Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:36, реферат
Данная работа раскрывает методики, сушьность и проблемы работы с детьми с особыми нуждами.
Введение…………………………………………………...………………………3
1. Детская инвалидность и её причины………………………………………….4
2.Методика работы социального педагога с семьёй, воспитывающей ребенка-инвалида…………………………………………………………………………...8
3. Специфика социальных проблем детей-инвалидов и их семей……………15
Заключение……………………………………………………………………….20
Литиература……………………………………………………………………...21
Рождение больного ребенка неизбежно изменяется уклад и особенно психологический климат в семье. Все члены семьи, и в первую очередь мать находятся в состоянии эмоционального стресса9. И в таком состоянии многие родители хотят оказаться от ребенка-инвалида. Чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, специалист должен иметь реальные представление о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития. Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. для этого социальны педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото- и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.
Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь10.Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых – улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации11. Одним из ведущих методов работы социального педагога и семьи ребенка-инвалида является составление контракта (договора). Он составляется между профессионалом, оказывающим помощь, и клиентом – семьей или отдельным ее представителем.
Договор включает:
1.
Описание ключевой проблемы
2.
Цель и задачи проводимой
3. Процедуры и методики, которые будут использованы;
4.
Требование к клиенту и
5.
Временные рамки совместной
При
составлении контракта семьи
или отдельного члена должны определить
желательные и осуществляемые цели
и задачи предстоящей деятельности.
А социальный педагог должен определить
придельные сроки, которые будут
обязательными и для него, и
для подопечного, и помочь последнему
в выборе и осуществлении цели.
Контракт между социальным педагогом
и клиентом (в нашем случае –
семьей ребенка-инвалида) считается
первичным, могут существовать контракты
между социальным педагогом и
другими системами, помогающими
разрешить проблемы клиента, сберегая
его силы и энергию. Очень распространена
такая форма работы с семьей, как
патронаж. Центральный совет обучения
и подготовки патронажных работников
Великобритании определил патронаж
как подотчетную
Патронаж
помогает и дает им силы справиться
с этими трудностями
Другой
метод работы – консультации. Он
представляет собой взаимодействие
между двумя или несколькими
людьми, в ходе которого определенные
специальные знания консультанта используются
для оказания помощи консультируемому
в решении текущих проблем
или при подготовке к предстоящим
действиям. Поскольку консультирование
предназначено для оказания помощи
практически здоровым людям, испытывающим
затруднения при решении
Тренинги
– еще один метод работы социального
педагога с семьей ребенка-инвалида.
Это групповые методы работы с
семьей (семьями). Особенно распространены
психологические и
Групповые
методы работы дают возможности родителям
обмениваться друг с другом опытом,
задавать вопросы и стремиться получить
поддержку и одобрение в
Посредническая
помощь социального педагога (звонки,
письменные обращения в различные
инстанции), наряду с образовательной
помощью и психологической
Надо отметить, что установление инвалидности ребенку определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и по этому семьи не всегда пользуются этим правом, теперь дополнительный источник помощи. Социальный педагог раскрывая положительные стороны статуса инвалида, нейтрализует предупреждения и негативные установки родителей, препятствующие получению необходимых льгот и материальных средств16.
Таким образом, социальный педагог играет очень важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. В своей деятельности он в основном использует такие методы как контакт, консультирование, патронаж, тренинги.
«В
Российской Федерации, в том числе
и Еврейской автономной области,
наблюдается снижение рождаемости
и повышается смертность населения,
особенно детей и подростков. Детская
и подростковая смертность увеличилась
в 1,2 раза. О степени ухудшения
здоровья населения (в том числе
матери и ребенка) и несостоятельность
системы охраны здоровья можно судить
по показателю «распространенность
инвалидности» (в том числе «
Очень
много семей испытывают экономические
трудности, а некоторые живут
за чертой бедности. Для многих семей
детское пособие по инвалидности
является единственным доходом. Например,
когда ребенка воспитывает
Важным и трудно преодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Дети с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды19. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней.
В личности ребенка-инвалида идет постоянная борьба между социальным и биологическим. Если общество оставляет его без внимания и заботы, то он попадает под власть физических недугов, которые определяют его характер, отношения с людьми, семейное положение, уровень образования, карьеру, в общем весь жизненный путь20. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на задний план.
Значительное
место в жизни детей-инвалидов
и семей, в которых они воспитываются,
занимают проблемы получения информации.
Инвалиды затруднены в получении
информации, как общего плана, так
и имеющий непосредственное значение
для них исчерпывающие средства
о своих функциональных нарушениях,
о мерах государственной
Дети-инвалиды
имеют трудности с получением
образования. Российская Федерация
подготовила Федеральный закон
«Об образовании лиц с
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с детьми инвалидами