Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:07, методичка
Цель работы – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.
Как видно из первого определения, причиной нахождения семьи в социально опасном положении может быть безнадзорность или беспризорность детей. Согласно ст. 1 Закона безнадзорным ребенком можно считать «несовершеннолетнего, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц», а беспризорным – «безнадзорного, не имеющего места жительства и (или) места пребывания».
Проводя работу по выявлению семей, находящихся в социально- опасном положении, школы, в силу п. 2 ст. Закона, обязаны информировать:
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона школы являются учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подведомственными специальным органам той же системы – органам управления образованием. Вместе с тем в рамках указанной системы каждая школа обладает собственной компетенцией и обязанностями, в т. ч. по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей (подп. 3 ч. ст. 14 Закона).
Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, осуществляется, как правило, работниками школы, имеющими непосредственное отношение к воспитательному процессу: педагогами – психологами, социальными педагогами и классными руководителями. Однако это могут делать и иные работники школы (в т. ч. не занимающиеся педагогической работой), с последующим сообщением об этом администрации школы или специально уполномоченному должностному лицу.
Выявив семью, находящуюся в социально-опасном положении, школа проводит с ней работу по следующим направлениям.
В рамках оказания помощи семье в обучении детей школа:
В рамках оказания помощи семье в воспитании детей школа:
Оказание помощи в обучении и воспитании осуществляется школой с учетом обстановки в каждой конкретной семье. В рамках этой помощи школой совместно с правоохранительными органами, КДН и ЗП, а также органами опеки и попечительства могут приниматься меры к родителям вплоть до лишения их родительских прав и выселения из жилого помещения, занимаемого совместно с ребенком, на основании ч. 2 ст. 91 Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, родители, забывающие о своих родительских обязанностях, по инициативе школы могут привлекаться в установленном порядке к административной (ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и уголовной (ст. 150, 151, 156, 242.1 Уголовного кодекса РФ) ответственности за неисполнение) своих обязанностей, а также за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные действия (включая употребление алкоголя, наркотиков и иных запрещенных веществ).
В этой связи также необходима совместная работа школы и правоохранительных органов (прокуратура, милиция), а также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Порядок такого взаимодействия определяется Законом, иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней.
Также администрация школы должна повсеместно осуществлять строгий контроль исполнения уполномоченными работниками школы обязанностей по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.
6. Совместная
работа школы, семьи и
При работе с семьей основополагающими являются следующие задачи:
Для выявления и оказания своевременной помощи детям из социально незащищенных семей на начало года были разработаны критерии социального паспорта класса.
С каждым годом увеличивается количество учащихся из неполных семей. Больше всех в школе учащихся из семей, чьи родители развелись.
К социально – незащищенным семьям относятся:
Учащиеся из таких семей нуждаются в особом подходе, поддержке со стороны школы и государства. Рост неполных семей – это не социальная проблема, требующая решения, а социальная реальность, которая ждет помощи. Большая доля ответственности за процесс социального формирования ребенка, а также его личностное и психологическое развитие лежит на родителях.
Во многих случаях одинокий родитель не может помочь ребенку, не находит взаимопонимания. На помощь приходит школа. Результаты своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, могут проявляться в различных аспектах:
Школа собирает, направляет информацию и оказывает содействие в выявлении неблагополучных семей с целью принятия своевременных мер по защите прав детей и оказанию им необходимой помощи. В нашей школе часто встречаются дети, чьи родители не обеспечивают им условия жизни необходимые для всестороннего развития, не занимаются их воспитанием, а нередко и содержанием.
Основной контингент нашей школы – интерната – это дети из семей, находящихся в социально – опасном положении. Такие дети могут проявлять агрессивность по отношению к сверстникам, могут прогуливать уроки без уважительной причины, становятся причиной конфликтов во внешкольное время.
Несмотря на отставание в учебе, значительная часть этих детей отличается трудолюбием, могут иметь достаточно четкие профессиональные намерения, владеют трудовыми навыками, стремятся к получению рабочей профессии, к экономической самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании. При индивидуальном подходе к такому ребенку он способен выполнить определенную работу, что благотворно влияет на успеваемость учащегося.
В семье, где есть взаимное уважение, доверие, где люди любят и умеют трудиться, где каждый отвечает за что-то, вырастает человек, убежденный, что за свои поступки, плохие или хорошие, он отвечает сам.
VI. Критерии эффективности и формы оценки
деятельности службы социально-психологического сопровождения
Оценка деятельности службы социально-педагогического сопровождения дается по ее результатам, с учетом стажа и опыта работы, на основе глубокого анализа фактов, мнения жителей микрорайона, актива общественности, детей, предприятий, учреждений, организаций микрорайона, родителей, работников образовательных учреждений.
В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, новизну социально-психологической деятельности, специфику объектов деятельности. При оценке деятельности службы социально-педагогического сопровождения учитываются конечные результаты двух или трехлетней работы и промежуточные (по итогам года).
Результаты деятельности службы социально-педагогического сопровождения могут быть оценены с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных служб, проведения анкетирования по итогам его работы, анализа динамики социально-психологических процессов (как осуществляется защита прав и интересов детей; уменьшилось ли число детей, не посещающих школу, и. т. п.).
Можно выделить два подхода к
анализу эффективности
Первый – это соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с их обеспечением. Например:
Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями