Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:07, методичка

Описание работы

Цель работы – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.

Файлы: 1 файл

Работа с небл. семьей.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Как видно из первого определения, причиной нахождения семьи в социально опасном положении может быть безнадзорность или беспризорность детей. Согласно ст. 1 Закона безнадзорным ребенком можно считать «несовершеннолетнего, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц», а беспризорным – «безнадзорного, не имеющего места жительства и (или) места пребывания».

Проводя работу по выявлению семей, находящихся в социально- опасном положении, школы, в силу п. 2 ст. Закона, обязаны информировать:

  1. орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
  2. КДН и ЗП – о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности других органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  3. орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних. Оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  4. орган управления социальной защитой населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства связи с безнадзорностью или беспризорностью;
  5. орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
  6. орган управления здравоохранением о несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
  7. орган управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из школы-интерната и других учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в учреждении;
  8. орган по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающимся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона школы  являются учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подведомственными специальным органам той же системы – органам управления образованием. Вместе с тем в рамках указанной системы каждая школа обладает собственной компетенцией и обязанностями, в т. ч. по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей (подп. 3 ч. ст. 14 Закона).

Выявление семей, находящихся в  социально-опасном положении, осуществляется, как правило, работниками школы, имеющими непосредственное отношение  к воспитательному процессу: педагогами – психологами, социальными педагогами и классными руководителями. Однако это могут делать и иные работники школы (в т. ч. не занимающиеся педагогической работой), с последующим сообщением об этом администрации школы или специально уполномоченному должностному лицу.

Выявив семью, находящуюся  в социально-опасном положении, школа  проводит с ней работу по следующим  направлениям.

В рамках оказания помощи семье в  обучении детей школа:

  • обеспечивает внутришкольный контроль посещаемости детьми уроков, доводит результаты до сведения родителей и совместно с ними принимает меры по недопущению прогулов занятий данными детьми;
  • проводит разъяснительную работу с родителями по поводу повышения родительской ответственности за посещение детьми школы, а также за их успеваемость;
  • в отдельных случаях обеспечивает привод «детей-прогульщиков» в школу под контролем родителей, классных руководителей, иных уполномоченных лиц школы;
  • создает необходимые условия для получения детьми из семей, находящихся в социально-опасном положении, образования, с учетом количества пропущенных ими уроков (отставания по программе от других учащихся) путем проведения дополнительных занятий с такими детьми в рамках группы продленного дня, факультативов, кружков, секций и т. д.;
  • при наличии возможностей организует индивидуальное обучение детей с учетом особенностей каждого ребенка;
  • организует родительский контроль за успеваемостью детей, в т. ч. путем посещения родителями занятий совместно с детьми;
  • при наличии возможностей бесплатно обеспечивает детей из семей, находящихся в социально опасном положении, учебной литературой и иными принадлежностями, необходимыми в образовательном процессе, если такие семьи в силу тяжелого материального положения не могут приобрести их самостоятельно;
  • проводит среди детей из семей, находящихся в социально опасном положении, разъяснительную и агитационную работу, направленную на повышение интереса к учебе (профориентация, классные часы и т. д.).

В рамках оказания помощи семье в  воспитании детей школа:

  • проводит специальную психолого-педагогическую работу с детьми;
  • проводит аналогичную работу с родителями, направленную  на повышение их ответственности за обучение, воспитание ребенка, а также создание ему надлежащих условий для отдыха и удовлетворения его личных и бытовых потребностей;
  • вовлекает детей во внутришкольные мероприятия, секции, кружки по интересам в целях обеспечения дополнительного воспитания;
  • организует консультации родителей с профессиональными педагогами и психологами по вопросам воспитания детей;
  • в рамках профориентации проводит встречи детей с представителями различных профессий;
  • разрабатывает формы и методы воспитательной работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении;
  • при наличии возможностей создает условия для удовлетворения личных и бытовых потребностей детей в рамках школы: обеспечивает их бесплатным питанием, одеждой, обувью, предоставляет возможность отдохнуть после уроков, выполнить домашнее задание в школе и т. д.

Оказание помощи в обучении и  воспитании осуществляется школой с учетом обстановки в каждой конкретной семье. В рамках этой помощи школой совместно с правоохранительными органами, КДН и ЗП, а также органами опеки и попечительства могут приниматься меры к родителям вплоть до лишения их родительских прав и выселения из жилого помещения, занимаемого совместно с ребенком, на основании ч. 2 ст. 91 Жилищного кодекса РФ.

