На практике приходится
считаться с так называемыми
предельными результатами, когда
количественные и качественные характеристики
не вырастают из-за ограничения возможностей
ряда факторов (например, ограничения,
связанные с возрастными возможностями воспитанников, личностными
ресурсами социального педагога или психолога,
других специалистов, родителей воспитанников).
Второй подход рассматривает эффективность
работы службы социально-психологического
сопровождения как фактически достигнутые
и необходимые результаты. Поскольку результаты
и затраты могут планироваться в виде
конкретных целей (задач), постольку и
эффективность может быть предполагаемой
и фактической (реально достигнутой).
Ожидаемые конечные результаты
реализации методов работы службы социально-педагогического сопровождения:
- создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, социального здоровья воспитанника.
- формирование и развитие нравственных качеств, социально-значимых ориентаций.
- устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний на развитие ребенка.
оптимизация процесса успешной
социальной адаптации воспитанника.
Обязательными
для службы социально-психологического
сопровождения являются следующие документы:
- социально-психолого-педагогическая характеристика всех детей, находящихся в социально-опасной ситуации;
- медицинские характеристики подопечных (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке);
- перспективный план на год, утвержденный руководителем учреждения.
В процессе анализа эксперт
(руководитель учреждения, представитель
вышестоящих органов управления
и т. п.) уделяет внимание внутренним
изменениям в жизни воспитанников,
качественным и количественным изменениям в их социокультурной ситуации,
наметившимся позитивным и негативным
тенденциям в социуме.
Собранная информация служит
первичной основой для выводов
и предложений. Необходим ее глубокий
и всесторонний анализ, установление
причинно-следственных связей, выявление резервов совершенствования
работы службы социально-педагогического
сопровождения.
Немаловажным
источником для анализа результативности
деятельности службы социально-педагогического
сопровождения выступает отчетность.
Отчетность
может включать следующие блоки информации:
- о числе выявленных в микрорайоне образовательного учреждения детей и их семей, находящихся в социально-опасном положении;
- о выполненной работе по охране детства за истекший календарный год;
- о формах и содержании профессионального взаимодействия с различными службами (правоохранительными, социальной защиты населения, службами занятости населения;
- об успеваемости и здоровье воспитанников;
- об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживающих в семьях опекунов;
- об оказании материальной помощи несовершеннолетним;
- о продолжении обучения, трудоустройстве или выпуске из школы учащихся, оставшихся без попечения родителей, в том числе имеющих опекунов (попечителей).
Разработка критериев
эффективности социально-психологической
работы, уточнение ее содержания и организационно-деятельностных
основ продолжают оставаться актуальными
проблемами педагогической теории и практики.
VII. Сравнительный анализ и практическая
значимость
социально-педагогической работы
В целях выполнения программы развития системы
воспитания службой социально-психологического
сопровождения определены приоритетными
следующие направления:
- Обновление содержания и программно-методического обеспечения воспитания.
- Создание условий приоритетности воспитания в интернате.
- Интеграция и построение преемственности в содержании воспитания.
- Привлечение внимания педколлектива к актуальности воспитательной концепции.
- Выявление, поддержка актуальных моделей воспитательной деятельности.
Наибольшую сложность
при осуществлении контроля и оценки социально-педагогической
деятельности представляет определение
критериев ее эффективности (результативности)
деятельности.
Социально-психологический
мониторинг – система информационного сопровождения
инновационных процессов в образовании,
позволяющая администрации, педагогическому
коллективу образовательного учреждения,
органам управления образованием осуществить
анализ воздействия традиционных и инновационных
психолого – педагогических и педагогических
технологий на качество обучения и личностные
изменения обучающихся, воспитанников;
принимать управленческие решения и распределять
кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь
на объективных данных.
В книге Л. С. Нагавкиной,
О. К. Крокинской, С. А. Косабуцкой «Социальный
педагог: введение в должность» перечислены
следующие признаки определения результативности
(эффективности) деятельности социального
педагога:
- Определены направления работы, соответствующие функциональным обязанностям, регулярное планирование и анализ работы, график работы.
- Имеется методика изучения и данные по социальному составу семей, социальному портрету ученика, социальным ожиданиям родителей, учителей, учащихся, социальным проблемам и асоциальному поведению, конфликтам, а также сочетание форм индивидуальной и групповой работы, консультаций и социального патронажа, тренинговых и груповых методик и пр.
- Снижено количество правонарушений, уменьшено количество детей с отклонениями в развитии, конфликтов в коллективе, зарегистрировано наличие и успешное освоение индивидуальных образовательных маршрутов.
- Обеспечены опека и попечительство, прописка и трудоустройство, разрешены проблемы социальной жизни, представлены и защищены интересы ребенка в органах МВД и судебных органах.
- Широкий охват в банке данных: картотеки, журналы учета, компьютерная база; наличие наглядной информации, программы по этико-правовому образованию; информированность детей и родителей о возможных путях решения их проблем, об их правах и обязанностях.
- Увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью и решение поставленных ими проблем.
