Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:45, курсовая работа
Целью данной работы является исследование литературы на тему социально-педагогической деятельности по подготовке детей к освоению новых образовательных стандартов.
Задачи:
провести анализ философской, педагогической, социально-педагогической, психолого-социологической литературы;
сопоставление полученных сведений по данной проблеме.
1. Введение...........................................................................................................3
2. Глава 1: Теоретические основы социально-педагогической деятельности с дошкольниками.............................................................................................5
2.1. Возрастные особенности дошкольников. Возрастные стадии подготовительной группы..............................................................................5
2.2. Учебная деятельность в понимании Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова..........................................................................................................9
3. Глава 2: Новые образовательные стандарты..............................................14
3.1. Новые стандарты. Психологическая готовность ребенка к школе...14
3.2. Основные проблемы введения новых образовательных стандартов......................................................................................................16
4. Глава 3: Социально-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста..........................................................................................................19
4.1. Комплексная работа (познавательные дидактические игры)............19
4.2. Описание психологической, интеллектуальной, личностной и физической готовности ребенка к школе....................................................24
4.3. Тестирование как один метод диагностики готовности ребенка
к школе...........................................................................................................30
5. Заключение.....................................................................................................33
6. Список литературы........................................................................................36
7. Приложение....................................................................................................39
17. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
18. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 1976.
19. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота – поддержка – консультирование. Вып. 6. Инноватор. – М., 1996.
20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.
21. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо - М., 1984.
22. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии, 1982.- № 4.
23. Поддъяков Н. Проблема психологического развития ребенка // Дошкольное воспитание, 2001. – № 9.
24. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2011/01/14/
25. Сазонова А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Дошкольная педагогика, 2003. – № 1.
26. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2001.
27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.
28. Селиванов, В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. – 2-е изд., испр. / В.А. Селиванов.– М.: Издательский центр «Академия», 2002.
29. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина / В.А. Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
30. Тимофеева Л.Л. Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», 2009 - № 1.
31. Управление введением федерального государственного образовательного стандарта. Начальная школа / Под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2011.
32. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 2001.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
34. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
35. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
36. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985.
Приложение 1.
Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний.
Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:
1. Как тебя зовут? (Называние фамилии вместо имени не является ошибкой).
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей? (Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка).
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?
6. Какой у тебя номер дома и квартиры?
7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние? (Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных).
8. В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев?
9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обе даешь и готовишься ко сну?
10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься (Правильный ответ – тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов).
За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.
Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.
Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.
Приложение 2.
Тест для оценки словесно-логического мышления.
Ребенок отвечает на вопросы:
1. Какое из животных больше – лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки... – это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
9. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка – это?
10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Правильные ответы:
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зеленая.
5. Фрукты.
6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
9. Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
12. Это инструменты.
13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и.д.
14. Гвоздь - гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
15. Виды спорта.
16. Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).
17. Три существенных признака как минимум: «Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.».
18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.
20. Так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными считаются те, которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.
Приложение 3.
Тест «Какой Я?».
Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю», «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
№ п/п | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале | |||
да | нет | иногда | не знаю | ||
1 | Хороший |
|
|
|
|
2 | Добрый |
|
|
|
|
3 | Умный |
|
|
|
|
4 | Аккуратный |
|
|
|
|
5 | Послушный |
|
|
|
|
6 | Внимательный |
|
|
|
|
7 | Вежливый |
|
|
|
|
8 | Умелый (способный) |
|
|
|
|
9 | Трудолюбивый |
|
|
|
|
10 | Честный |
|
|
|
|
Приложение 4.
«Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?».
Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребёнку не менее двух-трёх человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребёнка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (небезразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребёнка принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, ещё не в состоянии его по-настоящему оценить.
С помощью приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми: доброта, внимательность к людям, правдивость, честность, вежливость, общительность, щедрость, отзывчивость, готовность прийти на помощь, справедливость, жизнерадостность, ответственность.
Коммуникативно-личностный опросник для родителей
1. Добрый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
2. Внимательный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
3. Правдивый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
4. Вежливый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
5. Общительный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
6. Щедрый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
7. Отзывчивый ли ваш ребёнок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
8. Справедливый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
9. Жизнерадостный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
10. Ответственный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.