Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:46, курсовая работа
По данным МВД в России более 2 миллионов детей школьного возраста (10%соответствующей популяции) нигде не обучаются (и на них приходится 40% детско-подростковои преступности); от 2 до 4 миллионов детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот достигло бООтыс.; 40% детей подвергаются насилию в семьях; в школах 16%. учащихся испытывают со стороны педагогов физическое насилие и 22% — психологическое; за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100%, отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет; В стране 700 тыс. семей где есть несовершеннолетние и один из родителей безработный, а в бОтыс. семей с детьми оба родителя не имеют постоянного источника заработка.
Введение 2
Глава 1. Практика социальной работы КДН с детьми и семьями «группы риска».
1.1 Социальная поддержка в работе КДН с семьями «группы риска» 5
1.2 Модель социальной работы в технологиях КДН 16
Глава 2. Деятельность КДН по защите прав детей и семей группы риска (на примере КДН при администрации г. Таганрога).
2.1 Коррекционно-воспитательная работа КДН 24
2.2 Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума 27
Заключение 31
Список библиографии 33
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Профессионального образования
«Таганрогский государственный педагогический институт»
Факультет социальной педагогики
Кафедра педагогики и психологии личности
Курсовая работа
На тему: «Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних и семей «групп риска» в работе комитета по делам несовершеннолетних .»
Выполнил студент:41 группы
Бойков А.М.
Научный руководитель: ассистент Жилина Л.Я.
Таганрог, 2008
Оглавление
Глава 1. Практика социальной работы КДН с детьми и семьями «группы риска».
Глава 2. Деятельность КДН по защите прав детей и семей группы риска (на примере КДН при администрации г. Таганрога).
2.1 Коррекционно-воспитательная
работа КДН
2.2 Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума 27
Список библиографии
По данным МВД в России более 2 миллионов детей школьного возраста (10%соответствующей популяции) нигде не обучаются (и на них приходится 40% детско-подростковои преступности); от 2 до 4 миллионов детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот достигло бООтыс.; 40% детей подвергаются насилию в семьях; в школах 16%. учащихся испытывают со стороны педагогов физическое насилие и 22% — психологическое; за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100%, отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет; В стране 700 тыс. семей где есть несовершеннолетние и один из родителей безработный, а в бОтыс. семей с детьми оба родителя не имеют постоянного источника заработка.
Из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Противоправное поведение несовершеннолетних растет в 2 раза быстрее, чем среди взрослых, особенно по тяжким преступлениям против личности. Детская преступность выросла за 5 лет 1,5 раза, число правонарушений, совершаемых девушками - на 57,1%; число несовершеннолетних, задержанных за правонарушения, увеличилось почти вдвое и превысило 1 млн. в год; 27% из них - дети моложе 14 лет. На территории России действуют около 30 тыс. преступных группировок несовершеннолетних. При этом от 60 до 80% "несовершеннолетней" преступности приходится на подростков, имеющих психические аномалии.
Необходимость решения конкретных проблем современного положения детей в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами обусловили выбор в качестве приоритетного направления государственной социальной политики, социальную, социально-правовую защиту детей и подростков.
Положения Конвенции ООН о правах ребенка определяют следующиеориентиры для развития системы социально-правовой защиты несовершеннолетних:
- несовершеннолетние ввиду умственной и физической незрелости имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;
- несовершеннолетние
обладают комплексом особых
- в решении вопросов
взаимодействия ребенка с
- особое внимание уделяется
несовершеннолетним, находящимся в
трудных (неблагополучных)
В соответствии с этими ориентирами в России в 1995 утвержден Национальный план действий в интересах детей, определивший защиту прав детей и подростков как специальное направление деятельности государственных институтов, нацеленное на правовое обеспечение и регулирование, как воздействий среды, так и самого процесса формирования и развития личности.
Создание государственной системы защиты прав несовершеннолетних в сфере профилактики социальных отклонений, призванной обеспечить этот подход, было закреплено Указом Президента РФ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. В эту систему вошли: органы управления и учреждения образования, здравоохранения, занятости, культуры, физкультуры и спорта, опеки и попечительства, МВД. Координацию действий Федеральных министерств и ведомств, направленных на решение проблемы, осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ.
Особенно актуальна обозначенная проблема для деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних, на которые ложится вся тяжесть работы по осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов детей, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, т.е. осуществлению реальной помощи ребенку, оказавшемуся в социально опасном положении.
Теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловила выбор темы дипломной работы "Социальная работа с детьми и семьями группы риска в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Объект исследования: социальная работа с детьми и семьями группы риска комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Предмет исследования: социально - педагогические функции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по работе с детьми и семьями группы риска.