- Наличие информации о районных и городских службах, договоров о сотрудничестве, учета оказанных ими услуг и результативности, создание отделений городских и районных общественных организаций на базе школы
- Подбор документов, текстов законов и подзаконных актов, наличие методического материала для классных руководителей и учителей, тексты выступлений на педагогических советах и конференциях, система малых педсоветов по проблемам и медико-психолого-педагогических консилиумов по отдельным учащимся, расписание тематических групповых консультаций, индивидуальных консультаций для различных групп населения.
В числе основных критериев эффективности
социально-педагогической работы выделяют:
- результаты решения социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума;
- степень включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;
- динамику изменения отношения детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
- степень включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;
- улучшение социально-психологической обстановки в социуме, микрорайоне, их микроклимата;
- степень развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;
- уровень профессионального
роста социального педагога как
специалиста.
За прошедший период
работа социального педагога в интернате наряду
с результативностью определила следующие
проблемы, требующие решения:
- необходимость более четкой индивидуальной работы с социально-неблагополучными семьями и семьями, находящимися в социально-опасном положении;
- поиск новых подходов к родителям с социально-неблагополучными семьями и семьями, находящимися в социально-опасном положении ввиду того, что они редко присутствуют на общих родительских собраниях и индивидуальных беседах.
В связи с
этим перед школой встают следующие задачи в целях повышения
эффективности работы социального педагога:
- создавать условия для функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
- сотрудничество с районными УВД с целью правового обучения для учащихся и их родителей;
- оказание социально-педагогической помощи детям в зависимости от сложностей, которые они испытывают.
В период за 2008-2011
уч. годы работы службы социально-психологического
сопровождения определены следующие виды
деятельности социально-педагогического
блока и выявлены ее результаты:
Диагностико-аналитическая
деятельность
2008-2009
- Совершено 11 правонарушений – воспитанники поставлены на внутришкольный учет, на учет в КДН и ПДН, с ним и его семьей ведется постоянная работа (индивидуальные беседы с воспитанником, родителями, вовлечение его в социально-значимую деятельность, трудоустройство в каникулярное время, посещение воспитанника на дому в каникулярное и учебное время);
- Регулярно проводились рейды в семьи, находящиеся в социально-опасном положении, где проживают дети «группы риска». По результатам этих рейдов составлены акты материально-бытовых условий воспитанников
- Составлены социальные паспорта на учащихся, находящихся в социально-опасном положении
- Составлены списки и картотека «группы риска» и воспитанников, находящихся на внутришкольном контроле.
2009-2010
С сентября 2009 г.
по май 2010 г. был проведена социальная
диагностика обучающихся в школе-интернате
детей. В результате диагностики
были выявлены следующие категории
детей:
- неполные семьи
(38 детей);
- полные семьи
(63 ребенка);
- многодетные
семьи (31 ребенок);
- малообеспеченные
семьи (69 детей);
- семьи, находящиеся
в социально-опасном положении
(23 ребенка);
- дети-инвалиды
(18 детей);
- учащиеся, склонные
к антиобщественным действиям
(7детей);
- учащиеся, находящиеся под опекой (4 ребенка);
- учащиеся, являющиеся
воспитанниками детского дома
№ 3 (4 ребенка);
- учащиеся из
приемных семей (1 ребенок);
- учащиеся, находящиеся
на внутришкольном контроле (17 детей);
- учащиеся, находящиеся
на учете в ПДН (3 детей);
- учащиеся, находящиеся на учете
в КДН и ЗП (6 детей).
2010-2011
- С сентября 2010 г. по май 2011 г. был проведена социальная диагностика обучающихся в школе-интернате детей. В результате диагностики были выявлены следующие категории детей:
- неполные семьи (43 ребенка);
- полные семьи (66 детей);
- многодетные семьи (33 ребенка);
- малообеспеченные семьи (72 детей);
- семьи, находящиеся в социально-опасном положении (24 детей);
- дети-инвалиды (19 детей);
- учащиеся, склонные к антиобщественным действиям (6 детей);
- учащиеся, находящиеся под опекой (4 ребенка);
- учащиеся, являющиеся воспитанниками детского дома № 3 (4 ребенка);
- учащиеся из приемных семей (2 детей);
- учащиеся, находящиеся на внутришкольном контроле (16 детей);
- учащиеся, находящиеся на учете в ПДН (3 детей);
- учащиеся, находящиеся на учете в КДН и ЗП (4 ребенка).
В сентябре - мае
проведено 42 посещения детей из
семей, находящихся в социально-опасном
положении и находящихся на внутришкольном
контроле, из них: 2 выезда совместно
с КДН Ленинского округа г. Калуги, 12 посещений проведено вместе
с классными руководителями. По результатам
этих рейдов составлено 42 акта обследования
материально-бытовых условий воспитанников,
3 протокола Совета профилактики.
В октябре месяце составлен социальный
паспорт школы на новый учебный год.
С сентября по ноябрь
составлены списки и обновлена картотека
детей, находящихся в социально-опасном
положении, детей, стоящих на внутришкольном
контроле, детей-инвалидов, детей, находящихся
под опекой и в приемных семьях,
детей из малообеспеченных, неполных и многодетных
семей.