Основные
зоны техникумов и ПТУ: учебная, учебно-производственная,
физкультурно-оздоровительная, отдыха,
хозяйственная, жилая (при наличии
жилых корпусов для учащихся инвалидов
непосредственно на территории учебного
заведения).
Законы
Российской Федерации и субъекты
Российской Федерации гарантируют
таким лицам обязательное обучение
независимо от степени физической и/или
психической недостаточности с
момента ее обнаружения, при этом
продолжительность начального основного
общего образования устанавливается
специальными образовательными стандартами
и не может быть менее девяти лет.
Также гарантируется бесплатность
обучения; свободный доступ к образованию
любого уровня; обучение с возможно
минимальной изоляцией от общества.
Из-за
своей патологии подростки-инвалиды
с ограниченными возможностями
имеют крайне узкий доступ к рабочим
местам или не имеют вообще23.
В условиях нашей страны барьер между
личностью инвалида и продуктивным трудом
может обусловливаться и отсутствием
трудовой мотивации с его стороны. По данным
отечественных и зарубежных экспертов,
трудовая деятельность доступна примерно
2/3 всех инвалидов, работает же не более
11% из них. Это вызвано не столько отсутствием
специальных рабочих мест, сколько доминирующей
ориентацией на получение льгот и пособий
вместо труда.
К
сожалению, формирование современной
трудовой мотивации и трудовой этики
в нашем обществе блокируется
тем обстоятельством, что нередко
инвалидная пенсия является более солидным
источником дохода, чем заработная
плата работающего, во всяком случае,
она выплачивается более регулярно24.
И очень часто бывает, что родители вынуждены
содержать всю жизнь детей с отклонениями.
Такое положение обусловлено не только
ограниченностью их индивидуальных физических
или интеллектуальных ресурсов, сколько
неразвитым характером рынка труда для
лиц с особыми нуждами. В условиях «дикой»
рыночной экономики адаптация рабочих
мест для таких инвалидов рассматривается
работодателем как невыгодная и нежелательная.
В
ряде случаев инвалид абсолютно
не способен к трудовой деятельности,
даже самой простой. Однако в других
ситуациях инвалидам предоставляются
(или оказываются доступны) рабочие
места, требующие низкой квалификации,
предусматривающие монотонный, стереотипный
труд и невысокую заработную плату.
То есть при таких условиях ребенок-инвалид
практически не имеет возможности
самостоятельно выйти во взрослую жизнь.
Комплексный
характер имеет коммуникативный
барьер, который обусловлен кумуляцией
действия всех вышеперечисленных ограничений,
деформирующих личность человека. Расстройство
общения, одна из наиболее трудных социальных
проблем детей-инвалидов, является
следствием внешних и физических
ограничений, и эмоциональной защиты
самоизоляции, и выпадение из трудового
коллектива, и дефекта привычной
информации. Закономерно, что восстановление
нормальных для возраста и социального
статуса коммуникацией является
одной из наиболее наружных целей
социальной реабилитации инвалида.
Таким
образом, основными социальными
проблемами детей-инвалидов и семей,
в которых они воспитываются
является экономические, жилищно-бытовые,
коммуникативные, проблемы с обучением
и трудоустройством. Со многими из
рассмотренных проблем ребенок
и семья не могут справиться самостоятельно.
Они прибегают к помощи специалиста,
в лице которого очень часто выступает
социальный педагог.
Заключение
Численность
детей-инвалидов возрастает с каждым
годом. Основными причинами, способствующими
инвалидности детей, является высокий
уровень хронических наследственных
заболеваний родителей; болезни
новорожденных, вызванные состоянием
здоровья матери; запоздалое выявление
болезней; неблагоприятные условия
труда женщин; ухудшение экологической
обстановки и многие другие.
Итак,
дети-инвалиды, имеющие значительные
ограничения жизнедеятельности, приводящие
к социальной дезадаптации вследствие
нарушение роста и развития ребенка,
способностей к самообслуживанию, передвижению,
ориентации, контролю за своим поведением,
обучению, трудовой деятельности в
будущем.
В
настоящее время для детей-инвалидов
создаются реабилитационные центры,
в которых им и их семьям оказывается
медицинская, социальная, педагогическая,
психологическая помощь.
