Социально-педагогическая деятельность с детьми инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:36, реферат

Описание работы

Данная работа раскрывает методики, сушьность и проблемы работы с детьми с особыми нуждами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………...………………………3

1. Детская инвалидность и её причины………………………………………….4

2.Методика работы социального педагога с семьёй, воспитывающей ребенка-инвалида…………………………………………………………………………...8

3. Специфика социальных проблем детей-инвалидов и их семей……………15

Заключение……………………………………………………………………….20

Литиература……………………………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

инвалиды (6).docx

— 50.29 Кб (Скачать файл)

     Рождение  больного ребенка неизбежно изменяется уклад и особенно психологический  климат в семье. Все члены семьи, и в первую очередь мать находятся  в состоянии эмоционального стресса9. И в таком состоянии многие родители хотят оказаться от ребенка-инвалида. Чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, специалист должен иметь реальные представление о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития. Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. для этого социальны педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото- и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.

     Кроме того, социальный педагог выступает  в качестве посредника между медицинским  персоналом и семьей. В то время  как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь  с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь10.Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых – улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации11. Одним из ведущих методов работы социального педагога и семьи ребенка-инвалида является составление контракта (договора). Он составляется между профессионалом, оказывающим помощь, и клиентом – семьей или отдельным ее представителем.

     Договор включает:

     1. Описание ключевой проблемы или  проблем, которые обе стороны  надеются разрешить;

     2. Цель и задачи проводимой работы;

     3. Процедуры и методики, которые  будут использованы;

     4. Требование к клиенту и специалисту,  характеризующие роли каждого  из них в процессе решения  проблемы (для социального педагога  это обычно встречи, беседы, письма, телефонные звонки);

     5. Временные рамки совместной деятельности  и действия в случае, если соглашение  будет нарушено одной из сторон.

     При составлении контракта семьи  или отдельного члена должны определить желательные и осуществляемые цели и задачи предстоящей деятельности. А социальный педагог должен определить придельные сроки, которые будут  обязательными и для него, и  для подопечного, и помочь последнему в выборе и осуществлении цели. Контракт между социальным педагогом  и клиентом (в нашем случае –  семьей ребенка-инвалида) считается  первичным, могут существовать контракты  между социальным педагогом и  другими системами, помогающими  разрешить проблемы клиента, сберегая его силы и энергию. Очень распространена такая форма работы с семьей, как  патронаж. Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет  инвалидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные  трудности, оказывающие на них отрицательное  воздействие .

     Патронаж  помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам  поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские  и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение  клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального педагога во взаимодействии с семьей. Патронаж дает возможность наблюдать семью  в ее естественных условиях, что  позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности12. Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.

     Другой  метод работы – консультации. Он представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими  людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем  или при подготовке к предстоящим  действиям. Поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных  задач, оно способно найти широкое  применение и в социально-педагогической практике, нацеленной на реабилитацию семьи ребенка-инвалида13. Необходимость использования этого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением. И помимо новых знаний им необходимо специально организованное доверительное общение.

     Тренинги  – еще один метод работы социального  педагога с семьей ребенка-инвалида. Это групповые методы работы с  семьей (семьями). Особенно распространены психологические и образовательные  тренинги. Психологический тренинг  представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой  работы, нацеленных на формирование новых  психологических умений и навыков. В настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширялись, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное  место в социальное место в  социальной работе, системе образования. Образовательные тренинги для родителей  направлены прежде всего на развитие умений и навыков, которые помогают семьям управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных  и конструктивного взаимодействия14. В образовательных тренингах активно используется, например, индивидуальные упражнение на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др. Тренинг является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течении последних лет. Особо остро она стоит в отношении родителей-инвалидов. Для того чтобы тренинг получил признание и был успешным, он должен быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые усилия и навыки должны формироваться постепенно с предоставлением широких возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи адекватные уровню их и возможностей, следует использовать непрерывную систему обратной связи и др.

     Групповые методы работы дают возможности родителям  обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность приписать  на себя роль лидера при обмене информацией  развивает активность и уверенность  родителей15. Несмотря на высокие требования при соответствующей подготовки социальных педагогов именно групповые формы работы, в частности образовательные тренинги для родителей, эффективность которых доказана зарубежным опытом, войдут в разряд ведущих технологий социально-педагогического воздействия.

     Посредническая  помощь социального педагога (звонки, письменные обращения в различные  инстанции), наряду с образовательной  помощью и психологической поддержкой, позволяет в ряде случаев найти  источники для оплаты лечения  и отдыха ребенка, получить единовременное материальное пособие в сложившихся  неблагоприятных обстоятельствах, установить телефон на льготных основаниях и др., то есть в какой-то мере улучшить материальное положение семьи.

     Надо  отметить, что установление инвалидности ребенку определенной частью семей  воспринимается очень болезненно, и  по этому семьи не всегда пользуются этим правом, теперь дополнительный источник помощи. Социальный педагог раскрывая  положительные стороны статуса  инвалида, нейтрализует предупреждения и негативные установки родителей, препятствующие получению необходимых  льгот и материальных средств16.

     Таким образом, социальный педагог играет очень важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. В своей деятельности он в основном использует такие методы как контакт, консультирование, патронаж, тренинги.

 

  1. Специфика социальных проблем детей-инвалидов  и их семей
 

     «В  Российской Федерации, в том числе  и Еврейской автономной области, наблюдается снижение рождаемости  и повышается смертность населения, особенно детей и подростков. Детская  и подростковая смертность увеличилась  в 1,2 раза. О степени ухудшения  здоровья населения (в том числе  матери и ребенка) и несостоятельность  системы охраны здоровья можно судить по показателю «распространенность  инвалидности» (в том числе «распространенность  детской инвалидности»17. Распространенность инвалидности увеличивается с каждым годом. В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем. Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас противоположные чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния18. С появлением ребенка-инвалида все семейные функции в целом, образ жизни деформируются. Многие родители уходят в себя, возводя своего рода стену между собой и окружающим миром, социальным окружением – ближним и дальним. Ребенок с ограниченными возможностями большую часть времени проводит дома, и, естественно, семейный климат, степень психологического комфорта самым прямым образом отражается на качестве и эффективности его реабилитации.

     Очень много семей испытывают экономические  трудности, а некоторые живут  за чертой бедности. Для многих семей  детское пособие по инвалидности является единственным доходом. Например, когда ребенка воспитывает только мать, и в силу того, что она  постоянно должна заниматься своим  ребенком, она не может устроиться на постоянную работу. Но это пособие  не может быть достаточным для  обеспечения достойного уровня жизни  ребенка-инвалида.

     Важным  и трудно преодолимым барьером для  инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями  имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска), сама организация жилой  среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает  оборудования и приспособлений для  бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Дети с сенсорными нарушениями испытывают дефицит  специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды19. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней.

     В личности ребенка-инвалида идет постоянная борьба между социальным и биологическим. Если общество оставляет его без  внимания и заботы, то он попадает под  власть физических недугов, которые  определяют его характер, отношения  с людьми, семейное положение, уровень  образования, карьеру, в общем весь жизненный путь20. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на задний план.

     Значительное  место в жизни детей-инвалидов  и семей, в которых они воспитываются, занимают проблемы получения информации. Инвалиды затруднены в получении  информации, как общего плана, так  и имеющий непосредственное значение для них исчерпывающие средства о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки  инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки21. Это вызвано и экономическими причинами. Например, если родители этих детей не могут купить или отремонтировать телевизионный или радиоприемник, испытывают дефицит специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги Брайчевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т.д.), а также имеет место неразвитость современных глобальных информационных систем (типа Интернет) в нашей стране. Задача создания и ведения банка данных по проблемам инвалидов не решена в полной мере, хоты первые шаги в этой сфере предпринимаются.

     Дети-инвалиды имеют трудности с получением образования. Российская Федерация  подготовила Федеральный закон  «Об образовании лиц с ограниченными  возможностями здоровья – специальное  образование»22. В законе сказано, что специальное образование – это система условий, которую создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения их равными возможностями в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества; специальное образование – это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивилизирующих методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и/или психического недостатка. Специальное образование помогает детям-инвалидам развить свои психические и физические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни. Для таких обучающихся проектируются техникумы, профессиональные учебные заведения (ПТУ), а так же учебные заведения смешенного типа – ПТУ-техникумы.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с детьми инвалидами