Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних и семей «групп риска» в работе комитета по делам несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

По данным МВД в России более 2 миллионов детей школьного возраста (10%соответствующей популяции) нигде не обучаются (и на них приходится 40% детско-подростковои преступности); от 2 до 4 миллионов детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот достигло бООтыс.; 40% детей подвергаются насилию в семьях; в школах 16%. учащихся испытывают со стороны педагогов физическое насилие и 22% — психологическое; за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100%, отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет; В стране 700 тыс. семей где есть несовершеннолетние и один из родителей безработный, а в бОтыс. семей с детьми оба родителя не имеют постоянного источника заработка.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Практика социальной работы КДН с детьми и семьями «группы риска».
1.1 Социальная поддержка в работе КДН с семьями «группы риска» 5
1.2 Модель социальной работы в технологиях КДН 16
Глава 2. Деятельность КДН по защите прав детей и семей группы риска (на примере КДН при администрации г. Таганрога).
2.1 Коррекционно-воспитательная работа КДН 24
2.2 Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума 27
Заключение 31
Список библиографии 33

Файлы: 1 файл

работа кдн.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Исследователи выделяют типичные особенности  личности подростка с отклоняющимся  поведением: отставание психофизического развития от возрастной нормы; психическая неуравновешенность; слабость воли; неадекватная самооценка; отсутствие правильных представлений об этических, эстетических и правовых нормах; лживость;. эгоцентризм; отсутствие целей и целеустремленности, безыдейность, антисоциальность взглядов; преобладание материальных потребностей; неуважение и равнодушие к окружающим людям; низкие показатели деятельности, слабая социальная активность.

Социально-педагогическая работа направлена на поддержку, помощь такой личности. Гуманизм также включает оптимистическую веру в ребенка, в его творческие силы и способности, выявление и стимулирование лучших черт личности. Такое понимание принципа гуманизма наилучшим образом способствует формированию человечного, гуманного отношения  развивающейся  личности  к  окружающим людям, обществу, природе, миру.

Личностный подход требует  демократизации отношений, предоставления подростку личностного равенства с воспитателем, педагогом, специалистом ряда свобод и демократических возможностей. Только при таких условиях можно сформировать у молодых людей осознанную гражданскую позицию, готовность к выполнению своих прав и обязанностей, участию в демократическом общественно-государственном управлении, ответственность за свою судьбу.

Личностно-ориентированный  подход, как составляющая нашей модели правозащитной деятельности КДН, предлагает перестройку отношений к подростку со стороны всех субъектов социально-правовой работы в сфере профилактических воздействий.

Основой формирования отношений  служит общение. Общение - это способ установления отношений, это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются знаниями, умениями, навыками, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. А в правозащитной деятельности общение выступает как инструмент социально-правового взаимодействия, средство формирования социально-правовых отношений подростка в семье, школе, социуме.

Результаты социологического обследования показали, что:

1) большинство родителей (93%) использует метод убеждения, 82% применяют ласку, но 42% прибегают к приказам, строгим наказаниям и 27% используют запрещенный законом прием - физическое наказание;

2) деятельность родителей по воспитанию детей занимает 3-4 место после просмотра TV, занятий домашним хозяйством (у женщин) и чтением (у мужчин);

3) отношение родителей  к учебе ребенка заключается  в основном в поверхностном  контроле, а помогают детям лишь 22%; 14% вообще устраняются от контактов, считают, что учеба - дело ребенка.

Аналогичные отношения  имеются между школьными учителями  и подростками. [16,с.176].

Одним из факторов из факторов отклоняющегося поведения может  стать стиль поведения или  воспитания в семье. Ученые выделяют 2 полярные позиции, приводящие к отклоняющемуся поведению - стилей взаимоотношений педагогов и родителей с подростками:

Авторитарный, командно-административный стиль отношений, наблюдавшийся у 51% обследованных, характеризуется:

    • педагогическим   авторитаризмом:   воспитатель единоличный     субъект     процесса,     воспитуемый объект, "бездуховный винтик";
    • командно-приказной дисциплиной: учитель, родитель командир,  единоначалие  в  классе,  подростки подчиненные;
    • непониманием учителем причин поведения подростка, его психического состояния, его сил и слабостей, радостей и тревог;
    • подавлением инициативы и самостоятельности учащихся в школе, дома, во внеклассной и общественной работе;
    • нарушением педагогической этики и педагогического такта в общении с учениками (предвзятость, нетерпимость, недоверие, лицемерие, несправедливость, грубость);
    • монополией учителя и родителей на оценивание деятельности учащихся, негативизмом педагогических воздействий (исправление недостатков, а не поощрение достоинств);
    • антигуманной верой в принуждение и наказание как панацею от всех нарушений и отклонений в поведении подростков.

