нравственное воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря.
7
Трудовая жизнь коллектива как одна из важнейших предпосылок формирования воспитательного влияния коллектива на личность.

8
Эстетическое воспитание младших школьников в детском оздоровительном лагере.

8
Воспитание экологической культуры младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря.

10
Физическое воспитание детей в оздоровительном лагере.
11
Заключение.
12
Использованная литература
13

Файлы: 1 файл

Социальное воспитание.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

      «Социальное воспитание младших  школьников в летнем оздоровительном  лагере». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание. 

Введение 2
Лагерь. Структура лагерной смены. 3
Что такое  воспитание? 4
Что может  детский коллектив? 5
Игра  — ведущая форма сплочения детского коллектива. 6
Нравственное  воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря. 7
Трудовая  жизнь коллектива как одна из важнейших  предпосылок формирования воспитательного  влияния коллектива на личность.  
8
Эстетическое  воспитание младших школьников в детском оздоровительном лагере.  
8
Воспитание  экологической культуры младших  школьников в условиях детского оздоровительного лагеря.  
10
Физическое  воспитание детей в оздоровительном  лагере. 11
Заключение. 12
Использованная  литература 13

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

        Каникулы составляют значительную  часть объёма свободного времени  детей, поэтому каникулы для  них — это разрядка накопившейся  за время обучения в школе  напряжённости, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворение индивидуальных интересов в различных сферах деятельности, развлечениях, играх.

      Летние  оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, где дети реализуют свои возможности и потребности. Им присущи особая организационная структура, специфическая деятельность, обусловленная интересами и потребностями детей и потребностями детей в организации их свободного времени. Воспитательная ценность работы детского оздоровительного лагеря в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности, что способствует гармоничному развитию растущего человека.

      Детский оздоровительный лагерь является внешкольным  учреждением периодического функционирования и в своей работе учитывает  специфику внешкольного воспитания, опираясь на классические идеи свободного воспитания: добровольность участия детей в различных делах, свободный выбор ими занятий, организованных форм и видов деятельности и т.д. В большинстве случаев у вожатых есть возможность развить те или иные положительные качества у своих воспитанников. Прекрасный их союзник в этом — окружающая природа: она облагораживает человека, забота о ней заставляет о многом задуматься.

      В конвенции о правах ребёнка записано: «Дети должны всегда иметь право  на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». Если мы хотим, чтобы наши дети были культурными, трудолюбивыми, вежливыми, здоровыми, честными и заботливыми, то именно мы должны создать нравственно благополучные условия в учреждениях дополнительного образования, каким и является детский оздоровительный лагерь. [1, с.3-4] 
 
 
 
 
 
 

2

Лагерь. Структура лагерной смены.

      Лагерь  — это временный детский коллектив. Летний лагерь является формой организации  свободного времени детей различного возраста, пола и уровня развития, пространством, созданным для оздоровления и  развития творчества ребёнка. Задача летнего оздоровительного лагеря — помочь детям разного уровня воспитания и развития обрести более глубокое понимание самого себя и своих взаимоотношений с окружающими. Основополагающий принцип деятельности — воспитание через вовлечение детей в программу, через погружение в мир творчества. Исходя из этого выбирается стиль работы педагогического коллектива. Особенность летнего лагеря в том, что на первый план выходят сотрудничество, сотворчество, соуправление.

      Организация деятельности детей в лагере предполагает знание интересов и возможностей ребят, их включение в соответствующую предметно-практическую деятельность. Ориентация на формирование целостного мира человека позволяет создать программу, интегрирующую культурно-образовательную, досуговую и спортивную  деятельность детского лагеря.      [1, с. 8]

      Вся жизнь лагеря основывается на организации  лагерной смены. Лагерная смена —  это сложная структура. Смена  должна быть эмоциональной, насыщенной, разноплановой и иметь общую идею, основанную на сюжетно-ролевой игре. Важно организовать правильное эмоциональное развитие смены, для этого необходимо знать направленность каждого периода смены, для этого необходимо знать направленность каждого периода смены. Несмотря на разнообразие детских летних оздоровительных объединений, в содержании их работы есть общие направления, формы и методы. Они зависят от лагеря, возрастных, психологических особенностей детей, уровня подготовленности педагогического коллектива, логики развития лагерной смены, использования форм, видов и средств деятельности по организации процесса воспитания в условиях детского лагеря.

      Традиционно в структуре смены выделяют три  периода: организационный (оргпериод  — вводный), основной и итоговый (заключительный), каждый из которых позволяет решать комплекс задач воспитательной и оздоровительной работы в жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря. [1, с. 10-11]

      Организационный период — это первые 3-5 дней смены  — время адаптации детей и  взрослых к новым условиям жизни, освоение территории и знакомство с окружением, ввод в игру, осуществляется первоначальное сплочение коллектива. Это чрезвычайно насыщенный, сложный и ответственный период в жизни временного детского коллектива и всего лагеря, период, когда идёт процесс знакомства ребёнка с новым окружением, с предстоящей деятельностью, с режимом дня. [1, с. 12]

      Основной  период смены — период личностной саморегуляции ребёнка. Главный  мотив этого временного отрезка  — поиск деятельности, позволяющих

3

наиболее  полно реализовать личностный творческий потенциал ребёнка.         [1, с. 32]

      Итоговый  период — это заключительный период смены (2-3 дня), период подведения итогов, проверки того, чему научились, узнали дети и что их порадовало. Детское  объединение становится более сплочённым, общие интересы выступают на первый план. [1, с. 45]

      Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность коллектива, педагогический коллектив создаёт  условия для того, чтобы как  можно положительных качеств  ребят проявлялось, активизировалось и развивалось. Необходимо создавать максимально благоприятные условия для:

  • освоения различных видов деятельности: организаторской, творческой и так далее;
  • приобретения конкретных знаний, умений и навыков;
  • формирования лидерских качеств в каждом конкретном ребёнке.

      Все эти качества становятся необходимыми как самому ребёнку, так и коллективу, в котором он развивается. Педагогический коллектив создаёт условия для  того, чтобы каждый ребёнок был  положительно оценён и принят коллективом (а впоследствии — обществом), чтобы он чувствовал себя нужным. [1, с. 51] 
 
 

Что такое воспитание?

Воспитание  есть процесс социальный в 

самом широком  смысле. Воспитывает    

всё: люди, вещи, явления, но прежде      

всего и  больше всего — люди. Из них    

на первом месте — родители и педагоги.

А. С. Макаренко

      Сегодня без преувеличения можно сказать, что педагогика — наука о воспитании человека — должна занять ведущее  место в жизни нашего общества. И не случайно о воспитании говорят  все — и педагоги, и родители, и общественность.

      Мы  все причастны к воспитанию. А  чтобы заниматься им хорошо, надо знать  о воспитании как можно больше: необходимо и знание сложной детской  психологии, и педагогических средств  воздействия, и простых и одновременно сложных жизненных истин. [2, с. 3]

      Воспитание  детей — старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; все справляются, и мы справимся. В действительности оно обманчиво, даже можно сказать — коварно. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. В самом деле, ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий. [5, с. 5]

      Н. К. Крупская в своей статье «Воспитание» писала: «...Воспитывают не только отдельные  лица, воспитывает весь семейный, весь школьный уклад.

4

Воспитывает улица, воспитывают общественные учреждения, вся окружающая обстановка, весь общественный строй. Воспитывают события. Воспитывают  не только детей, но и взрослых. Поэтому  слово «воспитание» употребляется  часто и в другом, более широком смысле слова. Говорят: «жизнь воспитала из него человека с твёрдой волей», или: «он воспитывался в крайне тяжёлых условиях», говорят: «дети улицы», «дети подземелья», «сын своего века», «дочь революции» и т.д...» [9, с. 30]

      Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живёт. По А. В. Мудрику: «Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развитий и духовно-ценностных ориентаций». [3, с. 111] 
 
 

Что может детский  коллектив?

      Социальное  воспитание в детском оздоровительном  лагере осуществляется через коллектив.

      Коллектив — это формализованная контактная группа людей, функционирующая в рамках той или иной организации. [3, с. 113]

      Воспитывая  коллектив, надо видеть в нём каждого  ребёнка с его неповторимым духовным миром, заботливо его воспитывать. Воспитание личности — это процесс, тесно связанный с воспитанием  коллектива, но в определённом смысле это особая область воспитательной работы. [7, с. 199]

      Социализация  маленького ребёнка — это чрезвычайно  важная предпосылка успешного воспитания коллектива. Чем младше дети в группе (отряде), тем тоньше, нежнее воспитательное влияние коллектива на личность. Для  младшего школьника большое значение имеет то, как он воспринимает коллектив и личность воспитателя. Без преувеличения можно сказать, что иногда одно слово, сказанное воспитателем ребёнку в ту минуту, когда его чуткое сердце доверчиво открыто людям, решает судьбу ребёнка на всю жизнь. Длительное время воспитатель имеет дело с детьми, в сознании которых ещё трудно утвердить убеждения, стойкие взгляды, идеи; их жизнь основывается ещё главным образом на представлениях, образах, чувствах, переживаниях. [6, с.42]

      Если дети осознают себя как единое целое, коллектив становится большой воспитывающей силой. Эта сила проявляется не столько в том, что коллектив осуждает и наказывает, сколько в том, что он берёт на свой счёт и хорошее и плохое, принимает на себя ответственность за предосудительные

5

поступки. [7, с. 209]

      Существенным  фактором развития и зрелости коллектива является формирование здорового общественного  мнения. Под общественным мнением  следует понимать ту преобладающую  оценку, которая дается в среде  воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Но как же формировать и развивать в коллективе здоровое мнение? Эта задача решается только в процессе и с помощью хорошо налаженной практической деятельности детей. Эта деятельность охватывает учение, общественно-политическую и культурно-массовую работу, беседы и т. д. Если все основные виды этой деятельности организуются содержательно, с активным участием всех детей, тогда последние не только переживают радость успехов, но и критически относятся к своим недочётам, стремятся к их преодолению. Однако это не происходит само по себе. Для воспитания принципиальности и здорового мнения важно подвергать коллективному обсуждению все более или менее значительные явления и события в жизни летнего оздоровительного лагеря и давать им правильную общественную оценку. [10, с. 357]

Информация о работе Социальное воспитание младших школьников в летнем оздоровительном лагере