Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:14, реферат
Цель данной работы - изучить специфику социально-педагогической деятельности в учреждениях для несовершеннолетних.
Задачи - на основе теоретического материала выявить и рассмотреть:
- этапы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра;
- социально - педагогическую деятельность в учреждениях государственного попечения.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних ……….4
в условиях реабилитационного центра ……………………………………….4
2. Социально - педагогическая деятельность в учреждениях ………………10
государственного попечения ………………………………………………….10
Заключение ……………………………………………………………………..17
Список использованных источников ………………………………………….18
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Социально-педагогическая
реабилитация
в условиях реабилитационного центра ……………………………………….4
2. Социально - педагогическая деятельность в учреждениях ………………10
государственного попечения ………………………………………………….10
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников ………………………………………….18
Введение
Экономическая, политическая ситуация последних десятилетий, кризис семьи и образования, падение жизненного уровня, психоэмоциональная перегрузка родителей, резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов привели к росту социальных проблем несовершеннолетних и их семей, возрастанию безнадзорности, наблюдается устойчивая тенденция роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим все большее внимание уделяется развитию социальной работы в рамках системы образования, которая предусматривает защиту прав детства. Во многих регионах России уже сложились системы как по выявлению детей, нуждающихся в различных формах поддержки, так и по формам оказания им непосредственной помощи.
Актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации.
Разработкой теоретических и практических аспектов, связанных со спецификой социально - педагогической деятельности в учреждениях для несовершеннолетних занимались такие ученые как М. Н. Мирсагатова, М. А. Галагузова, Ю.В. Василькова, А. М. Нечаева, Л. Никитина, Л. Горева и др. В процессе освещения темы автор опирался на указанные работы.
Цель данной работы - изучить специфику социально-педагогической деятельности в учреждениях для несовершеннолетних.
Задачи - на основе теоретического
материала выявить и
- этапы социально-
- социально - педагогическую
деятельность в учреждениях
Реферат состоит из введения, основной части, которая представлена двумя главами, заключения и списка использованных источников.
1 Социально-педагогическая
реабилитация
Федеральный закон от 24.06.1999
N 120-ФЗ «Об основах системы
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют профилактику безнадзорности и беспризорности, а также социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации : оставшиеся без попечения родителей, страдающие от алкоголизма родителей, родительского небрежения, невнимания, жестокости.
Реабилитационные центры предназначены для временной реабилитации детей.
Основными задачами центра являются:
Основными направлениями деятельности социально-реабилитационных центров являются:
Дезадаптация детей и подростков выражается в нарушении физического и психического здоровья ребенка, разрыве его социальных связей с семьей и другими институтами социализации; деформации личностных структур, сужении важнейших видов деятельности, необходимых для нормальной социализации. В связи с этим возникает необходимость в проведении социально-педагогической реабилитации. Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество, на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе, на получение необходимого образования. Социально-педагогическая реабилитация имеет комплексный характер, так как в своем арсенале использует медицинские, психологические, педагогические, социально-правовые меры [6, С. 120].
В работе с несовершеннолетним и его семьей можно выделить следующие этапы:
1. Диагностический
На каждом этапе осуществляется комплексный подход:
Каждый этап имеет свои цели и задачи, может быть сужен или развернут во времени и по содержанию и по мере необходимости.
Особенно важным является диагностический этап, цель которого – осуществление дифференцированной, индивидуально-направленной диагностики. На этом выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведение подростка; разрабатываются индивидуальные программы его реабилитации.
Работа с семьями воспитанников начинается со сбора первоначальной информации о семье, розыск родителей, родственников несовершеннолетних и иных социальных контактов для того, чтобы определить возможности сохранения семьи, перспективы его устройства и разработать индивидуальную программу реабилитации. Специалисты Центра посещают семью ребенка и производят обследование условий жизни и воспитания. При этом исследуются бытовые условия его жизни, доходы семьи, выявляются проблемы алкоголизма, наркомании, здоровья родителей и членов семьи. Обращается внимание на общую атмосферу в семье, особенности поведения, взаимоотношения членов семьи, внимание семьи к проблемам ребенка, возможности организации лечения, отдыха, дополнительного образования. По возможности, это обследование проводится совместно с инспекторами по опеке [9, С. 164].
