Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:07, методичка
Цель работы – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.
Социально-педагогическая работа
с неблагополучными семьями и семьями, находящимися
в социально-опасном положении
ПЛАН:
6. Совместная работа школы, семьи и общественности
1. Актуальность
В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходиться сталкиваться с изменениями социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменять себя, либо среду, либо то и другое вместе, т. е. оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Одни люди способны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию, приспособиться к изменившимся социальным условиям. Другие, не сумев адаптироваться, утрачивают социально-значимые качества, становятся объектом профессиональной помощи. Основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.
2. Цель работы
Цель работы – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, посещает родителей по вопросам воспитания детей.
Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом, как коллектив.
В составе педагогической деятельности выделяются:
- педагогическое предвидение,
- методическое осмысление, инструментовку
учебно-воспитательных
- осмысление процесса
организации различных
- необходимость анализа достигнутого результата, соотнесение его с выдвигаемыми задачами и целями.
3. Основные составляющие социально-педагогической помощи
Деятельность социального педагога с семьей включает 3 основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, кода в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в 3 основных ролях:
Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Формы социально-педагогической помощи семье. Одна из форм работы социального педагога с семьей – социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление
с условиями жизни, изучение
возможных факторов риска (
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
-адаптационно-
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Социально-педагогическая
деятельность реализуется в виде
комплекса профилактических, реабилитационных,
коррекционно-развивающих
На практике социальному
педагогу чаще всего приходится решать
проблемы органичного сочетания
индивидуальных целей подопечного
и групповых целей его
Этапы деятельности:
Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:
Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Вместе с тем профессиональная деятельность социального педагога предполагает и так называемое социальное закаливание подопечных (детей, подростков и др.), т. е. развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности, планировать и осуществлять свои действия в сложной жизненно ситуации.
Профессионализм социального
педагога проявляется в умении выявлять
как достоинства личности, так
и «проблемное поле»
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью.
2 этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи.
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ее ценностных ориентаций.
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи
7 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (КДН, ПДН и ЗП).
8 этап: текущие и контрольные посещения семьи.
9 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
10 этап: ведение документации по данному вопросу.
5. Взаимодействие школы с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон) можно выделить две категории семей, подходящих под понятие «находящиеся в социально опасном положении». Это:
Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями