Социальное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Ж. Декроли в 1907 г. создал школу, названную «школой для жизни, школой через жизнь», где обучение строилось на основе принципа «свободы ребёнка». Считал, что школа должна готовить детей к подлинной социальной и практической жизни. Свою школу Декроли видел свободной от «пут буржуазного общества». Но это возможно только тогда, когда школа независима от государства .

Файлы: 1 файл

соц. пед..docx

— 44.31 Кб (Скачать файл)

Считал, что «школа действия»  способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика – синтезировать все педагогические искания начала XX века.

Мария Монтессори. Итальянский педагог, врач, доктор медицинских наук. Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике. Разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей, который применила в дальнейшем к нормальным детям.

Для внедрения своей системы  создавала дошкольные учреждения для  детей 3-6 лет – «дома ребёнка». Система основана на идеях свободного воспитания. Основываясь на теории «спонтанного развития ребёнка», отрицала активную воспитывающую роль педагога. Задачу воспитания видела в создании таких условий, которые соответствуют  потребностям ребёнка, помогают выявлять его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению.

Опосредованное руководство  воспитателя, осуществляется на основе автодидактизма. Педагог – наблюдатель-экспериментатор, тщательно планирующий учебную ситуацию, дидактический материал и максимально точно оценивающий достигнутые результаты. Дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог. Главным в занятиях считается упражнение «активности», задача приобретения знаний является попутной.

Основой обучения считала  сенсорное воспитание, которое осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим  материалом. Для тренировки органов  чувств рекомендовала исключать  всякие отвлекающие влияния, при  упражнении одного органа – «выключать»  остальные. Эффективность в обучении связывала с выделением особых периодов повышенной восприимчивости детей  к определённым воздействиям окружающей среды.

Рудольф Штейнер. Возглавил  руководство первой вальдорфской школой, основанной в 1919 г. в Штутгарте.

Центральная идея основанной им антропософии , состоит в том, чтобы открыть такие возможности познания, которые позволили бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого мира и дать возможность каждому человеку сознательно войти в «высшие миры». В основании учения лежат идеи немецких ученых и поэтов И. Гете и Ф. Шиллера. Они полагали, что человек представляется единством трех ипостасей: души, тела и духа.

Развивая эту мысль, Штейнер  предложил обогатить данное триединство  психологическими и физическими  характеристиками: мозг и нервная  система – интеллектуальная сфера  – дух; сердце и дыхательная система – сфера эмоций – душа; обмен веществ и опорно-двигательная система – действенно-волевая сфера – тело. В этом смысле педагогика рассматривалась как наука о человеке, представленном в трех его аспектах: телесном, душевном и духовном. При этом задача педагога сводилась к тому, чтобы привести все названные аспекты к гармонии и единству.

Антропософия различает  четыре элемента существа человека, которые  развиваются по семилетним циклам: физическая сущность; она объединяет человека с миром минералов; эфирная  или жизненная сущность; она объединяет человека с растениями и животными; звездная или чувствительная сущность; эта «носительница боли и радости, наклонностей, желаний и страстей и т.д.» объединяет человека только с животным миром; Я-сущность; она как «носительница высшей человеческой души» свойственна только человеку.

Каждой фазе развития и  образования этих элементов существа соответствует определенный образ  мыслей и действий человека: подражание образцу в первые семь лет до смены  зубов; следование авторитету во вторые семь лет до полового созревания; внутреннее принятие взглядов авторитета ; время образования собственных, автономных суждений в следующие семь лет; облагораживание и исправление остальных сущностей через свое «Я», то есть работа высшей человеческой души над всем человеческим существом в последующие годы.

Характерными элементами вальдорфской педагогики являются: эпохальное обучение; преподавание иностранных языков с первого года обучения; разностороннее художественное и ремесленное обучение; эвритмия, которая объединяет язык, музыку и движение; черчение и пространственное восприятие геометрических форм; школьный оркестр и художественно оформленные классные и школьные праздники.

Таким образом, в конце XIX – начале XX вв. в рамках реформаторской педагогики возникают идеи, отражавшие потребность общества в подготовке через школу разносторонне развитых инициативных людей, готовых к активной деятельности в различных сферах экономической, государственной и  общественной жизни.

 

2.Проанализируйте культурно-исторические  предпосылки становления социальной  педагогики в Росси с древних  времен до ХХ века.

Активно разрабатывались  идеи воспитания в российской педагогике. Необходимо отметить, что в России с давних времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы  для 300 детей в Новгороде в 1030 году.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца  из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значительно расширила высшее образование в российском государстве.С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории "врожденных идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека. Сластенин В.А. и др.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов (1711-1765). Он создал ряд  учебных книг: "Риторику" (1748), "Российскую грамматику" (1755) и др.

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744-1818). Он издавал первый в России журнал "Детское чтение для сердца и  разума" и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать  уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье "О воспитании и наставлении  детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия" Н.И. Новиков впервые в русской  педагогической литературе объявил  педагогику наукой.

С ХУШ века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учительская  семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который  в своем имении Ясная Поляна организовал  начальную школу для детей  крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории "свободного воспитания", создал учебник для  начальной школы "Азбука".

Дидактическая система К.Д. Ушинского

В России цельную дидактическую  систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях". Он показал, что знать человека во всех отношениях - это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, "духа времени", его культуры и передовых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушинскому, - формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.

Проблемы нравственного  воспитания представлены у Ушинского  как общественно-исторические. В  нравственном воспитании он отводил  одно из главных мест патриотизму, который  исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга - "высказать  смелое слово истины" против гнета  и насилия. Его система нравственного  воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы  товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.)

Новой педагогической идеей  Ушинского была постановка перед  учителем задачи научить учеников учиться:". Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания".

Ушинский утвердил принцип  воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: "Воспитание должно действовать  не на одно увеличение запаса знании, но и на убеждения человека". Таким образом, К.Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.

Педагогические принципы К.Д. Ушинского

1. Обучение должно строиться  с учетом возрастных и психологических  особенностей развития ребенка.  Оно должно быть посильным  и последовательным.

2. Обучение должно строиться  на основе принципа наглядности  и т.д.

4. Особенности педагогической  системы школьного образования  в послереволюционной России

В послереволюционной России строительство системы школьного  образования шло в течение  почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные  заведения были переданы Народному  комиссариату просвещения. В его  деятельности большую роль сыграли  А.В. Луначарский и Н.К. Крупская.

В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:

разносторонний состав учебных  предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;

большое количество учебных  часов на язык и литературу, математику и естественные науки;

значительное количество часов на физическое воспитание.

В дальнейшем учебные планы  советской школы многократно  перерабатывались, однако эти характерные  черты оставались неизменными. В  середине 20-х годов были попытки  введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен  в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить  разрыв между различными школьными  предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились  новые методы и приемы обучения. Школа имела две ступени: начальную  и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность. Гессен С, И. Основы педагогики. М, 1995. - С. 137

В 1930 году было объявлено  о всеобщем обязательном начальном  обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП (б) в 30-е годы четко определил  требования к общеобразовательной  школе: обеспечить высокий уровень  знаний, политехническое обучение в  тесной взаимосвязи с прочным  усвоением основ наук. Было указано, что основной формой организации  учебной работы должен стать урок "с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий  и твердым составом учащихся" при четком определении продолжительности  и структуры учебного года.

Школа была ориентирована  на образование информационного  типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования  решались острые социальные проблемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем - повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы. Каптерев П.Ф. История русской педагогии.

Школе был четко сформулирован  социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную  систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920-30-х  годов в России имела ряд характерных  особенностей: основная педагогическая идея того времени - идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип  заключается в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ  производства. Наибольшее развитие принцип  политехничности получил в трудах Н.К. Крупской.

"Трудовая школа есть  орудие выработки нового человека  и новой культуры пролетариата, основанной на условиях общественного  труда", - писал П.П. Блонский, обосновывая принцип индустриализации, понимаемый как тесная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называемых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества ставили своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеобразовательные дисциплины, и учащиеся получали образование в объеме школы-семилетки.

Трудовое воспитание считалось  важнейшей частью педагогической практики.

С.Т. Шацкий отмечал: "Центром, основой педагогической работы является детский труд, существенно отличающийся от взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным". Вопросы трудового воспитания рассматривались в трудах А.С. Макаренко.

Другой важной проблемой  педагогической теории была организация  и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма, по мнению Н.К. Крупской, - основа нравственного воспитания. Общественно полезная работа детей  в коллективе должна и может стать  эффективным средством воспитания при условии хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям  детей. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых - педагогов того времени.

Информация о работе Социальное воспитание