Таким
образом, социальный педагог играет
очень важную роль в жизни ребенка-инвалида
и его семьи. В своей деятельности
он в основном такие методы как
контракт, консультирование, различные
тренинги (образовательные, психологические
и другие). В ходе курсового исследования
мы пришили к выводу, что неоднозначное
представление об инвалидности, невозможность
для социума обеспечить адекватные
условия социализации инвалидов, несоответствие
возможностей последних их потребностей,
несовпадение поведение инвалидов
общественным ожиданиям – это
и многое другое делает инвалидность
реальной проблемой, которая не может
игнорироваться государством и обществом.
Литература
- Аксенова,
Л.И. Правовые основы специального образования
и социальной защиты детей с отклонениями
в развитии / Л.И. Аксенова //Дефектология.-
1997. - № 1. – С. 3-10.
- Аргун, Л.Е.
Спортивно-реабилитационная игра «Ринго-Надежда»
/ Л.Е.Аргун, И.В.Капустина // Вестн, Моск.
Ун-та. – 1997. - №2. – С. 43-50.
- Айшервуд,
М.М. Полноценная жизнь инвалида./ М.М.Айшервуд
-М.: Педагогика, 1991 . – С. 50-80.
- Боброва,
Л.П. Положение детей в Р.Ф. / Л.П.Боброва
// Защити меня. – 2003. – №2. – С. 3.
- Грачев, Л.К.
Программа социальной работы с семьями,
имеющими детей-инвалидов / Л.К.Грачев
// Социальное обеспечение. – 1995. - №9. –
С. 11-12.
- Дементьева,
Н.Ф Социальная работа с семьей ребенка
с ограниченными возможностями. / Н.Ф. Дементьева,
Г.Н. Багаева – М.: Институт социальной
работы., 1996. – 332 с.
- Информационный
бюллетень по реализации Федеральной
Целевой программы «Дети России», подпрограммы
«Дети-инвалиды». – М.: 1995.
- Кавокин,
С. Реабилитация и занятость инвалидов
/ С. Кавокин // Человек и труд. - 1994. - №
8. - С. 15-18.
- Казначеев,
В.В. Право на образование есть, но реализовать
его трудно/ В.В. Казначеев // Надежда. –
2004. - №1. – С. 9.
- Климантова,
Г.И. Государственная семейная политика
современной России: - учеб. Пособие / Г.И.
Климантова – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2004. –
192 с.
- Коробейников,
И.А. Нарушения развития и социальная адаптация
/ И.А. Коробейников – М.: ПЭРСЭ, 2002. – 198
с.
- Мастюкова,
Е.М. Они ждут нашей помощи / Е.М. Мастюкова,
А.Г. Москвина – М.: Педагогика, 1991. – 160
с.
- Оботурова,
И.А. Познай дитя своё / И.А. Оботурова –
Сыктывкар: Коми книжное издательство,
2000. – 320 с.
- Ольман, С.В.
О слепце, хромце, калеке, вдовце / С.В. Ольман
// Социальная работа. – 1997. - № 1. – С. 6-14
- Панов, А.Н.
Если ваш ребенок не такой как другие /
А.Н. Панов – М.: Педагогика, 1997. – 271 с.
- Петрова,
В.Г., Кто они, дети с отклонениями в развитии?
/ В.Г. Петрова, И.В. Белякова – М., Педагогика,
1998. – 173 с.
- Российская
энциклопедия социальной работы. Т.1. Под
ред . А.И. Панова, -М.: Институт социальной
работы, 1997. – 364 с.
- Руководство
по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под
ред. Ю.Д. Арабанской. М.: Медицина, 1991. –
559 с.
- Саврасов,
Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф./ Е.Г. Саврасов
// Социальная работа. – 2003. - №1. – С. 33-34.
- Селевко,
Т.К. Социально-воспитательные технологии
/ Т.К. Селевко, Л.Г. Селевко // Народное образование.
– 2002. - №4. - С. 140-142.
- Смирнова,
Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные
аспекты / Е.Р. Смирнова – Саратов, 1996. –
163 с.
- Социальная
педагогика: учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В. Мардахаева.
– М.: Педагогика, 2000. – 65 с.
- Специальная
педагогика: учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой.–
М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- 400 с.
- Холостова
,Е.И. Социальная реабилитация: Учеб. пособие
/ Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2002. –
340 с.
- Храпылина,
Л.П. Основы реабилитации инвалидов / Л.П.
Храпылина – М., Педагогика, 1996. – 107 с.