Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 14:45, контрольная работа
Ж. Декроли в 1907 г. создал школу, названную «школой для жизни, школой через жизнь», где обучение строилось на основе принципа «свободы ребёнка». Считал, что школа должна готовить детей к подлинной социальной и практической жизни. Свою школу Декроли видел свободной от «пут буржуазного общества». Но это возможно только тогда, когда школа независима от государства .
1. Раскройте основные тенденции
становления социального
Ж. Декроли в 1907 г. создал школу, названную «школой для жизни, школой через жизнь», где обучение строилось на основе принципа «свободы ребёнка». Считал, что школа должна готовить детей к подлинной социальной и практической жизни. Свою школу Декроли видел свободной от «пут буржуазного общества». Но это возможно только тогда, когда школа независима от государства .
Наряду с понятием «Новые школы» как синоним рассматривается «Новое воспитание» Это течение объединило многих педагогов, требовавших радикального изменения организации школы, содержания и методов воспитания и обучения, сыграло позитивную роль в развитии педагогической теории и школьной практики в XX в. Активными деятелями Нового воспитания были А. Ферьер, Ж. Декроли, Э. Демолен, Г. Литц, Г. Винекен, Дж. Дьюи, Р. Кузине и многие другие педагоги, в т.ч. и сторонники свободного воспитания . Представители Нового воспитания считали себя последователями Ж.-Ж. Руссо, выдвинувшего идею естественного воспитания, вследствие чего Нового воспитания иногда называют неоруссоизмом или неофилантропизмом.
Социально-политические, экономические и культурные изменения в конце XIX – начале XX вв. на Западе способствовали переходу от аграрного общества к индустриальному, предоставляя новые возможности для социализации человека, прогресса науки и техники, развития теории и практики образования. Стратегия социального реформирования общественной жизни ставила целью «сохранить человеческие и духовные ценности в век индустриализации и урбанизации...». В новых исторических условиях, отвечая требованиям утверждающегося индустриального общества на Западе, бурно развивается человекознание, которое стимулирует практический и научный поиск в области педагогики и социальной работы и приводит к усилению в них гуманистических тенденций. Индустриальное общество порождает новую социальную ситуацию, актуализирующую задачу формирования в человеке одновременно социально-типического и индивидуально-личностного начал, что способствует созданию школы как центра индивидуального развития ребенка и его становления как гражданина.
В это время в Англии началось движение сеттльмент-центров, первый из которых основал Самуэл Барнет в 1884 г. в Тойнби-Холл. Студенты университетов, а также предприниматели селились в беднейших трущобах Лондона, а позднее – во многих городских районах по всей Великобритании. Они были проводниками образования, разнообразных видов культурной деятельности, а также социальной реформы. Эти люди становились помощниками местных жителей, чтобы на себе ощутить все неудобства бедности, и проводили социально-педагогическую работу. Утопическую идею решения радикальных социальных проблем через образование и воспитание вновь реанимировали. Однако она была обречена на неудачу, как и все предыдущие попытки.
На волне масштабной иммиграции в конце XIX в. в Америке активизировалось движение сеттльментов. Первым американским сеттльментом была соседская гильдия, появившаяся в Нью-Йорке в 1886 г. Стэптон Койт, проживший некоторое время в Тойнби-Холле, возвратился в Нью-Йорк, чтобы создать американский филиал движения. Он основал местную гильдию, позже известную как университетский сеттльмент на Лауэр-Ист-Сайд. К 1896 г. в США было уже 44 сеттльмента, а в 1911 г. – почти 400. Программы деятельности сеттльмент-центров постепенно расширялись. Но в целом их больше интересовала образовательная деятельность и организация досуга, чем оказание благотворительности. Благодаря своей деятельности, служители сеттльмент-центров приобретали очень ценный опыт и знание проблем. Они имели возможность влиять на пути и способы улучшения деятельности агентов по социальной работе.
Идея была быстро подхвачена, и местные центры стали создаваться на Востоке и Среднем Западе, особенно там, куда отправлялись иммигранты в поисках работы и лучшей жизни для своих семей. Наиболее известный дом иммигрантов Хулл-Хаус был организован Дж. Адаме и Э.Г. Стар в 1889 г. в Чикаго. Здесь обслуживали людей девятнадцати национальностей и предоставляли жилище работающим девушкам. При доме работали дневные ясли, музей, клуб для мальчиков и небольшой театр. Мужчины участвовали в общественной деятельности, а женщины посещали занятия в группах. Использовалась групповая работа, общинная организация и пропаганда. Адаме олицетворяла собой «новую современную женщину». Ее работа в рамках движения сеттльмента была высоко оценена, и в 1931 г. она получила Нобелевскую премию.
