Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:45, курсовая работа
Целью данной работы является исследование литературы на тему социально-педагогической деятельности по подготовке детей к освоению новых образовательных стандартов.
Задачи:
провести анализ философской, педагогической, социально-педагогической, психолого-социологической литературы;
сопоставление полученных сведений по данной проблеме.
1. Введение...........................................................................................................3
2. Глава 1: Теоретические основы социально-педагогической деятельности с дошкольниками.............................................................................................5
2.1. Возрастные особенности дошкольников. Возрастные стадии подготовительной группы..............................................................................5
2.2. Учебная деятельность в понимании Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова..........................................................................................................9
3. Глава 2: Новые образовательные стандарты..............................................14
3.1. Новые стандарты. Психологическая готовность ребенка к школе...14
3.2. Основные проблемы введения новых образовательных стандартов......................................................................................................16
4. Глава 3: Социально-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста..........................................................................................................19
4.1. Комплексная работа (познавательные дидактические игры)............19
4.2. Описание психологической, интеллектуальной, личностной и физической готовности ребенка к школе....................................................24
4.3. Тестирование как один метод диагностики готовности ребенка
к школе...........................................................................................................30
5. Заключение.....................................................................................................33
6. Список литературы........................................................................................36
7. Приложение....................................................................................................39
3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения — формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.
Фундамент системы составляет концепция развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как обучаемый индивид, не как объект обучающих воздействий, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.
В программах для начальных классов комплекта Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова представлена система лингвистических и математических понятий, усвоение которых позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач.
Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.
Особенностью урока в этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.
Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.
Главные особенности системы:
1. Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
2. Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления
3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
4. Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
5. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.
В результате обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.
Школа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова уже в младшем школьном возрасте:
- формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
- воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
- способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
- развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.
Обучение в школе по системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей[6].
3. ГЛАВА 2: Новые образовательные стандарты
3.1. Новые стандарты. Психологическая готовность ребенка к школе.
Стандарт старшего дошкольного возраста является нормативным документом, устанавливающим основные требования к содержанию воспитания и развития детей 5-6 лет. Стандартом старшего дошкольного возраста определяются психолого-педагогические условия для развития у ребенка мотивации достижения, когнитивных и перцептивных способностей, произвольности всех психических процессов, формирования «Я-концепции». Изменение социального статуса ребенка приводит к перестройке всей его системы жизненных отношений, появляются новые обязанности, определяющиеся не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.
Представленное в стандарте старшего дошкольного возраста содержание дошкольного развития детей 5-6 лет построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций. Содержание старшего дошкольного уровня образования предполагает создание образовательных программ, позволяющих педагогу реализовывать на практике важнейшие педагогические принципы, и на их основе обеспечивать учет возрастных, гендерных и психофизических возможностей, интересов и склонностей детей старшего дошкольного возраста.
Образовательный процесс в старшем дошкольном возрасте опирается на идею: ребенок есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность.
Стандарт старшего дошкольного возраста предполагает:
новый подход к организации педагогического процесса, регламентацию требований к его содержанию, уровню и качеству, ориентацию воспитательно-образовательной работы на «жизненные ситуации» детей;
обновление стиля и методов работы педагогического коллектива, отказ от излишней регламентации педагогического процесса, переход к «открытому планированию».
Государственный общеобязательный стандарт старшего дошкольного возраста определяет содержание педагогического процесса в различных типах дошкольных организаций, при условии создания в них предметно-развивающей среды, дидактико-методического сопровождения соответствующих возрастным особенностям детей 5-6 лет. Это могут быть мини-центры, группы кратковременного пребывания детей, специализированные дошкольные организации, детские сады на дому, разновозрастные группы, созданные с целью обеспечения доступа различных слоев населения к дошкольным образовательным программам и другие.
В стандарте семья рассматривается как социальный институт общества, в котором осуществляется воспитание и обучение детей и подготовка их к школе. Именно родители закладывают основы личности, здоровья и формируют потребность ребенка на успех.
