Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:07, методичка

Описание работы

Цель работы – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.

Файлы: 1 файл

Работа с небл. семьей.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Социально-педагогическая работа

 с неблагополучными  семьями и семьями, находящимися

 в социально-опасном положении

 

ПЛАН:

 

  1. Актуальность
  2. Цель работы
  3. Основные составляющие социально-педагогической помощи
  4. Основные роли социального педагога и формы социально-педагогической помощи семье.
  5. Взаимодействие школы с семьями, находящимися в социально-опасном положении

6. Совместная работа школы, семьи и общественности

 

1. Актуальность

В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходиться сталкиваться с изменениями социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся  необходимостью изменять себя, либо среду, либо то и другое вместе,  т. е. оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Одни люди способны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию,  приспособиться к изменившимся социальным условиям. Другие, не сумев адаптироваться, утрачивают социально-значимые качества, становятся объектом профессиональной помощи. Основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.

 

2. Цель работы

Цель работы – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.

Он проводит социальную диагностику  семей, составляет программу помощи семье, посещает родителей по вопросам воспитания детей.

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом,  как коллектив.

В составе педагогической деятельности выделяются:

- педагогическое предвидение, прогнозирование,  связанные с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык;

- методическое осмысление, инструментовку  учебно-воспитательных воздействий;

- осмысление процесса  организации различных информационных  и воспитательных влияний;

- необходимость анализа  достигнутого результата, соотнесение  его с выдвигаемыми задачами  и целями.

 

3. Основные составляющие социально-педагогической помощи

Деятельность социального  педагога с семьей включает 3 основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь  в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь  в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, кода в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению  не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь  в организации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь  в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

 

  1. Основные роли социального педагога и формы социально-педагогической помощи семье.

Социальный педагог  при работе с семьей выступает в 3 основных ролях:

Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Формы социально-педагогической помощи семье. Одна из форм работы социального педагога с семьей – социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность  наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить  больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

- диагностические: ознакомление  с условиями жизни, изучение  возможных факторов риска (медицинских,  социальных, бытовых), исследование  сложившихся проблемных ситуаций;

- контрольные: оценка  состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

-адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной,  посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически  целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

На практике социальному  педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания  индивидуальных целей подопечного  и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей  при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.

 

Этапы деятельности:

  • Диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;
  • Моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;
  • Организация совместной деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;
  • Уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;
  • Составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.

Содержание  социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

  • Системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;
  • Установление профессиональною (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью, нуждающейся в помощи;
  • Социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;
  • Социально-педагогическая опека и посредничество;
  • Социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Вместе с тем профессиональная деятельность социального педагога предполагает и так называемое социальное закаливание подопечных (детей, подростков и др.), т. е. развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности, планировать и осуществлять свои действия в сложной жизненно ситуации.

Профессионализм социального  педагога проявляется в умении выявлять как достоинства личности, так  и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты его развития, позитивно влиять на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Это возможно при правильном определении специалистом ценностных ориентаций, формируемых социальной микросистемой, в которую включен ребенок. Социальному педагогу необходимо уметь выяснить социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоутверждении.

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной  семьей:

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью.

2 этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи.

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ее ценностных ориентаций.

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи

7 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (КДН, ПДН и ЗП).

8 этап: текущие и контрольные посещения семьи.

9 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

10 этап: ведение документации по данному вопросу.

 

 

5. Взаимодействие  школы с семьями, находящимися  в социально-опасном положении

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон) можно выделить две категории семей, подходящих под понятие «находящиеся в социально опасном положении». Это:

  • семьи, в которых дети вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия;
  • семьи, в которых родители или иные законные представители детей не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями