Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:45, реферат
В конвенции о правах ребёнка записано: «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». Если мы хотим, чтобы наши дети были культурными, трудолюбивыми, вежливыми, здоровыми, честными и заботливыми, то именно мы должны создать нравственно благополучные условия в учреждениях дополнительного образования, каким и является детский оздоровительный лагерь. [1, с.3-4]
Введение
2
Лагерь. Структура лагерной смены.
3
Что такое воспитание?
4
Что может детский коллектив?
5
Игра — ведущая форма сплочения детского коллектива.
6
Нравственное воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря.
7
Трудовая жизнь коллектива как одна из важнейших предпосылок формирования воспитательного влияния коллектива на личность.
8
Эстетическое воспитание младших школьников в детском оздоровительном лагере.
8
Воспитание экологической культуры младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря.
10
Физическое воспитание детей в оздоровительном лагере.
11
Заключение.
12
Использованная литература
13
Известный
отечественный педагог Е. А. Аркин
писал: «...когда ребёнок погружается
в поток коллективной жизни, тогда
всплывают такие стороны
Игра — ведущая форма сплочения детского коллектива.
Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд кажутся ясными и не отделимыми. Всё так просто: если ребёнок здоров, он, естественно играет. Однако непосредственный опыт не всегда хороший советчик. Детская игра — один из сложнейших теоретических вопросов. Изучение игры детей даёт представление об общественной организации жизни людей, об их законах, о формах и методах воспитания.
«Игра
возникает в ходе исторического
развития общества в результате изменения
места ребёнка в системе
Игра
имеет важное значение в жизни
ребёнка, имеет то же значение, какое
у взрослого имеет
Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании
6
материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы. [9, с. 316]
В
летнем оздоровительном лагере на сплочение
коллектива проводятся следующие игры
на сплочение коллектива: «Коленочки»,
«Арам-шим-шим», «Лавочки», «Письмо», «Мигалки»,
«Скала», «Квадрат», «Круговые пересадки»,
«Рука к руке», «Собака-будка», «Одно движение»,
«Колдуны», «Комплименты», «Календарик»
и другие.
Нравственное воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря.
О решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась и ставилась в педагогике с давних времён. В своём трактате «Наставление нравов» Коменский приводит изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». [10, с. 379]
Осмысливая сущность нравственного воспитания личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин «мораль». Формирование нравственности, или нравственной воспитанности личности, педагогика связывает не только со знанием моральных норм, правил и принципов, но и с их неукоснительным соблюдением. [10, с. 380]
Нравственные
принципы и правила поведения
выступают как система
Нравственное воспитание проводится посредством бесед, различных массово-культурных мероприятий, индивидуальной работы с каждым ребёнком и т. д.
7
Трудовая жизнь коллектива как одна из важнейших предпосылок формирования воспитательного влияния коллектива на личность.
Трудовая жизнь в годы детства — это одно из важных условий формирования гармоничного человека. Речь идёт не о выполнении определённой нормы труда, а о трудовой жизни коллектива и личности. Единство интеллектуальных чувств, мировоззрения, убеждений, деятельности коллектива можно создать лишь при условии, если с детства маленький человек живёт в труде и трудом, с детства ощущает потребность в другом человеке именно для общей работы, для творчества. Чувство потребности в другом человеке, которое порождается коллективным трудом, и есть самое важное во всей трудовой жизни коллектива.
Настоящая социализация личности начинается с того, что человек относится к своим трудовым обязанностям не только как к необходимости, но и как к конкретному способу удовлетворить свои потребности в другом человеке.
Воспитание детского коллектива — это, по сути, поиски радостей труда. Радость труда ни с чем не сравнима. Её не поставишь в ряд с радостью, которую дают человеку экскурсии, спорт, игры, художественная литература, музыка. Если дети на собственном опыте не постигли радости труда, если их не увлекает прелесть коллективного созидания, все другие виды деятельности как средства формирования коллектива остаются бессильными. [6, с. 78-79]
Трудовая жизнь неразрывно связана с тем, как организован коллектив. Организационное единство, способность каждого члена коллектива подчинять и руководить, быть дисциплинированным и глубоко переживать чувство долга — корнями всего этого являются трудовые отношения. [6, c. 84]
Народная
педагогика учит: с той поры, как
ребёнок научился нести ложку
от миски ко рту, он должен работать.
Это мудрое правило мы стараемся
осуществлять в такой тонкой сфере воспитания,
как формирование гражданина, патриота.
Труд для людей, коллектива, общества,
для будущего — важнейший источник морального
сознания, моральных чувств, особенно
чувства личной чести и достоинства. [6,
с.87]
Эстетическое воспитание младших школьников в детском оздоровительном лагере.
Необходимость
эстетического образования
8
важнейших задач воспитания состоит не в том, чтобы во имя долга подавить личную свободу, искоренить враждебные наклонности и влечения, а в том, чтобы примирить одно с другим, чтобы дать правильное развитие этим наклонностям, которые, в противном случае не получивши должного направления, могут переродиться в старости и повести к самым печальным уклонениям от разумности. Нужно, чтобы человек делал добро, по возможности не насилуя своей природы; нужно, чтобы он смотрел на труд не как на печальную необходимость, а как на внутреннюю потребность, как на существенное условие жизни, как на высокое наслаждение. Степень развития можно довольно безошибочно определять по тем предметам, которые нравятся человеку, - по тому, в чём он находит себе удовольствие или наслаждение. Человеку свойственно стремление к прекрасному, но каждый понимает прекрасное по-своему, часто неверно и превратно. Задача эстетического воспитания состоит именно в том, чтобы воспользоваться этим врождённым стремлением и показать ему верную дорогу. Эстетическое образование должно приучить человека любить прекрасное и правильно понимать его; оно должно образовать и очистить вкус, показать человеку то, в чём нужно искать наслаждения, развить в нём способность наслаждаться тем, что действительно прекрасно, - тем, что может оказывать на душу благотворное, обновляющее влияние. Плодом эстетического воспитания должны быть внутренняя гармония, согласие между долгом и желанием, между рассудком и чувством, отсутствие той борьбы, которая всегда служит признаком ещё неполного развития.
В своей работе необходимо помнить, что ребёнок сначала способен воспринимать одни внешние впечатления, что на него сильнее действует то, что порождает его чувство. Эти впечатления, воспринятые сначала случайно, инстинктивно, мало-помалу получают смысл в глазах ребёнка. Оставаясь в его памяти, они начинают действовать на его понятия, будить в его душе чувства, вызывать к деятельности воображение. Чем самобытнее и безыскусственнее попытки творчества (которые часто проявляются в детских играх), чем меньше в них подражательности и стремления к эффекту, тем большую цену, тем большую цену должны они иметь в глазах воспитатель, не стесняя свободы ребёнка, не обращая его забавы в работу, должен помогать ему и дружеским советом руководить его опытами. Попытки эти дороги не столько как задатки будущего таланта, сколько потому, что они показывают в ребёнке присутствие живого природного смысла и самородного стремления к деятельности. Красоты тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть красоты простые, понятные, близкие детскому сердцу.
Нужно
прежде всего не учить искусству,
а пробудить в ребенке способность наслаждаться
изящным. [4, с. 159-162]
9
Воспитание экологической культуры младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря.
Сегодня нет необходимости объяснять важность непрерывного экологического образования и воспитания. Вполне очевидно — чем теснее общение с природой, тем этот процесс эффективнее. Загородный оздоровительный лагерь для младших школьников может стать бесценным помощником в формировании новой культуры отношения к природе.
Такие формы работы, как экскурсии, походы, экоинформации, составление азбуки поведения в природе, экологические тропы, праздники, конкурсы, турниры, лесной карнавал и т. д., позволяют «погрузить» детей в природу, дать им почувствовать себя неотъемлемой частью и пробудить в них желание жить в согласии с окружающей средой. Дети должны прийти к выводу, что природа — планета Земля; и вьюнок полевой, и птица лесная, и красавица бабочка, и даже трудяга дождевой червь — все они важны, все они нужны.
Коллективом преподавателей методобъединения естественно-научных дисциплин Челябинского педагогического колледжа № 1 были разработаны и апробированы различные игры по экологической проблематике. Одна из них «По станциям Эколандии»предназначена для детей младшего школьного возраста. Предварительная подготовка к игре может быть осуществлена с использованием материала библиотеки лагеря и с учётом местности, где расположен лагерь. Элементы оформления можно также выполнить на месте с учётом территории, где располагается лагерь и будет проводиться игра. Количество станций произвольное. Смотрители каждой станции могут сделать костюмы в соответствии с её тематикой.
Правила игры «По станциям Эколандии».
10
Примерные станции: «Загадки Лесовичка», «Зелёные друзья», «Эти забавные животные», «Мухоморная задорная», «Наш край».
Игра является одним из существенных слагаемых процесса экологического воспитания. Это не только развлечение и забава, но и особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, одно из серьёзных средств педагогического воздействия на них.
Оздоровительный
лагерь может превратиться в школу
общения с природой, заботы о её
благополучии. Для этого важно
обеспечить сочетание игры как средства
экологической культуры с другими
видами деятельности. [8, с. 13-21]
Физическое воспитание детей в оздоровительном лагере.
Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека, а также его здоровья под влиянием средовых влияний специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с осуществлением физического развития оно призвано возбуждать у школьников потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также создавать условия для повышения влияния последних на умственное, нравственное и эстетическое воспитание. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.
Информация о работе Социальное воспитание младших школьников в летнем оздоровительном лагере