Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:07, методичка

Описание работы

Цель работы – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.

Файлы: 1 файл

Работа с небл. семьей.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

На практике приходится считаться с так называемыми  предельными результатами, когда  количественные и качественные характеристики не вырастают из-за ограничения возможностей ряда факторов (например, ограничения, связанные с возрастными возможностями воспитанников, личностными ресурсами социального педагога или психолога, других специалистов, родителей воспитанников).

Второй подход рассматривает эффективность  работы службы социально-психологического сопровождения как фактически достигнутые и необходимые результаты. Поскольку результаты и затраты могут планироваться в виде конкретных целей (задач), постольку и эффективность может быть предполагаемой и фактической (реально достигнутой).

Ожидаемые конечные результаты реализации методов работы службы социально-педагогического сопровождения:

  • создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, социального здоровья воспитанника.
  • формирование и развитие нравственных качеств, социально-значимых ориентаций.
  • устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний на развитие ребенка.

оптимизация процесса успешной социальной адаптации воспитанника.

Обязательными для службы социально-психологического сопровождения являются следующие документы:

  • социально-психолого-педагогическая характеристика всех детей, находящихся в социально-опасной ситуации;
  • медицинские характеристики подопечных (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке);
  • перспективный план на год, утвержденный руководителем учреждения.

В процессе анализа эксперт (руководитель учреждения, представитель  вышестоящих органов управления и т. п.) уделяет внимание внутренним изменениям в жизни воспитанников, качественным и количественным изменениям в их социокультурной ситуации, наметившимся позитивным и негативным тенденциям в социуме.

Собранная информация служит первичной основой для выводов  и предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ, установление причинно-следственных связей, выявление резервов совершенствования работы службы социально-педагогического сопровождения.

Немаловажным  источником для анализа результативности деятельности службы социально-педагогического  сопровождения выступает отчетность.

Отчетность  может включать следующие блоки информации:

  • о числе выявленных в микрорайоне образовательного учреждения детей и их семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • о выполненной работе по охране детства за истекший календарный год;
  • о формах и содержании профессионального взаимодействия с различными службами (правоохранительными, социальной защиты населения, службами занятости населения;
  • об успеваемости и здоровье воспитанников;
  • об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживающих в семьях опекунов;
  • об оказании материальной помощи несовершеннолетним;
  • о продолжении обучения, трудоустройстве или выпуске из школы учащихся, оставшихся без попечения родителей, в том числе имеющих опекунов (попечителей).

Разработка критериев  эффективности социально-психологической  работы, уточнение ее содержания и организационно-деятельностных основ продолжают оставаться актуальными проблемами педагогической теории и практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Сравнительный анализ и практическая значимость

социально-педагогической работы

 

В целях выполнения программы развития системы воспитания службой социально-психологического сопровождения определены приоритетными следующие направления:

  • Обновление содержания и программно-методического обеспечения воспитания.
  • Создание условий приоритетности воспитания в интернате.
  • Интеграция и построение преемственности в содержании воспитания.
  • Привлечение внимания педколлектива к актуальности воспитательной концепции.
  • Выявление, поддержка актуальных моделей воспитательной деятельности.

Наибольшую сложность  при осуществлении контроля и оценки социально-педагогической деятельности представляет определение критериев ее эффективности (результативности) деятельности.

Социально-психологический  мониторинг – система информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого – педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

В книге Л. С. Нагавкиной, О. К. Крокинской, С. А. Косабуцкой «Социальный  педагог: введение в должность» перечислены следующие признаки определения результативности (эффективности) деятельности социального педагога:

  1. Определены направления работы, соответствующие функциональным обязанностям, регулярное планирование и анализ работы, график работы.
  2. Имеется методика изучения и данные по социальному составу семей, социальному портрету ученика, социальным ожиданиям родителей, учителей, учащихся, социальным проблемам и асоциальному поведению, конфликтам, а также сочетание форм индивидуальной и групповой работы, консультаций и социального патронажа, тренинговых и груповых методик и пр.
  3. Снижено количество правонарушений, уменьшено количество детей с отклонениями в развитии, конфликтов в коллективе, зарегистрировано наличие и успешное освоение индивидуальных образовательных маршрутов.
  4. Обеспечены опека и попечительство, прописка и трудоустройство, разрешены проблемы социальной жизни, представлены и защищены интересы ребенка в органах МВД и судебных органах.
  5. Широкий охват в банке данных: картотеки, журналы учета, компьютерная база; наличие наглядной информации, программы по этико-правовому образованию; информированность детей и родителей о возможных путях решения их проблем, об их правах и обязанностях.
  6. Увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью и решение поставленных ими проблем.
  7. Наличие информации о районных и городских службах, договоров о сотрудничестве, учета оказанных ими услуг и результативности, создание отделений городских и районных общественных организаций на базе школы
  8. Подбор документов, текстов законов и подзаконных актов, наличие методического материала для классных руководителей и учителей, тексты выступлений на педагогических советах и конференциях, система малых педсоветов по проблемам и медико-психолого-педагогических консилиумов по отдельным учащимся, расписание тематических групповых консультаций, индивидуальных консультаций для различных групп населения.