Цель исследования: выявить специфику социальной работы с детьми и семьями группы риска в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Для достижение цели исследования нами определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать научно - методическую литературу
- познакомиться
с нормативно-правовой базой
- познакомиться со спецификой работы КДН
- выявить условия
способствующие эффективности
База исследования: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Октябрьского района.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседы, работа с картотекой, документами.
Глава 1. Практика социальной работы КДН с детьми и семьями «группы риска».
1.1.Социальная поддержка в
В главе представлены основные направления совершенствования деятельности комиссий на всех уровнях системы КДН; раскрываются содержательные аспекты социально-защитной практики и организационно-педагогической деятельности КДН в системе межинституционального взаимодействия; а также характеризуются перспективы дальнейшего развития социально-педагогической деятельности КДН по защите прав несовершеннолетних.
В современной психолого-
Девиация (отклонение) - явление несоблюдения норм и правил, официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе.
Девиация понимается как одна из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Известно, что в человеческих сообществах взрывы девиаций сопровождают кризисные периоды и являются их четким индикатором. Первыми и сильнее реагируют социально зависимые группы, например подрастающее поколение. Изменчивость в социальной сфере в основном связана с деятельностью и выражается, как правило, в поведении.
Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: среда воздействует на личность, способствует ее формированию; личность, действуя в социальной среде, вступая в отношения с другими личностями, через участие в деятельности различных общностей создает эту среду, придает ей определенное социальное качество.
В изучении механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят так называемой социальной ситуации развития (Л.С.Выготский), которая представляет особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющееся типичным для каждого возрастного этапа и обуславливающее динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, а также новые качественно своеобразные психические образования, возникающие к его концу.
Таким образом, поведение ребенка может быть нормальным, если взаимодействие его со средой "адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации при адекватном учете данной средой его индивидуальности в ее динамических возрастных, рефлективных и, в ряде случаев, патологических проявлениях" [4,с.79].
Отклоняющееся поведение в таком случае характеризуется как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию, вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности, и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным, нравственным и- правовым общественным нормам [13,с.154].
Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой - необходимым условием успешного развития этого процесса.
Социальная адаптация – процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной, включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целям и деятельности [1].
В социальной психологии "адаптация" рассматривается не как изолированный и самодостаточный процесс, а как одна из сторон социализации, т.е. усвоения индивидом социального опыта, "предполагающего включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений"[10,с.93].
Человек (ребенок) как
целостная биосоциальная
Под влиянием обучения, воспитания, среды, происходит процесс непрерывного гетерохромного изменения в психике и организме человека в соответствии с психобиологическими закономерностями созревания индивида.
Социальное воспитание - педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. [2,с.153].
В зависимости от природы,
характера и степени
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как "трудновоспитуемость".
Трудновоспитуемость предполагает
сопротивление ребенка
Сопротивление это может быть вызвано самыми . разнообразными причинами, включая педагогические просчеты родителей, воспитателей, учителей; дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики ребенка; особенности возрастного кризисного периода; неумение педагога найти индивидуальный подход к ребенку, проявление у подростка самостоятельного критического мышления, неприятие трудных условий в которых он оказался независимо от своего желания.
Так, например, дети, лишенные родительской заботы, попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, совершению правонарушений. По данным статистики 60% несовершеннолетних, совершивших правонарушения, проживали в детских домах и школах-интернатах.
Из числа детей, оставленных
в роддоме молодыми женщинами
в возрасте от 14 до 17 лет, после выхода
из детдома 30% становятся бомжами, 20% - преступниками,
10% -заканчивают жизнь
Высокий, социально обусловленный риск нарушений психической адаптации, отклонений личностного развития, школьная неуспешность и проблемы поведения наблюдаются в группе детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, мигрантов, из семей, испытывающих серьезные социальные лишения. По данным Федеральной миграционной службы России, на 01.01.04 г. зарегистрировано 1192 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев (в основном из стран СНГ и Балтии). Из них 15% - это дети, разлученные с родителями или не имеющих их.
Неподдельный интерес к этим детям проявляют криминальные элементы. Такой ребенок легко находит себе "приют" в различного рода группах сверстников асоциальной направленности.
Статистика показывает, что в современных условиях все большее количество детей становится жертвами насилия. Это дети, находящиеся в эмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка конфликтной ситуации притеснения и пренебрежения его потребностями и интересами. В 2004г. по сравнению с 2002г. на 7,2% увеличилось количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федераций, возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполнительной власти всех уровней в 2004г. рассмотрено более 159 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей. На начало 2004 г. на учете в органах внутренних дел состояло 143,6 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, которые не выполняли своих обязанностей по воспитанию детей.