Одновременно осуществляется и психолого-педагогическая, медицинская диагностика. Как правило, у таких детей наблюдаются отклонения в психоэмоциональной сфере, внешняя агрессивность, тревожность. Психологическая диагностика позволяет понять причины возникновения проблем, трудностей воспитания, обучения, отклоняющихся форм поведения, выявляет особенности поведения и личности несовершеннолетнего, психологические проблемы, отношения к детям, взрослым, отношения к самому себе. Система психолого – диагностической работы с детьми в целом включает две схемы : диагностический минимум и углубленное психологическое обследование.
Диагностический минимум
имеет цель выявления уровня развития
психических процессов и
С помощью медицинской диагностики выявляются заболевания несовершеннолетних : часто эти дети физически ослаблены, с различными хроническими, инфекционными заболеваниями, а также отмечаются так называемые социальные болезни – соцпедзапущенность, бродяжничество, табакокурение, педикулез, токсикомания, алкоголизация и наркомания.
Второй этап социально – педагогической реабилитации - коррекционно-реабилитационный : оказание помощи семье и реабилитация несовершеннолетних. После проведения комплексной диагностики разрабатывается индивидуальный план реабилитации. Детям и подросткам оказывается психосоциальная, медицинская, коррекционно-реабилитационная помощь. С несовершеннолетними работают специалисты центра: психолог, психотерапевт, социальный педагог.
Самое сложное направление деятельности социально-реабилитационного центра - работа с семьей [14, С. 27]. Социальная реабилитация ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. В реабилитационных центрах с семьей работают социальные педагоги, психологи, воспитатели, юристы, психотерапевты. Поэтапно совместно с родителями специалисты Центра ставят цели, разрабатывают меры по разрешению трудной ситуации в семье. Это может быть оформление необходимых документов, устройство на работу, получение пенсий или пособий, смена места жительства, лечение от алкоголизма или наркомании, получение специальной психологической помощи, перевод ребенка на иную форму обучения и т.д. Они приглашают родителей на консультации в центр, выезжают на патронаж, проводят беседы; психологи помогают родителям в установлении отношений с ребенком, наблюдают за развитием отношений в семье, за эмоциональным состоянием ребенка после встреч с родителями, за изменениями социального статуса семьи. Если ситуация в семье нормализуется, то принимается решение о возвращении ребенка родителям. К сожалению, приходится констатировать, что часто только страх потерять ребенка заставляет родителей задуматься об изменении своей жизни. В этих случаях приходится прибегать к достаточно жесткому административному стилю взаимоотношений, разъясняя возможные последствия лишения родительских прав.
Психологом на этом этапе осуществляются различные психологические коррекционно-развивающие программы.
Основные задачи:
Система коррекционной работы
строится на основе следующих принципов:
комплексный подход; индивидуальность;
опора на положительные черты
личности ребенка; принцип гуманизма
и ненасильственного
В коррекционной работе специалисты используют групповые и индивидуальные формы работы: ежедневные групповые тренинги со сменой их тематики, в зависимости от состава группы (развитие коммуникативных навыков, снятие агрессивности, повышение самооценки и т.д.); индивидуальные занятия с детьми; индивидуальное психологическое консультирование.
Важную роль в социально-психологической реабилитации воспитанников реабилитационных центров и формирования у них необходимых качеств личности играет включение их в различные виды трудовой деятельности. В Центрах создаются условия для привития детям жизненно необходимых трудовых навыков; могут быть организованы столярная, швейная мастерские. К работе с детьми необходимо привлекать профессиональные училища, службу занятости населения, предприятия различных форм собственности с целью организации профессиональной ориентации и подготовки подростков, расширения сферы их трудовой деятельности.
После возращения детей в семью продолжается социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних решают важные задачи по преодолению роста числа дезадаптированных подростков, устраняют причины проявлений дезадаптации еще на начальном этапе, до разрыва подростка с семьей. Такое направление деятельности является перспективным, так как на его базе можно целостно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на ребенка, оказавшегося в трудной ситуации, так и на его семью.
2 Социально - педагогическая
деятельность в учреждениях
Государственное попечение - создание неусыновленному ребенку (ребенку-сироте) нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский приют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат [10, С. 55].
По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на детские дома для дошкольников, детские дома для школьников и разновозрастные детские дома. Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским фондом им. В.И. Ленина, а правовым основанием для него послужило Постановление Правительства СССР от 1988 года «О создании детских домов семейного типа».