Кроме того, родители, забывающие о  своих родительских обязанностях, по инициативе школы могут привлекаться в установленном порядке к  административной (ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и уголовной (ст. 150, 151, 156, 242.1 Уголовного кодекса РФ) ответственности за неисполнение) своих обязанностей, а также за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные действия (включая употребление алкоголя, наркотиков и иных запрещенных веществ).

В этой связи также необходима совместная работа школы и правоохранительных органов (прокуратура, милиция), а также  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Порядок такого взаимодействия определяется Законом, иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней.

Также администрация школы должна повсеместно осуществлять строгий  контроль исполнения уполномоченными  работниками школы обязанностей по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

6. Совместная  работа школы, семьи и общественности

При работе с семьей основополагающими  являются следующие задачи:

  • сбор и накопление информации о многодетных и социально-незащищенных семьях
  • обеспечение пособиями детей из многодетных семей
  • помощь в преодолении негативных явлений в семье.

Для выявления и оказания своевременной помощи детям из социально  незащищенных семей на начало года были разработаны критерии социального  паспорта класса.

С каждым годом увеличивается количество учащихся из неполных семей. Больше всех в школе учащихся из семей, чьи родители развелись.

К социально – незащищенным семьям относятся:

  • семьи с детьми – инвалидами
  • семьи с родителями – инвалидами
  • подопечные
  • безработные
  • военнослужащие
  • подвергшиеся радиации
  • родители – студенты дневных отделений учебных заведений
  • родители – пенсионеры
  • семьи с малым денежным достатком

Учащиеся из таких  семей нуждаются в особом подходе, поддержке со  стороны школы  и государства. Рост неполных семей  – это не социальная проблема, требующая решения, а социальная реальность, которая ждет помощи. Большая доля ответственности за процесс социального формирования ребенка, а также его личностное и психологическое развитие лежит на родителях.

Во многих случаях  одинокий родитель не может помочь ребенку, не находит взаимопонимания. На помощь приходит школа. Результаты своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, могут проявляться в различных аспектах:

  • в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, ощущает ли он свою безопасность и защищенность
  • в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании
  • в осознании родителем значимости своей родительской деятельности, появлении родительской ответственности
  • в оптимистическом взгляде родителей на жизнь, на возможность решения родительских и семейных проблем.

Школа собирает, направляет информацию и оказывает содействие в выявлении неблагополучных  семей с целью принятия своевременных  мер по защите прав детей и оказанию им необходимой помощи. В нашей  школе часто встречаются дети, чьи родители не обеспечивают им условия жизни необходимые для всестороннего развития, не занимаются их воспитанием, а нередко и содержанием.

Основной контингент нашей школы – интерната –  это дети из семей, находящихся в  социально – опасном положении. Такие дети могут проявлять агрессивность по отношению к сверстникам, могут прогуливать уроки без уважительной причины, становятся причиной конфликтов во внешкольное время.

Несмотря на отставание в учебе, значительная часть этих детей отличается трудолюбием, могут иметь достаточно четкие профессиональные намерения, владеют трудовыми навыками, стремятся к получению рабочей профессии, к экономической самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании. При индивидуальном подходе к такому ребенку он способен выполнить определенную работу, что благотворно влияет на успеваемость учащегося.

В семье, где есть взаимное уважение, доверие, где люди любят  и умеют трудиться, где каждый отвечает за что-то, вырастает человек, убежденный, что за свои поступки, плохие или хорошие, он отвечает сам.

 

 

VI. Критерии эффективности и формы оценки

деятельности службы социально-психологического сопровождения

 

Оценка деятельности службы социально-педагогического  сопровождения дается по ее результатам, с учетом стажа и опыта работы, на основе глубокого анализа фактов, мнения жителей микрорайона, актива общественности, детей, предприятий, учреждений, организаций микрорайона, родителей, работников образовательных учреждений.

В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, новизну социально-психологической деятельности, специфику объектов деятельности. При оценке деятельности службы социально-педагогического сопровождения учитываются конечные результаты двух или трехлетней работы и промежуточные (по итогам года).

Результаты деятельности службы социально-педагогического  сопровождения могут быть оценены  с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных служб, проведения анкетирования по итогам его работы, анализа динамики социально-психологических процессов (как осуществляется защита прав и интересов детей; уменьшилось ли число детей, не посещающих школу, и. т. п.).

Можно выделить два подхода к  анализу эффективности деятельности службы социально-психологического сопровождения.

Первый – это соотношение  между достигнутыми результатами и  затратами, связанными с их обеспечением. Например:

  • затраты сохраняются на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях достигнуты более высокие по сравнению с прежними периодами;
  • затраты сокращены, а результаты остались те же или даже выросли;
  • затраты в какой-то степени возросли, но и результаты достигли более высокого уровня.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями