Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 14:45, контрольная работа
Ж. Декроли в 1907 г. создал школу, названную «школой для жизни, школой через жизнь», где обучение строилось на основе принципа «свободы ребёнка». Считал, что школа должна готовить детей к подлинной социальной и практической жизни. Свою школу Декроли видел свободной от «пут буржуазного общества». Но это возможно только тогда, когда школа независима от государства .
Педагогическая система П.П. Блонского
Павла Петровича Блонского (1884-1941) часто называют "советским Песталоцци", он оказал большое влияние на педагогов 20-х годов. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее развитие личности ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Блонский выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребенка, изучая эмоциональную сферу, считал ее фундаментом поведения человека. Блонский сформулировал принцип индустриализации - тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.
Блонский - автор первого учебного пособия но педагогике в советской России.
Педагогическая система А.С. Макаренко
Антон Семенович Макаренко
(1888-1939) - один из виднейших отечественных
педагогов, всю свою научную деятельность
связывал с воспитательной практикой
(практически осуществлял
Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: "Дети не готовятся к труду и жизни. а живут и трудятся, мыслят и переживают, в к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности". Воспитание личности в коллективе и через коллектив - главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь я работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.
Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания..
Педагогические открытия
Макаренко послужили основой
для развития социальной педагогики,
исправительно-трудовой педагогики. Он
выступал против использования для
детей элементов тюремного
Педагогическая система В.А. Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.
Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге "Разговор с молодым директором школы" Сухомлинский писал: "Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя". Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.
Шаталов утверждает, что главные методические инструменты учителя - чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей. Гессен С, И. Основы педагогики.
Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, (созидающий, творящий коллектив характерно для многих педагогов-новаторов. Учитель труда и черчения И.П. Волков считал, что для развития склонностей и способностей учащихся необходимы возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности. В его "свободной мастерской" собраны всевозможные инструменты и материалы, каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника.
Существует лишь одно правило: "Научился сам - научи товарища".
В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Е.И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, стать средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.
Наработки теоретиков педагогики нашли свое отражение уже в современных трудах педагогов конца 20 века.
Зарождение и становление педагогики следует рассматривать лишь через призму исторического развития систем воспитания, которые сложились исторически и не имели научной обоснованности.
В ходе практического применения многие основоположники педагогики и дидактики в частности взяли за основу именно исторически сложившиеся системы воспитания.
В России основоположником научной дидактики можно считать К.Д. Ушинского, который сумел аккумулировать накопленный опыт, обобщить и теоретически доказать свою дидактическую систему.
В отличие от зарубежных дидактических
систем, прошедших исторические трансформации
дидактические системы в России
долгое время претерпевали на себе
влияние коммунистической идеологии
и навязывании партийных
Лишь с обретением Россией
свободы и демократии педагогика
получила возможности следовать
зарубежному опыту, а также претворять
в жизнь некогда ранее
Современная педагогика прежде всего направлена не на обезличенные массы, как было раньше, а на конкретного человека, индивида с присущей ему уникальностью и неповторимостью.
3. Раскройте основные принципы
социальной политики и
Центральное место в социально
ориентированной экономики
В социальной сфере господствующее
положение занимает государственный
сектор (в отличие от экономики, где
главные функции выполняют
В начале XXI в., после 10-летнего перерыва, наметились первые признаки постепенного возвращения государства в систему воспитания. Реальным шагом на пути решения назревших проблем явилась разработка и утверждение государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 - 2010 годы". Цель программы - развитие системы патриотического воспитания граждан, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию социальной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов России. Поставленные цели конкретизируются в ряде задач: ориентация молодежи на ценности отечественной культуры, формирование у нее ценностного отношения к Родине, культурно-историческому прошлому России, привитие чувства гордости за свою страну, уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям.
Гражданское воспитание предполагает
формирование в сознании детей гражданских
ценностей, уважения к законности, нормам
общественной жизни, обеспечение условий
для становления активной жизненной
и гражданской позиции, проявления
готовности к участию в общественно-
Гражданские инициативы во всем мире рассматриваются как элемент "социального капитала", без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства. В связи с этим гражданское воспитание можно рассматривать как фундамент истинной демократии, основанной на социальном партнерстве. Этим определяется государственная поддержка программы "Молодежь России". Поддержка детей в процессе жизненного, профессионального самоопределения, экономическое и трудовое воспитание нацелены на успешную социализацию и интеграцию молодежи в активную жизнь. Стратегической целью развития по данному направлению является создание правовых, социально-экономических, социокультурных условий для осознания детьми общественного и личного смысла труда. Реализация цели связана с решением комплекса задач: усвоение экономических знаний, формирование экономического мышления, выработка навыков трудовой деятельности, получение дополнительного образования в соответствии с жизненными планами; развитие самостоятельности, активности, инициативы; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения трудных ситуаций.
Среди первоочередных задач
государственной политики в области
воспитания - формирование у детей
культуры здоровья. Необходима консолидация
усилий социальных институтов страны
для развития у молодого поколения
оптимистических представлений
о мире, стремления к здоровому
образу жизни. Физическое воспитание детей
предусматривает организацию
Необходимость популяризации здорового образа жизни обусловила приоритеты социальной и финансовой политики государства. С 2002 г. реализуется Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)", включающая программы "О мерах предупреждения заболеваний, передаваемых половым путем", "Вакцинопрофилактика", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом". На мероприятия физкультуры и спорта в 2002 г. было выделено средств на 60,1% больше, чем в 2001 г. За этот же промежуток времени (2001 - 2002 гг.) количество детских летних оздоровительных лагерей возросло с 49,2 тыс. до 52,2 тыс.
Профилактика асоциального
поведения и детской
Одной из важнейших позиций, учитываемых в социальной политике в интересах детей, является признание их социально уязвимой группой населения. В связи с этим первостепенную важность приобретает охрана детства, работа с беспризорными детьми, городской молодежью. Огромное количество детей, лишенных родительской заботы, низкое качество жизни многих семей, перенаселенность, утрата нравственных ориентиров - все эти факторы создают предпосылки для вовлечения молодых людей в мир преступности, проституции, наркомании.
Для решения проблем детской девиантности принимаются следующие меры: создание ювенальной юстиции; создание нормативно-правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы с дезадаптированными детьми; четкое определение механизмов взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности; создание социальной инфраструктуры, обеспечивающей полноценную социализацию всех категорий несовершеннолетних, составляющими которой являются образовательные, медицинские, социальные учреждения, службы занятости, учреждения культуры и спорта.
Важным направлением государственной
социальной политики становится на современном
этапе поддержка семьи как
микромира, определяющего благополучие
и успешное развитие ребенка. Одной
из форм государственной поддержки
явилась выплата пособий в
связи с рождением и