Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних и семей «групп риска» в работе комитета по делам несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

По данным МВД в России более 2 миллионов детей школьного возраста (10%соответствующей популяции) нигде не обучаются (и на них приходится 40% детско-подростковои преступности); от 2 до 4 миллионов детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот достигло бООтыс.; 40% детей подвергаются насилию в семьях; в школах 16%. учащихся испытывают со стороны педагогов физическое насилие и 22% — психологическое; за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100%, отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет; В стране 700 тыс. семей где есть несовершеннолетние и один из родителей безработный, а в бОтыс. семей с детьми оба родителя не имеют постоянного источника заработка.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Практика социальной работы КДН с детьми и семьями «группы риска».
1.1 Социальная поддержка в работе КДН с семьями «группы риска» 5
1.2 Модель социальной работы в технологиях КДН 16
Глава 2. Деятельность КДН по защите прав детей и семей группы риска (на примере КДН при администрации г. Таганрога).
2.1 Коррекционно-воспитательная работа КДН 24
2.2 Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума 27
Заключение 31
Список библиографии 33

Файлы: 1 файл

работа кдн.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 I. Коррекция внутрисемейных отношений. Задачи работы:

1. Обучение родителей  педагогической реакции на поведение подростка.

2. Обучение родителей  навыкам конструктивного взаимодействия  с подростком.

3. Распределение семейных  обязанностей с участием подростка.

4. Ознакомление родителей  с возможным сценарием судьбы  подростка.

5. Подключение родителей к решению проблем в обучении, в профессиональном самоопределении, преодолении алкогольной зависимости. Установление еженедельного контакта между матерью и классным руководителем.

6.     Организация    совместного    семейного    досуга, обсуждение семейных проблем. Задачи:

1. Информирование педагогического  коллектива относительно социально-психологических  особенностей подростка.

2. Обеспечение индивидуального  подхода в обучении.

3. Установление контроля  за посещаемостью со стороны  классного руководителя.

4. Назначение шефа-наставника  из числа педагогов, выполняющего  роль посредника между подростком  и коллективом школы.

5. Включение подростка  в общеклассные и общешкольные  мероприятия.

Формы работы:

Собеседования с педагогами и администрацией школы.

4 этап Социальная  помощь подростку. Задачи:

1. Оказание материальной  помощи от органов социальной  защиты.

2. Представление бесплатного питания  в школе. Формы работы: Подготовка  необходимых   документов.    Организация получения льгот.

5   этап   Выстраивание  жизненной   перспективы   и  помощь   в   решении личных проблем. Задачи:

1. Ориентация в выборе  профессии.

2. Помощь в выборе  дальнейшего образовательного маршрута.

3. Формирование навыков,  облегчающих социальную адаптацию.

Формы работы:

Организация консультации по профориентации.

Трудоустройство в летний трудовой лагерь. Предоставление информации об учебных заведениях города. Организация индивидуальных консультаций с психологом по коррекции ценностных ориентаций.

Включение  в  тренинговую  группу  по  развитию  способности  эффективно взаимодействовать с социальной средой и производить значимые изменения в своей жизни. Обучение техникам снятия негативных состояний.

6 этап. Оценка  результатов работы.

После проведения реабилитационных мероприятий девочка регулярно посещала школьные занятия, закончила 9 класс с удовлетворительными оценками. В соответствии с рекомендациями профконсультанта через центр занятости она подала документы и была зачислена в ПТУ.

У нее улучшились межличностные  отношения с родителями, она реально смотрит на реальные события, осознает роль учебного процесса, активно обращалась за помощью к специалистам Центра.

Основными формами работы являются следующие: текущий социально-педагогический патронаж, наблюдение, консультирование, групповая работа, педагогический консилиум специалистов, в том числе по месту учебы подростка.

 

2.2. Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума

Многообразие предпосылок  и причин отклоняющегося поведения  определяет и разнообразие подходов к работе по предотвращению отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Анализируя процесс формирования отклоняющегося поведения с точки зрения многофакторного влияния внешней среды, современные исследователи обращают внимание на активность личности как субъекта приобщения к социальным ценностям (А.В.Петровский, А.Маслоу), как субъекта самосознания (И.С.Кон), самооценки (М.С.Неймарк, Л.И.Липкина), моральной саморегуляции (В.С.Мухина). В этих исследованиях личность выступает как система представлений человека о самом себе, на основе которых он строит свое поведение. Такой подход предполагает сосредоточенность на личности подростка, на его самосознании, мотивах, направленности как первопричине его социальных бед, а значит, и возможность преобладания мер социального контроля и ограничений в превентивной практике.

Мы опираемся на подход, разрабатываемый в исследованиях  С.А.Беличевой, в которых социальная дезадаптация индивида, неадекватность его поведения рассматривается  как выражение нарушений процесса социализации, возникающих вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, на разных возрастных этапах.

Высокий, социально обусловленный  риск нарушений психической адаптации, отклонений личностного развития, школьная неуспешность и проблемы поведения  наблюдаются в группе детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, мигрантов, из семей, испытывающих серьезные социальные лишения.

Неподдельный интерес  к этим детям проявляют криминальные элементы. Такой ребенок легко  находит себе "приют" в различного рода группах сверстников асоциальной направленности.

Исследования показывают, что в школах также широко практикуется насилие над детьми.

Судя по исследованиям  последних лет к числу предпосылок  отклоняющегося поведения следует  отнести различные нервно-психические  заболевания и отклонения, в 60% случаев вызванные неблагоприятными условиями труда женщин, ухудшением экологической обстановки, ростом детского травматизма, высоким уровнем заболеваемости родителей, особенно матерей, вызванных отсутствием в силу многих причин культуры здорового образа жизни.