Деятельность
Главными доминантами
движения сеттльментов были социальная
реформа и политические акции. В
поле их внимания находились как личные,
так и семейные, а также социально-медицинские
проблемы иммигрантов. Причины их трудных
жизненных ситуаций заключались
в неудовлетворительных жилищных условиях,
перенаселенности. Отсутствие техники
безопасности, антисанитария на предприятиях,
потогонная система труда, при которой
рабочий день и норма выработки
были одинаковыми как для взрослых,
так и для детей, создавали
невыносимые условия жизни
На протяжении первых десятилетий работники сеттльментов превращали общины в политическую силу. Благодаря их активной деятельности на свет появились законы о детском труде, общественном здоровье, детских садах и программах круглосуточного содержания в них детей, о службах приходящих нянь, государственном жилье, музыкальных школах и занятиях искусством для бедных, о начальных вечерних школах для взрослых, курсах по озеленению, разбивке парков и игровых площадок.
В начале 1900-х гг. сеттльменты и местные центры организовались в городские федерации, чтобы стать сильнее в своей борьбе. По той же причине в 1911 г. была образована Национальная федерация сеттльментов. К 1950-м гг. в рамках «движения» в этой федерации насчитывалось от 250 до 300 коллективных членов. В 1979 г. она была переименована в Объединение местных центров Америки. Это название лучше отражало членство различных организаций.
Многие программы, которые
сегодня финансируются
Кроме того, создавались центры, работающие по программам для детей. Популярностью пользовались следующие: «Главный старт», традиционные отделения дневного содержания детей, родители которых работают; внешкольные программы, с помощью которых можно обеспечить уход, надзор и другую помощь младшим школьникам занятых на производстве родителей. Привлекает специалистов также интеграция досуговых, спортивных и медико-просветительных учреждений с предоставлением услуг «за решеткой». Активизируется деятельность в сеттльментах и местных центрах по созданию программ для подростков с целью предотвращения правонарушений и уличного бандитизма в кварталах для бедноты, где проживали мигранты. В этот процесс были включены «уличные работники» или «откомандированные работники» для налаживания полезных связей с группами молодежи. Наряду с этим появляется необходимость в предоставлении местными территориальными центрами консультативных услуг: по вопросам выбора программ базового образования взрослых, профессионального обучения, выбора специальности. Предлагаются программы и курсы но овладению умениями устанавливать межличностные и внутрисемейные отношения. Они особенно необходимы тем, кто рос в неполной семье и не имел опыта детско-родительского взаимодействия. Для оказания помощи в организации спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности используется групповая социальная работа, как метод, помогающий лучше понять и приобщиться к решению личных и общественных проблем.
Практическая социальная
работа в сеттльменте подтвердила,
что самоуправление и образование
стали прочным фундаментом
Многочисленные концепции
и течения в общественно-
Воспитание людей нового
типа, разрешение противоречий между
узкой специализацией и общим
развитием учащихся и повышение
эффективности учебно-
Джон Дьюи. Американский философ, психолог и педагог. Развил новый вариант прагматизма – инструментализм. Считал, что различные виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Истина определяется им как практическая эффективность, полезность.
Цель теории воспитания – формирование личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства».
Дьюи считал, что школа обязана гибко реагировать на динамические изменения в обществе и должна сама стать как бы обществом в миниатюре, она должна предоставлять детям максимальные возможности для выработки общественного чувства сотрудничества и навыков взаимопомощи.
Школа, представленная у Джона Дьюи как воспитывающая и обучающая среда, должна была выполнять следующие основные функции:
– упрощать сложные явления жизни, предоставляя их детям в доступной форме;
– выбирать для изучения наиболее типичные и важные моменты из опыта человечества;
– содействовать выравниванию социальных различий, создавая «единство мыслей и координированность действий».
Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путём делания», т.е. такое, при котором все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта учащихся. Впервые теория Дьюи получила практическое применение в организованной им при Чикагском университете экспериментальной «школе-лаборатории» .
Дьюи придерживался так называемой педоцентрической теории и методики обучения, согласно которой роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. В методике Дьюи наряду с трудовыми процессами большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся противопоставлял развитие их индивидуальности.
Большое значение придавал семейному
воспитанию и вовлечению родителей
в решение педагогических задач.
С этой целью им была организована
«Ассоциация родителей и
Георг Кершенштейнер. Немецкий педагог, автор теории гражданского воспитания . Тесно связывал гражданское воспитание с занятием определённой профессией.
Цель народной школы –
в последовательном приучении детей
к прилежанию, добросовестной работе
на благо государства. Важнейшие
государственные воспитательные учреждения
– народная школа и армия. Считал,
что дети состоятельных родителей
получают нужное государству воспитание
и дома, и в среднем учебном
заведении, находясь там до 18 лет, а
дети трудящихся покидают народную школу
в возрасте 13-14 лет, когда у них
ещё не сформировался характер. В
связи с этим предложил создавать
обязательные дополнительные школы, предназначенные
для работающих подростков, окончивших
народные школы. Такие учебные заведения,
должны развивать способность
Перестроил учебные планы народных школ Мюнхена. Способствовал введению активных методов обучения с широким использованием наглядных пособий, практических работ, экскурсий.
Вильгельм Август Лай. Немецкий
педагог, теоретик экспериментальной
педагогики, доктор философии. Исходил
из биолого-психологической