В числе основных критериев эффективности социально-педагогической работы выделяют:

  • результаты решения социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума;
  • степень включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;
  • динамику изменения отношения детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
  • степень включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;
  • улучшение социально-психологической обстановки в социуме, микрорайоне, их микроклимата;
  • степень развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;

- уровень профессионального  роста социального педагога как  специалиста.

 За прошедший период  работа социального педагога в интернате наряду с результативностью определила следующие проблемы, требующие решения:

  • необходимость более четкой индивидуальной работы с социально-неблагополучными семьями и семьями, находящимися в социально-опасном положении;
  • поиск новых подходов к родителям с социально-неблагополучными семьями и семьями, находящимися в социально-опасном положении ввиду того, что они редко присутствуют на общих родительских собраниях и индивидуальных беседах.

В связи с  этим перед школой встают следующие задачи в целях повышения эффективности работы социального педагога:

  • создавать условия для функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
  • сотрудничество с районными УВД с целью правового обучения для учащихся и их родителей;
  • оказание социально-педагогической помощи детям в зависимости от сложностей, которые они испытывают.

В период за 2008-2011 уч. годы работы службы социально-психологического сопровождения определены следующие виды деятельности социально-педагогического блока и выявлены ее результаты:

 

Диагностико-аналитическая  деятельность

 

2008-2009

  • Совершено 11 правонарушений  – воспитанники поставлены на внутришкольный учет, на учет в КДН и ПДН, с ним и его семьей ведется постоянная работа (индивидуальные беседы с воспитанником, родителями, вовлечение его в социально-значимую деятельность, трудоустройство в каникулярное время, посещение воспитанника на дому в каникулярное и учебное время);
  • Регулярно проводились рейды в семьи, находящиеся в социально-опасном положении, где проживают дети «группы риска». По результатам этих рейдов составлены акты материально-бытовых условий воспитанников
  • Составлены социальные паспорта на учащихся, находящихся в социально-опасном положении
  • Составлены списки и картотека «группы риска» и воспитанников, находящихся на внутришкольном контроле.

 

2009-2010

 

С сентября 2009 г. по май 2010 г. был проведена социальная диагностика обучающихся в школе-интернате  детей. В результате диагностики  были выявлены следующие категории  детей:

- неполные семьи  (38 детей);

- полные семьи  (63 ребенка);

- многодетные  семьи (31 ребенок);

- малообеспеченные  семьи (69 детей);

- семьи, находящиеся  в социально-опасном положении  (23 ребенка);

- дети-инвалиды (18 детей);

- учащиеся, склонные  к антиобщественным действиям  (7детей);

- учащиеся, находящиеся под опекой (4 ребенка);

- учащиеся, являющиеся  воспитанниками детского дома  № 3 (4 ребенка);

- учащиеся из  приемных семей (1 ребенок);

- учащиеся, находящиеся  на внутришкольном контроле (17 детей);

- учащиеся, находящиеся  на учете в ПДН (3 детей);

- учащиеся, находящиеся на учете в КДН и ЗП (6 детей).

 

2010-2011

 

  • С сентября 2010 г. по май 2011 г. был проведена социальная диагностика обучающихся в школе-интернате детей. В результате диагностики были выявлены следующие категории детей:
  • неполные семьи (43 ребенка);
  • полные семьи (66 детей);
  • многодетные семьи (33 ребенка);
  • малообеспеченные семьи (72 детей);
  • семьи, находящиеся в социально-опасном положении (24 детей);
  • дети-инвалиды (19 детей);
  • учащиеся, склонные к антиобщественным действиям (6 детей);
  • учащиеся, находящиеся под опекой (4 ребенка);
  • учащиеся, являющиеся воспитанниками детского дома № 3 (4 ребенка);
  • учащиеся из приемных семей (2 детей);
  • учащиеся, находящиеся на внутришкольном контроле (16 детей);
  • учащиеся, находящиеся на учете в ПДН (3 детей);
  • учащиеся, находящиеся на учете в КДН и ЗП (4 ребенка).

В сентябре - мае  проведено 42 посещения  детей из семей, находящихся в социально-опасном  положении и находящихся на внутришкольном контроле,  из них:  2 выезда совместно  с КДН Ленинского округа г. Калуги, 12 посещений проведено вместе с классными руководителями. По результатам этих рейдов   составлено 42 акта обследования материально-бытовых условий воспитанников, 3 протокола Совета профилактики.   В октябре месяце составлен социальный паспорт школы на новый учебный год.

С сентября по ноябрь составлены списки и обновлена картотека  детей, находящихся в социально-опасном  положении, детей, стоящих на внутришкольном контроле, детей-инвалидов, детей, находящихся  под опекой и в приемных семьях, детей из малообеспеченных, неполных и многодетных семей.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями