Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 14:45, контрольная работа
Ж. Декроли в 1907 г. создал школу, названную «школой для жизни, школой через жизнь», где обучение строилось на основе принципа «свободы ребёнка». Считал, что школа должна готовить детей к подлинной социальной и практической жизни. Свою школу Декроли видел свободной от «пут буржуазного общества». Но это возможно только тогда, когда школа независима от государства .
Считал, что «школа действия»
способна изменить социальную действительность
Германии, а экспериментальная педагогика
– синтезировать все
Мария Монтессори. Итальянский педагог, врач, доктор медицинских наук. Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике. Разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей, который применила в дальнейшем к нормальным детям.
Для внедрения своей системы создавала дошкольные учреждения для детей 3-6 лет – «дома ребёнка». Система основана на идеях свободного воспитания. Основываясь на теории «спонтанного развития ребёнка», отрицала активную воспитывающую роль педагога. Задачу воспитания видела в создании таких условий, которые соответствуют потребностям ребёнка, помогают выявлять его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению.
Опосредованное руководство воспитателя, осуществляется на основе автодидактизма. Педагог – наблюдатель-экспериментатор, тщательно планирующий учебную ситуацию, дидактический материал и максимально точно оценивающий достигнутые результаты. Дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог. Главным в занятиях считается упражнение «активности», задача приобретения знаний является попутной.
Основой обучения считала
сенсорное воспитание, которое осуществляла
с помощью организации
Рудольф Штейнер. Возглавил руководство первой вальдорфской школой, основанной в 1919 г. в Штутгарте.
Центральная идея основанной им антропософии , состоит в том, чтобы открыть такие возможности познания, которые позволили бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого мира и дать возможность каждому человеку сознательно войти в «высшие миры». В основании учения лежат идеи немецких ученых и поэтов И. Гете и Ф. Шиллера. Они полагали, что человек представляется единством трех ипостасей: души, тела и духа.
Развивая эту мысль, Штейнер предложил обогатить данное триединство психологическими и физическими характеристиками: мозг и нервная система – интеллектуальная сфера – дух; сердце и дыхательная система – сфера эмоций – душа; обмен веществ и опорно-двигательная система – действенно-волевая сфера – тело. В этом смысле педагогика рассматривалась как наука о человеке, представленном в трех его аспектах: телесном, душевном и духовном. При этом задача педагога сводилась к тому, чтобы привести все названные аспекты к гармонии и единству.
Антропософия различает четыре элемента существа человека, которые развиваются по семилетним циклам: физическая сущность; она объединяет человека с миром минералов; эфирная или жизненная сущность; она объединяет человека с растениями и животными; звездная или чувствительная сущность; эта «носительница боли и радости, наклонностей, желаний и страстей и т.д.» объединяет человека только с животным миром; Я-сущность; она как «носительница высшей человеческой души» свойственна только человеку.
Каждой фазе развития и образования этих элементов существа соответствует определенный образ мыслей и действий человека: подражание образцу в первые семь лет до смены зубов; следование авторитету во вторые семь лет до полового созревания; внутреннее принятие взглядов авторитета ; время образования собственных, автономных суждений в следующие семь лет; облагораживание и исправление остальных сущностей через свое «Я», то есть работа высшей человеческой души над всем человеческим существом в последующие годы.
Характерными элементами вальдорфской педагогики являются: эпохальное обучение; преподавание иностранных языков с первого года обучения; разностороннее художественное и ремесленное обучение; эвритмия, которая объединяет язык, музыку и движение; черчение и пространственное восприятие геометрических форм; школьный оркестр и художественно оформленные классные и школьные праздники.
Таким образом, в конце XIX
– начале XX вв. в рамках реформаторской
педагогики возникают идеи, отражавшие
потребность общества в подготовке
через школу разносторонне
2.Проанализируйте культурно-
Активно разрабатывались идеи воспитания в российской педагогике. Необходимо отметить, что в России с давних времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде в 1030 году.
Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значительно расширила высшее образование в российском государстве.С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории "врожденных идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека. Сластенин В.А. и др.
Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов (1711-1765). Он создал ряд учебных книг: "Риторику" (1748), "Российскую грамматику" (1755) и др.
Заметный след в российской
педагогике оставил Н.И. Новиков (1744-1818).
Он издавал первый в России журнал
"Детское чтение для сердца и
разума" и с просветительских
позиций вел борьбу с крепостничеством.
Он считал, что у детей надо воспитывать
уважение к труду, доброжелательность
и сострадание к людям. В статье
"О воспитании и наставлении
детей. Для распространения
С ХУШ века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории "свободного воспитания", создал учебник для начальной школы "Азбука".
Дидактическая система К.Д. Ушинского
В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях". Он показал, что знать человека во всех отношениях - это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, "духа времени", его культуры и передовых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушинскому, - формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.
Проблемы нравственного
воспитания представлены у Ушинского
как общественно-исторические. В
нравственном воспитании он отводил
одно из главных мест патриотизму, который
исключает шовинизм, требует воспитания
гражданского долга - "высказать
смелое слово истины" против гнета
и насилия. Его система нравственного
воспитания ребенка исключала
Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться:". Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания".
Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: "Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знании, но и на убеждения человека". Таким образом, К.Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.
Педагогические принципы К.Д. Ушинского
1. Обучение должно строиться
с учетом возрастных и
2. Обучение должно строиться
на основе принципа
4. Особенности педагогической системы школьного образования в послереволюционной России
В послереволюционной России
строительство системы
В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:
разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;
большое количество учебных часов на язык и литературу, математику и естественные науки;
значительное количество часов на физическое воспитание.
В дальнейшем учебные планы советской школы многократно перерабатывались, однако эти характерные черты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились новые методы и приемы обучения. Школа имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность. Гессен С, И. Основы педагогики. М, 1995. - С. 137
В 1930 году было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП (б) в 30-е годы четко определил требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным усвоением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок "с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся" при четком определении продолжительности и структуры учебного года.
Школа была ориентирована на образование информационного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования решались острые социальные проблемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем - повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы. Каптерев П.Ф. История русской педагогии.
Школе был четко сформулирован
социальный заказ: воспитание человека
определенного типа. Это определило
жесткую нормативно-
Педагогическая теория 1920-30-х годов в России имела ряд характерных особенностей: основная педагогическая идея того времени - идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.
Политехнический принцип заключается в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н.К. Крупской.
"Трудовая школа есть
орудие выработки нового
Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики.
С.Т. Шацкий отмечал: "Центром, основой педагогической работы является детский труд, существенно отличающийся от взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным". Вопросы трудового воспитания рассматривались в трудах А.С. Макаренко.
Другой важной проблемой
педагогической теории была организация
и воспитание детского коллектива.
Чувство коллективизма, по мнению Н.К.
Крупской, - основа нравственного воспитания.
Общественно полезная работа детей
в коллективе должна и может стать
эффективным средством