Социально-педагогическая деятельность по подготовке детей к освоению новых образовательных стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование литературы на тему социально-педагогической деятельности по подготовке детей к освоению новых образовательных стандартов.

Задачи:

 провести анализ философской, педагогической, социально-педагогической, психолого-социологической литературы;

 сопоставление полученных сведений по данной проблеме.

Содержание работы

1. Введение...........................................................................................................3

2. Глава 1: Теоретические основы социально-педагогической деятельности с дошкольниками.............................................................................................5

2.1. Возрастные особенности дошкольников. Возрастные стадии подготовительной группы..............................................................................5

2.2. Учебная деятельность в понимании Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова..........................................................................................................9

3. Глава 2: Новые образовательные стандарты..............................................14

3.1. Новые стандарты. Психологическая готовность ребенка к школе...14

3.2. Основные проблемы введения новых образовательных стандартов......................................................................................................16

4. Глава 3: Социально-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста..........................................................................................................19

4.1. Комплексная работа (познавательные дидактические игры)............19

4.2. Описание психологической, интеллектуальной, личностной и физической готовности ребенка к школе....................................................24

4.3. Тестирование как один метод диагностики готовности ребенка

к школе...........................................................................................................30

5. Заключение.....................................................................................................33

6. Список литературы........................................................................................36

7. Приложение....................................................................................................39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Оценка результатов:

За каждый ответ типа «да» ребёнок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.

В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребёнком по всем десяти коммуникативным качествам личности.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.


Приложение 5.

Изучение уровня адаптации ребенка в школе (Н.Г. Лусканова).

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный – 3 балла).

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок:

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль – роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения.

 

3

 



[1] Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

 

[2] Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

 

[3] Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо - М., 1984.

 

[4] Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А.В. Запорожец, Я.З.   Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985.

[5] Тимофеева Л.Л. Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», 2009 - № 1.

 

[6] Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина / В.А. Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

[7] Управление введением федерального государственного образовательного стандарта. Начальная школа / Под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2011.

[8] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.

 

[9] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

[10] Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2011/01/14/plan-site-dok.html.

 

[11] Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

 

[12] Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 

[13] Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль, 1997.

[14]  Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994.

 

[15] Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2003.

 

[16]  Поддъяков Н. Проблема психологического развития ребенка // Дошкольное воспитание, 2001. – № 9.

 

[17]  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 2001.

 

[18] Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к     обучению в школе.// Начальная школа, 2002. – № 6.

 

[19]  Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа, 2002. – № 1.

[20]  Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М., 1996.

 

[21] Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина / В.А. Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

[22] Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985.

 


Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по подготовке детей к освоению новых образовательных стандартов