Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:46, курсовая работа
По данным МВД в России более 2 миллионов детей школьного возраста (10%соответствующей популяции) нигде не обучаются (и на них приходится 40% детско-подростковои преступности); от 2 до 4 миллионов детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот достигло бООтыс.; 40% детей подвергаются насилию в семьях; в школах 16%. учащихся испытывают со стороны педагогов физическое насилие и 22% — психологическое; за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100%, отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет; В стране 700 тыс. семей где есть несовершеннолетние и один из родителей безработный, а в бОтыс. семей с детьми оба родителя не имеют постоянного источника заработка.
Введение 2
Глава 1. Практика социальной работы КДН с детьми и семьями «группы риска».
1.1 Социальная поддержка в работе КДН с семьями «группы риска» 5
1.2 Модель социальной работы в технологиях КДН 16
Глава 2. Деятельность КДН по защите прав детей и семей группы риска (на примере КДН при администрации г. Таганрога).
2.1 Коррекционно-воспитательная работа КДН 24
2.2 Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума 27
Заключение 31
Список библиографии 33
I. Коррекция внутрисемейных отношений. Задачи работы:
1. Обучение родителей педагогической реакции на поведение подростка.
2. Обучение родителей
навыкам конструктивного
3. Распределение семейных
обязанностей с участием
4. Ознакомление родителей с возможным сценарием судьбы подростка.
5. Подключение родителей к решению проблем в обучении, в профессиональном самоопределении, преодолении алкогольной зависимости. Установление еженедельного контакта между матерью и классным руководителем.
6. Организация совместного семейного досуга, обсуждение семейных проблем. Задачи:
1. Информирование
2. Обеспечение индивидуального подхода в обучении.
3. Установление контроля за посещаемостью со стороны классного руководителя.
4. Назначение шефа-наставника
из числа педагогов,
5. Включение подростка в общеклассные и общешкольные мероприятия.
Формы работы:
Собеседования с педагогами и администрацией школы.
4 этап Социальная помощь подростку. Задачи:
1. Оказание материальной помощи от органов социальной защиты.
2. Представление бесплатного
5 этап Выстраивание жизненной перспективы и помощь в решении личных проблем. Задачи:
1. Ориентация в выборе профессии.
2. Помощь в выборе
дальнейшего образовательного
3. Формирование навыков,
облегчающих социальную
Формы работы:
Организация консультации по профориентации.
Трудоустройство в летний трудовой лагерь. Предоставление информации об учебных заведениях города. Организация индивидуальных консультаций с психологом по коррекции ценностных ориентаций.
Включение в тренинговую группу по развитию способности эффективно взаимодействовать с социальной средой и производить значимые изменения в своей жизни. Обучение техникам снятия негативных состояний.
6 этап. Оценка результатов работы.
После проведения реабилитационных мероприятий девочка регулярно посещала школьные занятия, закончила 9 класс с удовлетворительными оценками. В соответствии с рекомендациями профконсультанта через центр занятости она подала документы и была зачислена в ПТУ.
У нее улучшились межличностные отношения с родителями, она реально смотрит на реальные события, осознает роль учебного процесса, активно обращалась за помощью к специалистам Центра.
Основными формами работы
являются следующие: текущий социально-
2.2. Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума
Многообразие предпосылок и причин отклоняющегося поведения определяет и разнообразие подходов к работе по предотвращению отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Анализируя процесс формирования отклоняющегося поведения с точки зрения многофакторного влияния внешней среды, современные исследователи обращают внимание на активность личности как субъекта приобщения к социальным ценностям (А.В.Петровский, А.Маслоу), как субъекта самосознания (И.С.Кон), самооценки (М.С.Неймарк, Л.И.Липкина), моральной саморегуляции (В.С.Мухина). В этих исследованиях личность выступает как система представлений человека о самом себе, на основе которых он строит свое поведение. Такой подход предполагает сосредоточенность на личности подростка, на его самосознании, мотивах, направленности как первопричине его социальных бед, а значит, и возможность преобладания мер социального контроля и ограничений в превентивной практике.
Мы опираемся на подход,
разрабатываемый в
Высокий, социально обусловленный
риск нарушений психической
Неподдельный интерес
к этим детям проявляют криминальные
элементы. Такой ребенок легко
находит себе "приют" в различного
рода группах сверстников асоциально
Исследования показывают, что в школах также широко практикуется насилие над детьми.
Судя по исследованиям
последних лет к числу
По данным Н.И.Фелинской, у 44,1% несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции, наблюдали различные психические аномалии. По данным А.К.Личко, отклоняющееся поведение, проявляющееся в прогулах, мелком воровстве, драках, хулиганстве, отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно-психических нарушений без психоза, главным образом, при психопатиях, акцентуациях характера. Исследование 151 подростка, учащихся спецшколы для несовершеннолетних нарушителей, проведенное И.Ф.Мягковым и Ю.В.Юровым у 68% исследуемых выявило различные нервно-психические отклонения: неврозы и невротические проявления после перенесенных органических поражений мозга, задержки психического развития, патохарактерологические изменения, психопатии, легкие степени олигофрении, энурез и др.
В целом анализ статистики
и изучение практики показывают, что
имеющие место в современных
условиях нестабильного социально-
Мы исходим из того, что самоуправляющий механизм личности и взаимодействующая с ним направленность личности, являются мотивационной основой поведения подростка в существующей социально-правовой ситуации, т.е. предпосылкой формирования отклоняющегося поведения может являться нарушение прав ребенка на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования; на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне; на учет микросоциумом (со всей его инфраструктурой, государственными институтами) потребностей ребенка, его конкретных психофизиологических, этнических и культурных особенностей; на защиту детей от различных форм насилия, ущемления их естественных и гражданских прав, как в семье и микросоциуме, так и в государственных учреждениях.
Несовершенство механизма по реализации и защите прав ребенка незамедлительно сказывается на процессе социализации, развития личности, становясь социальной детерминантой отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Такое "неадекватное" поведение различается учеными и практиками по направленности, степени общественной опасности, по содержанию и характеру отклонения, по его типу и уровню. Мы в своем исследовании опирались на типологию личности несовершеннолетних правонарушителей, используемую в исследованиях Р.М.Миньковского, Н,В.Вострокнутова. Таким образом, механизм формирования отклоняющегося поведения характеризуется рис.1.
Социальное назначение защиты прав несовершеннолетних в сфере профилактики состоит в том, чтобы не следовать за последствиями отклонений в их поведении, применяя меры административно-правового характера по социальному контролю и ограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализации прав ребенка.
Такой подход принципиально меняет концепцию правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, делая ее органическим и необходимым звеном, частью системы социального воспитания, в содержании которой на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия - общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека; и механизма активизации самой личности, ее творческого потенциала на благо общества.
Таким образом, все более
действенной становится социально-педагогическая
парадигма правозащитной
Важным фактором совершенствования
правозащитной деятельности КДН
является принципиально новый подход
к кадровому обеспечению работы
комиссии, включающий; формирование нового
социально-педагогического
Социальное назначение защиты прав несовершеннолетних в сфере профилактики состоит в том, чтобы не следовать за последствиями отклонений в их поведении, применяя меры административно-правового характера по социальному контролю и ограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализации прав ребенка. Такой подход принципиально меняет концепцию правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, делая ее органическим и необходимым звеном, частью системы социального воспитания, в содержании которого на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия - общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека; и механизма активизациисамой личности, ее творческого потенциала на благо общества.
В настоящее время стоит задача дальнейшего укрепления и развития социальных функций Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, разработке педагогических основ правозащитной деятельности как комиссии по делам несовершеннолетних, так и других учреждений и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Список использованной литературы.
1.Большой энциклопедический
словарь. www://dictionaries.
2.А.А Грицианов. Энциклопедия «Социология».-Мн.:Книжный Дом,2003.
3.Н.М.Иовчук. Детско-подростковые
психологические расстройства.
4.Шибутани Т. Социальная психология. М., 2005
5.Современное управление: Энциклопедический справочник: В 2 т. М., 1997.
6.Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.
7.Социология: Словарь-справочник. М., 2000. Т. 1—3.
8.Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 2004
9.Кабаченко Т. С. Психология управления. М., 1999.
10.Бабаева ММ. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
11.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
12.Акбердин Р.З., Кибанов АЛ. Совершенствование структуры, функций и взаимоотношений детей групп риска: Учебное пособие. М., 2005.
13.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 2002.
14.Свенцицкий АЛ. Социальная психология управления. Л., 1986.
15.Сиренко В.Ф. Интересы — власть — управление. Киев, 1991.
16.Скотт Д. Конфликты и пути их преодоления. Киев, 1991.
17.Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
18.Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации. М., 2000.