Социальное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Ж. Декроли в 1907 г. создал школу, названную «школой для жизни, школой через жизнь», где обучение строилось на основе принципа «свободы ребёнка». Считал, что школа должна готовить детей к подлинной социальной и практической жизни. Свою школу Декроли видел свободной от «пут буржуазного общества». Но это возможно только тогда, когда школа независима от государства .

Файлы: 1 файл

соц. пед..docx

— 44.31 Кб (Скачать файл)

Педагогическая система  П.П. Блонского

Павла Петровича Блонского (1884-1941) часто называют "советским Песталоцци", он оказал большое влияние на педагогов 20-х годов. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее развитие личности ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Блонский выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребенка, изучая эмоциональную сферу, считал ее фундаментом поведения человека. Блонский сформулировал принцип индустриализации - тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.

Блонский - автор первого учебного пособия но педагогике в советской России.

Педагогическая система  А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - один из виднейших отечественных  педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну, - этот педагогический опыт Макаренко  описал в литературных произведениях "Педагогическая поэма" и "Флаги  на башнях"). Макаренко смог разработать  систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль  жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации  коллектива, методов воспитания в  нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих  традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен  для современной педагогической науки. Его педагогические находки - разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного  оптимистического тона в жизни коллектива и др. - имеют значение до сих пор.". В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему", - писал Макаренко. Сластенин В.А. и др.

Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий  труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: "Дети не готовятся  к труду и жизни. а живут и трудятся, мыслят и переживают, в к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности". Воспитание личности в коллективе и через коллектив - главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь я работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших  элементов воспитания..

Педагогические открытия Макаренко послужили основой  для развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования для  детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.

Педагогическая система  В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) является крупнейшим педагогом  нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов  мира, он рассматривал практически  все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и  теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в  его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге "Разговор с молодым  директором школы" Сухомлинский писал: "Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя". Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.

Шаталов утверждает, что главные  методические инструменты учителя - чуткость, понимание внутреннего  мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей. Гессен С, И. Основы педагогики.

Индивидуальное воздействие  на личность ребенка через работающий, (созидающий, творящий коллектив характерно для многих педагогов-новаторов. Учитель труда и черчения И.П. Волков считал, что для развития склонностей и способностей учащихся необходимы возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности. В его "свободной мастерской" собраны всевозможные инструменты и материалы, каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника.

Существует лишь одно правило: "Научился сам - научи товарища".

В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость  школьного классного мира, отрыв  обучения от жизни. Е.И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, стать средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.

Наработки теоретиков педагогики нашли свое отражение уже в  современных трудах педагогов конца 20 века.

Зарождение и становление  педагогики следует рассматривать  лишь через призму исторического  развития систем воспитания, которые  сложились исторически и не имели  научной обоснованности.

В ходе практического применения многие основоположники педагогики и дидактики в частности взяли  за основу именно исторически сложившиеся  системы воспитания.

В России основоположником научной  дидактики можно считать К.Д. Ушинского, который сумел аккумулировать накопленный  опыт, обобщить и теоретически доказать свою дидактическую систему.

В отличие от зарубежных дидактических  систем, прошедших исторические трансформации  дидактические системы в России долгое время претерпевали на себе влияние коммунистической идеологии  и навязывании партийных стереотипов, что не давало им развиваться естественно, научно и теоретически обоснованно.

Лишь с обретением Россией  свободы и демократии педагогика получила возможности следовать  зарубежному опыту, а также претворять в жизнь некогда ранее невостребованные наработки.

Современная педагогика прежде всего направлена не на обезличенные массы, как было раньше, а на конкретного человека, индивида с присущей ему уникальностью и неповторимостью.

 

3. Раскройте основные принципы  социальной политики и социального воспитания в современной России .

Центральное место в социально  ориентированной экономики государства  является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной  социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный  сектор (в отличие от экономики, где  главные функции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины государственного сектора в той  или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах  социальной политики государства. Расширенная  социальная политика означает общедоступность  социальных программ, универсальность  социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к  функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

В начале XXI в., после 10-летнего перерыва, наметились первые признаки постепенного возвращения государства в систему воспитания. Реальным шагом на пути решения назревших проблем явилась разработка и утверждение государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 - 2010 годы". Цель программы - развитие системы патриотического воспитания граждан, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию социальной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов России. Поставленные цели конкретизируются в ряде задач: ориентация молодежи на ценности отечественной культуры, формирование у нее ценностного отношения к Родине, культурно-историческому прошлому России, привитие чувства гордости за свою страну, уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям.