Наличие государственного стандарта старшего дошкольного возраста призвано способствовать качественной организации педагогического процесса в дошкольных организациях, мониторингу уровня и качества воспитательно-образовательной работы.
Основные функции стандарта старшего дошкольного возраста:
предъявление единых требований к отбору содержания обучения и воспитания детей 5-6 лет в условиях его вариативности и разнообразия;
сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности всех государственных общеобразовательных стандартов;
защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий, на основе разработанных требований к педагогам;
определение ориентиров в подготовке и переподготовке педагогов в средних и высших учебных заведениях;
совершенствование методики аттестации дошкольных организаций и педагогических кадров.
Объективными основаниями для разработки нового стандарта старшего дошкольного возраста явились:
ориентация на культурные традиции, как общечеловеческие, так и национальные;
достижения казахстанской системы дошкольного воспитания;
этнопедагогические традиции казахского народа, основанные на единстве духовно-нравственного и физического развития ребенка;
опыт психологической науки, построенный на знании основ развития ребенка старшего дошкольного возраста и его специфических видов деятельности (игра, общение, художественно-творческая и познавательная деятельность, труд)[7].
3.2. Основные проблемы введения новых образовательных стандартов.
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников[8].
В российской системе образования начинается значимый этап инновационного развития, связанный с введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения (далее – ФГОС), основным механизмом реализации которого выступает основная образовательная программа образовательного учреждения. Введение ФГОС строится на существующем продуктивном опыте экспериментально-поисковой деятельности в системе образования, накопленном более чем за двадцатилетнюю историю инновационных преобразований.
Практика показывает, что системная инновационная деятельность требует адекватных организационных, управленческих решений на новом этапе развития системы образования – качественного обновления образовательных стандартов, учебных планов, программ, всей системы организации образовательного процесса. Именно поэтому, сегодня становится актуальным вопрос организации управленческой деятельности руководителей системы образования, рассмотрения последовательной системы управленческих решений по сопровождению введения и реализации ФГОС.
Не стоит забывать, что введение ФГОС в общеобразовательном учреждении – это, в первую очередь, управленческая задача, которая затрагивает все уровни системы образования – от федерального до институционального. Вместе с тем совершенно понятно, что успех ее решения будет зависеть от эффективности принятия и реализации управленческих решений на уровне каждой школы, где ведущая роль отводится органам государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением, администрации и учителям общеобразовательного учреждения.
Рассматривая управление как целенаправленную, специально организованную деятельность, обеспечивающую перевод общеобразовательного учреждения на новый, более качественный уровень функционирования и развития, необходимо обратить внимание на построение специально организованной управленческой деятельности, включающей в себя:
разработку нормативно-правовой базы, регламентирующей введение и реализацию ФГОС нового поколения;
построение системы финансово-экономического сопровождения, обеспечивающего введение и реализацию ФГОС нового поколения;
кадровое, информационное и материально-техническое обеспечение введения и реализации ФГОС нового поколения[9].
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» определен порядок поэтапного введения ФГОС на всех ступенях общеобразовательных учреждений до 2015 года[10].
Если рассматривать управление как процесс создания необходимых условий достижения планируемого результата, то в качестве одного из значимых условий можно назвать нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС, которое предусматривает создание в общеобразовательном учреждении необходимой правовой базы – разработку документов, задающих управленческий механизм введения ФГОС нового поколения, либо внесение изменений и дополнений в уже существующие нормативно-правовые документы, регламентирующие работу школы.
4. ГЛАВА 3: Социально-педагогическая
работа с детьми дошкольного возраста
4.1. Комплексная работа (познавательные дидактические игры).
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования на период 2006 - 2010 г. является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 5-7 лет.
В настоящее время в территориях отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ. Деятельность этих групп направлена на подготовку к школе детей, не охваченных дошкольными учреждениями[11].