По данным Н.И.Фелинской, у 44,1% несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в детских  комнатах милиции, наблюдали различные  психические аномалии. По данным А.К.Личко, отклоняющееся поведение, проявляющееся  в прогулах, мелком воровстве, драках, хулиганстве, отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно-психических нарушений без психоза, главным образом, при психопатиях, акцентуациях характера. Исследование 151 подростка, учащихся спецшколы для несовершеннолетних нарушителей, проведенное И.Ф.Мягковым и Ю.В.Юровым у 68% исследуемых выявило различные нервно-психические отклонения: неврозы и невротические проявления после перенесенных органических поражений мозга, задержки психического развития, патохарактерологические изменения, психопатии, легкие степени олигофрении, энурез и др.

В целом анализ статистики и изучение практики показывают, что  имеющие место в современных  условиях нестабильного социально-экономического развития страны массовое  несоблюдение  прав  детей  в широком социально- педагогическом,       психолого-педагогическом      смысле способствует росту правонарушений в подростковой среде, усиливает негативные тенденции и социальные отклонения среди несовершеннолетних.

Мы  исходим  из  того,  что  самоуправляющий  механизм личности и взаимодействующая с ним направленность личности, являются  мотивационной  основой  поведения  подростка  в существующей социально-правовой ситуации, т.е. предпосылкой формирования  отклоняющегося  поведения  может  являться нарушение прав ребенка на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования; на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне; на учет микросоциумом (со всей его инфраструктурой, государственными институтами) потребностей ребенка, его конкретных психофизиологических, этнических и культурных особенностей; на защиту детей от различных форм насилия, ущемления их естественных и гражданских прав, как в семье и микросоциуме, так и в государственных учреждениях.

Несовершенство механизма  по реализации и защите прав ребенка  незамедлительно сказывается на процессе социализации, развития личности, становясь социальной детерминантой  отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Такое "неадекватное" поведение различается учеными  и практиками по направленности, степени  общественной опасности, по содержанию и характеру отклонения, по его  типу и уровню. Мы в своем исследовании опирались на типологию личности несовершеннолетних правонарушителей, используемую в исследованиях Р.М.Миньковского, Н,В.Вострокнутова. Таким образом, механизм формирования отклоняющегося поведения характеризуется рис.1.

Социальное назначение защиты прав несовершеннолетних в сфере  профилактики состоит в том, чтобы  не следовать за последствиями отклонений в их поведении, применяя меры административно-правового  характера по социальному контролю и ограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализации прав ребенка.

Такой подход принципиально  меняет концепцию правозащитной  деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, делая ее органическим и необходимым  звеном, частью системы социального воспитания, в содержании которой на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия - общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека; и механизма активизации самой личности, ее творческого потенциала на благо общества.

Таким образом, все более  действенной становится социально-педагогическая парадигма правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные (в т.ч. кризисные) -личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальной защиты личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Важным фактором совершенствования  правозащитной деятельности КДН  является принципиально новый подход к кадровому обеспечению работы комиссии, включающий; формирование нового социально-педагогического мышления у всех ответственных секретарей КДН, действующих на постоянной профессиональной основе; полноценное задействование возможностей общественности как воспитательного института, который объединяет всех непрофессиональных воспитателей - организации или отдельных лиц, выполняющих правозащитные функции на добровольно-общественных началах, независимо от оплаты труда; введение в процесс правозащитной деятельности специально подготовленной для работы в условиях открытой среды категории педагогических работников - социальных педагогов, обеспечивающих интеграцию целенаправленных и средовых влияний на развивающуюся личность, а также стимулирующих развитие субъектной позиции ребенка в этом процессе, регулирующих взаимоотношения в системе "личность-семья-общество".

Социальное назначение защиты прав несовершеннолетних в сфере профилактики состоит в том, чтобы не следовать за последствиями отклонений в их поведении, применяя меры административно-правового характера по социальному контролю и ограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализации прав ребенка. Такой подход принципиально меняет концепцию правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, делая ее органическим и необходимым звеном, частью системы социального воспитания, в содержании которого на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия - общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека; и механизма активизациисамой личности, ее творческого потенциала на благо общества.

В настоящее время  стоит задача дальнейшего укрепления и развития социальных функций Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, разработке педагогических основ  правозащитной деятельности как  комиссии по делам несовершеннолетних, так и других учреждений и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.Большой энциклопедический  словарь. www://dictionaries.rin.ru/cgi-bin/see?sel=word

2.А.А Грицианов. Энциклопедия «Социология».-Мн.:Книжный Дом,2003.

3.Н.М.Иовчук. Детско-подростковые  психологические расстройства.М.,2007г.-80с.

4.Шибутани Т. Социальная  психология. М., 2005

5.Современное управление: Энциклопедический справочник: В 2 т. М., 1997.

6.Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.

7.Социология: Словарь-справочник. М., 2000. Т. 1—3.

8.Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 2004

9.Кабаченко Т. С. Психология управления. М., 1999.

10.Бабаева ММ. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

11.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

12.Акбердин Р.З., Кибанов АЛ. Совершенствование структуры, функций и  взаимоотношений детей групп риска: Учебное пособие. М., 2005.

13.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 2002.

14.Свенцицкий АЛ. Социальная психология управления. Л., 1986.

15.Сиренко В.Ф. Интересы — власть — управление. Киев, 1991.

16.Скотт Д. Конфликты и пути их преодоления. Киев, 1991.

17.Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

18.Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации. М., 2000.

 

 

 


Информация о работе Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних и семей «групп риска» в работе комитета по делам несовершеннолетних