Гражданское воспитание предполагает формирование в сознании детей гражданских  ценностей, уважения к законности, нормам общественной жизни, обеспечение условий  для становления активной жизненной  и гражданской позиции, проявления готовности к участию в общественно-политической жизни страны. Актуальные проблемы гражданского воспитания нашли отражение  в Федеральной целевой программе "Молодежь России (2001 - 2005 годы)". Наиболее важным пунктом этой программы является государственная поддержка деятельности общественных объединений и организаций; создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых  людей в органы государственной  власти. Детское и молодежное общественное движение призвано снизить остроту  противоречий между поколениями, включить механизмы самовоспитания и сотрудничества людей разного возраста, дать молодежи опыт жизни в гражданском обществе, стать мощным средством ее социализации. Перспективы детских и молодежных организаций во многом зависят от продуманности государственных действий.

Гражданские инициативы во всем мире рассматриваются как  элемент "социального капитала", без которого немыслимо эффективное  развитие общества и демократического государства. В связи с этим гражданское  воспитание можно рассматривать  как фундамент истинной демократии, основанной на социальном партнерстве. Этим определяется государственная поддержка программы "Молодежь России". Поддержка детей в процессе жизненного, профессионального самоопределения, экономическое и трудовое воспитание нацелены на успешную социализацию и интеграцию молодежи в активную жизнь. Стратегической целью развития по данному направлению является создание правовых, социально-экономических, социокультурных условий для осознания детьми общественного и личного смысла труда. Реализация цели связана с решением комплекса задач: усвоение экономических знаний, формирование экономического мышления, выработка навыков трудовой деятельности, получение дополнительного образования в соответствии с жизненными планами; развитие самостоятельности, активности, инициативы; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения трудных ситуаций.

Среди первоочередных задач  государственной политики в области  воспитания - формирование у детей  культуры здоровья. Необходима консолидация усилий социальных институтов страны для развития у молодого поколения  оптимистических представлений  о мире, стремления к здоровому  образу жизни. Физическое воспитание детей  предусматривает организацию спортивно-оздоровительной  работы, пропаганду здорового образа жизни, предоставление моделей здоровьесберегающего поведения, создание условий для реализации детьми потребности в физической активности. Решение задач воспитания у подрастающего поколения здорового образа жизни осуществляется в настоящий момент государством по нескольким направлениям: совершенствование медицинской помощи детям; вакционопрофилактика, охрана репродуктивного здоровья матерей, внедрение новых технологий формирования устойчивых стереотипов здорового образа жизни, совершенствование нормативной базы службы охраны здоровья детей, дальнейшее развитие оздоровительных учреждений, экологизация учебно-воспитательного процесса.

Необходимость популяризации  здорового образа жизни обусловила приоритеты социальной и финансовой политики государства. С 2002 г. реализуется  Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального  характера (2002 - 2006 годы)", включающая программы "О мерах предупреждения заболеваний, передаваемых половым  путем", "Вакцинопрофилактика", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом". На мероприятия физкультуры и  спорта в 2002 г. было выделено средств  на 60,1% больше, чем в 2001 г. За этот же промежуток времени (2001 - 2002 гг.) количество детских летних оздоровительных  лагерей возросло с 49,2 тыс. до 52,2 тыс.

Профилактика асоциального поведения и детской безнадзорности связана с усилением системы  защитных факторов, укрепляющих социальное и физическое здоровье детей, их семейное благополучие, сопротивляемость факторам риска, негативному влиянию среды. В Федеральной целевой программе "Дети России" (2003 - 2006 гг.) в качестве первоочередных для решения на государственном  уровне выделены следующие социальные проблемы: улучшение здоровья и качества жизни детей, преодоление ситуаций детского неблагополучия, государственная  поддержка детей-сирот и детей-инвалидов.

Одной из важнейших позиций, учитываемых в социальной политике в интересах детей, является признание  их социально уязвимой группой населения. В связи с этим первостепенную важность приобретает охрана детства, работа с беспризорными детьми, городской  молодежью. Огромное количество детей, лишенных родительской заботы, низкое качество жизни многих семей, перенаселенность, утрата нравственных ориентиров - все эти факторы создают предпосылки для вовлечения молодых людей в мир преступности, проституции, наркомании.

Для решения проблем детской  девиантности принимаются следующие меры: создание ювенальной юстиции; создание нормативно-правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы с дезадаптированными детьми; четкое определение механизмов взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности; создание социальной инфраструктуры, обеспечивающей полноценную социализацию всех категорий несовершеннолетних, составляющими которой являются образовательные, медицинские, социальные учреждения, службы занятости, учреждения культуры и спорта.

Важным направлением государственной  социальной политики становится на современном  этапе поддержка семьи как  микромира, определяющего благополучие и успешное развитие ребенка. Одной  из форм государственной поддержки  явилась выплата пособий в  связи с рождением и воспитанием  детей. В КЗОТ Российской Федерации  внесены изменения и дополнения, в результате чего принципиально  расширился круг трудящихся, для которых  предусмотрены льготы и гарантии в целях обеспечения им условий  для успешного сочетания профессиональных функций и семейных обязанностей.

Информация о работе Социальное воспитание