Ответными реакциями  подростков являются; страх перед  наказанием, тревожность, депрессия, слепая исполнительность, подчинение, конформизм, безынициативность, социальная пассивность, притворство, стремление к обману воспитателя, подхалимство, сопротивление командованию, насилию, агрессивное поведение, недоразвитие таких качеств личности, как честность, совесть, стыд.

Либеральный стиль (стиль чрезмерной опеки - 14%) характеризуется:

    • существованием определенного "барьера" между семьей, школой и реальной жизнедеятельностью детей, изоляцией, отстранением подростков от жизни взрослых, от общественного производства, фактическим освобождением подростков от систематического общественно-полезного и производительного труда, ограничением деятельности подростков лишь функциями потребления, строгой регламентацией этого потребления, -сведением к минимуму поля проявления и самоутверждения личности, ограничением рамками учебы;
    • подменой взрослыми функций подростков в их общественных организациях, боязнью предоставить воспитанникам самостоятельность.

Как ответные реакции  у подростков появляются:

- иждивенчество, эгоизм  потребителя, безответственность; отчуждение, пренебрежительное отношение к физическому труду, к черновой работе, вседозволенность, инфантильность; отсутствие самостоятельности, безынициативность, ленность; недоразвитие важнейших нравственных качеств личности: чувства достоинства, чести, свободы, общественной активности.

Индивидуальный подход как составляющая личностного подхода  включает и принцип природосообразности  воспитательно-профилактических воздействий, то есть дальнейшее развитие дифференциации, функций,профилактической образовательной системы.

Практика показала, что особенно остро стоит вопрос при применении профилактических, правоприменительных воздействий на несовершеннолетних с аномалиями психики. Существуют психические аномалии, не исключающие вменяемости лица. К ним относятся различные пограничные формы заболеваний, расстройства психической деятельности. Профилактика правонарушений несовершеннолетних с аномалией психики занимает особое место. Задача этого направления состоит в том, чтобы предупредить перерастание поведения лиц с психическими аномалиями из антиобщественного в преступное. Важно определить роль и степень влияния психического расстройства на преступное поведение, в том числе мотивацию, что требует глубоких и серьезных исследований.

Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости педагогически   целесообразного    сочетания    гуманно-оличностного стиля отношений к подростку с отклоняющимся поведением с применением тормозящих приемов.

Гуманно-личностный стиль  включает:

    • внимание к подростку как к личности, индивидуальности, личностное равенство педагога с подростком, уважение прав подростка;
    • исключение авторитарного воздействия, акцентирования недостатков подростка;
    • понимание причин социальных отклонений, тактичность помощи;
    • обеспечение успеха в деятельности, положительное стимулирование, оптимистическая гипотеза.

Тормозящие приемы рекомендуется  применять лишь после соответствующей  серии приемов личностного подхода, после того, как воспитатель убедится, что он не находит поддержки внутренних сил личности. Принуждение, наказание  должны быть обязательно поняты подростком и должны учить, в противном случае они вызовут только ответную реакцию активного сопротивления и враждебности. Методы отрицательного стимулирования не должны задевать личное достоинство, унижать личность.

Ключевым фактором, повышающим сопротивляемость субъекта к деформирующим воздействиям среды является личностная зрелость человека, характеризующая способность к самореализации. Как показывают исследования, регуляторные механизмы начинают развиваться в подростковом возрасте в результате противоречия между собственной активностью подростка внешней регуляцией, например, воспитанием. Если регуляторные механизмы недостаточно развиты, человек не способен стать субъектом собственной жизни, он остается объектом воспитания и внешних воздействий.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка должна ориентироваться  на усиление таких регуляторных механизмов, как самопознание, способность к  позитивной дезинтеграции.

Помимо способности  к саморегуляции,  показателем  личностной зрелости являются способности человека самостоятельно мыслить и принимать решения, быть субъектом собственной жизни, а не объектом воспитания и внешних воздействий.

Социально-педагогическая поддержка будет действительно  способствовать минимизации процесса отклоняющегося поведения, если имеет конечной целью развитие социальной субъектности несовершеннолетнего, носит дифференцированный характер и опирается на развивающие стратегии социально-педагогической работы.

Дифференциация в оказании социально-педагогической поддержки необходима в отношении различных категорий несовершеннолетних с отклонениями в поведении.

Работа будет иметь  желаемый конечный результат только в случае адекватных, своевременных  воздействий как на личность несовершеннолетнего, так и на десоциализирующие его факторы. Должно быть исключено вмешательство в судьбу детей и подростков без анализа генезиса и механизма формирования отклоняющегося поведения. Личностный подход реализуется с учетом полученных сведений при диагностике личности, направленной на выявление:

а) неблагоприятных психобиологических, педагогических, социально-психологических  факторов, обусловливающих отклонения в психологическом и социальном развитии несовершеннолетних;

б) криминогенной среды  и лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность;

в) особенностей личности, опираясь на которые, можно изменить ее негативистскую позицию.

Для реализации поставленных задач в структуре социально-педагогической модели КДН предусмотрено звено, обеспечивающее индивидуальную диагностику личности несовершеннолетних, условий их жизни и воспитания.

Этим  звеном  является  Служба  диагностики  Центра психолого-педагогической, медико-социальной помощи детям, который  осуществляет социально-педагогическую диагностику и   на  ее   основе   разрабатывает   индивидуальную коррекционно-воспитательную программу.

Таким образом, целенаправленная системная социально-педагогическая деятельность по защите прав детей  с отклонениями в поведении, оказавшихся  в социально-опасном положении, оказала заметное влияние и на всю социально-педагогическую, воспитательно-профилактическую среду в районе.

Глава 2. Деятельность КДН по защите прав детей и семей группы риска (на примере КДН при администрации г. Таганрога).

В данной главе рассматривается экспериментальня модель деятельности КДН по защите прав несовершеннолетних. Формы работы с подростком. Результаты социально-воспитательного, педагогического характера, полученные в процессе внедрения новой модели.

 

2.1  Коррекционно-воспитательная работа КДН

Индивидуальная коррекционно-воспитательная программа. Клиент: подросток; возраст 15 лет; пол женский. Основание: заявка от школы по   факту   пропусков   школьных   занятий,   систематического   употребления алкоголя и табакокурения  подростком. 1 этап. Диагностика жизненной ситуации личностных особенностей подростка.

Характеристика учебной  ситуации:

В течении последних 3-х  лет нерегулярно посещает школу, плохо усваивает учебный материал, имеет задолженности практически  по всем предметам. За  четверть не аттестована по основным предметам. Девочка также не выбрала для себя дальнейшего образовательного и профессионального маршрута. Педколлектив не пользуется ее уважением.

Характеристика семейной ситуации:

Девочка воспитывается  в малообеспеченной семье (отец - инвалид II группы, мать на пенсии).

Отец злоупотребляет спиртными напитками. На момент появления  в семье социального педагога об алкогольной зависимости своей  дочери родителям известно не было. Они не обладали также информацией  об учебной ситуации дочери и о том, как их дочь проводит свободное время. Родители не пользуются уважением подростка. Группа окружения: группа подростков, употребляющих алкоголь. Личные проблемы: употребляет алкоголь 1-2 раза в неделю.

2 этап. Анализ  первичной информации, определение основных проблем подростка. Проблемы:

- отсутствие интереса  к учебе;

- алкоголизм;

- вовлечение в асоциальнные  связи и аморальный образ жизни;

- инфантильность в отношении  к своей жизненной позиции.

3 этап. Создание  индивидуальной коррекционно-воспитательной программы. Реализация программы.

На основе выделенных проблем была составлена индивидуальная программа по социальной реабилитации и адаптации данного подростка.

Информация о работе Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних и семей «групп риска» в работе комитета по делам несовершеннолетних